Сколько в России автономных областей

0
0

За последние 30 лет число автономных областей в России существенно сократилось. Сколько их осталось на данный момент и почему произошли такие изменения.

История появления автономных областей в РСФСР

Первые автономные области в РСФСР начали создаваться после Октябрьской революции 1917 года на территориях с компактным проживанием этнических меньшинств. Целью было предоставление им культурной и административной автономии.

В хронологическом порядке на территории РСФСР были образованы следующие автономные области:
  • Карельская трудовая коммуна (1920 г.).
  • Киргизская (1920 г.).
  • Якутская (1922 г.).
  • Бурят-Монгольская (1923 г.).
  • Калмыцкая (1935 г.).

Первоначально автономные области существовали наравне с другими субъектами РСФСР, такими как губернии и области. Однако в 1920-1930-х годах большинство автономных областей вошли в состав краев и утратили статус отдельных субъектов федерации.

Статус автономных областей как субъектов РФ

С принятием Конституции России 1993 года автономные области получили статус полноправных субъектов Российской Федерации наряду с республиками, краями, областями и другими образованиями.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации.

Статус автономной области закрепляется в Конституции РФ, а также в уставе самой автономной области, принимаемом ее законодательным органом.

Особенностью автономных областей является то, что на их территории компактно проживает определенная этническая группа, которой и предоставляется культурно-административная автономия.

Название автономии Титульный этнос
Коми-Пермяцкий автономный округ Коми-пермяки
Ханты-Мансийский автономный округ Ханты и манси

Автономные округа России

Автономные округа появились в РСФСР в 1920-1930-х годах по аналогии с обычными округами, на которые делились края и области. Первоначально автономные округа юридически входили в состав других субъектов РФ.

Отличие автономных округов от областей заключалось в том, что:

  • они создавались на меньшей территории проживания этнической группы;
  • не имели статуса отдельного субъекта РФ, а входили в состав краев и областей.

Максимальное число автономных округов в России достигло 10 в период с 1930-х по 2005 год. Затем последовала волна их объединения с "материнскими" субъектами РФ.

Флаг автономии развивается на фоне гор.

Упразднение большинства автономных областей в 1990-х годах

В начале 1990-х годов произошла волна преобразования автономных областей в автономные республики. Причины этого были следующие:

  • усиление национальных движений в автономиях;
  • стремление местных элит повысить статус своих регионов;
  • желание иметь больше полномочий и экономической самостоятельности.

В итоге к 1993 году практически все автономные области РСФСР преобразовались в республики, за исключением Еврейской автономной области.

Объединение автономных округов с другими субъектами РФ в 2000-х годах

Ситуация с автономными округами сложилась иная. До 2000-х годов они юридически входили в состав краев и областей России.

Однако затем федеральный центр провел политику укрупнения регионов путем интеграции автономных округов с их "материнскими" субъектами РФ. Это позволило:

  • упростить систему управления;
  • повысить эффективность использования природных ресурсов.

К 2009 году все автономные округа, кроме Чукотского, были интегрированы в состав других субъектов РФ.

Сколько в России автономных областей на данный момент

На 2023 год в составе Российской Федерации осталась всего одна автономная область - Еврейская. Остальные 5 автономных областей, существовавших в РСФСР, к настоящему времени преобразованы в республики.

Современное число автономных округов в составе РФ

Число самостоятельных автономных округов также сократилось до двух. Это Чукотский АО и Ненецкий АО. Остальные автономные округа интегрированы в состав других субъектов РФ.

Тем не менее, название "автономный округ" сохранилось в официальных названиях некоторых регионов, несмотря на утрату ими статуса отдельного субъекта федерации:

  • Ямало-Ненецкий автономный округ.
  • Ханты-Мансийский автономный округ.

Аналоги автономных областей в зарубежных странах

Автономные территориальные образования существуют и в ряде зарубежных федеративных государств. Например:

  • автономные области в Испании - Страна Басков, Каталония, Галисия;
  • автономные кантоны в Швейцарии населенные этническими меньшинствами;
  • автономные районы в Китае - Тибет, Синьцзян-Уйгурский.

Общими чертами с российской моделью являются:

  • наличие этнокультурной автономии;
  • особый правовой статус территории.

Отличия же заключаются в бόльших полномочиях местных органов власти и меньшей степени контроля из центра.

Выгоды и издержки автономий для Российской Федерации

Существование автономных образований имеет как плюсы, так и минусы для России:

Выгоды:

  • Сохранение этнокультурного многообразия.
  • Учет интересов меньшинств.
  • Снижение сепаратистских настроений.

Издержки:

  • Сложность управления.
  • Риски сепаратизма.
  • Неэффективное расходование бюджетных средств.

Оптимальная модель автономий для РФ

Исходя из международного опыта и российских реалий, оптимальной моделью автономий представляется:

  • расширение полномочий автономий в вопросах культуры и языка;
  • сохранение единства правового и экономического пространства страны;
  • четкие бюджетные трансферты и налоговое регулирование;
  • система сдержек и противовесов во взаимоотношениях центра и регионов.
Дети в национальных костюмах танцуют у костра.

Практические рекомендации федеральному центру по работе с автономиями

Для обеспечения оптимального функционирования автономных образований федеральному центру следует:

  1. Учитывать этнокультурную специфику автономий в государственной политике.
  2. Обеспечивать представительство автономий в федеральных органах власти.
  3. Создавать условия для развития языков и культуры автономий.
  4. Выделять целевые трансферты на развитие инфраструктуры автономий.
  5. Не допускать дискриминации автономий в бюджетно-финансовой сфере.

Рекомендации региональным элитам автономий

Для конструктивного взаимодействия с федеральным центром лидерам автономий следует:

  1. Учитывать общегосударственные интересы РФ в своей политике.
  2. Избегать радикальных и сепаратистских лозунгов.
  3. Настаивать на расширении полномочий автономий строго легальным путем.
  4. Не допускать дискриминации этнических меньшинств на территории автономий.
  5. Стремиться к межнациональному миру и согласию в регионе.

Поиск разумного баланса интересов

Оптимальная модель автономий требует поиска разумного баланса интересов между:

  • сохранением территориальной целостности страны;
  • обеспечением прав этнических групп на самоопределение.

Эффективный механизм - закрепление расширенных прав автономий в Конституции и федеральных законах при недопущении сепаратизма.

Исторический опыт урегулирования вопросов автономий в СССР и России

В советский период был накоплен определенный опыт урегулирования проблем автономий.

Положительные примеры:

  • Предоставление автономиям права развития языка и культуры титульных этносов.
  • Выделение целевых инвестиций на развитие автономных республик и округов.

Негативные моменты:

  • Подавление инакомыслия и национальных движений в автономиях.
  • Навязывание решений без учета мнения региональных элит.

Актуальные риски дестабилизации ситуации в российских автономиях

В настоящее время сохраняются риски обострения ситуации вокруг статуса некоторых автономий:

  • Татарстан - вопрос о государственном суверенитете.
  • Чечня - требования исламизации.
  • Тува - сепаратистские настроения.

Методы профилактики сепаратистских тенденций в автономиях

Чтобы не допустить роста сепаратистских настроений, России необходимо:

  1. Вести патриотическую работу с молодежью автономий.
  2. Пресекать экстремистскую деятельность.
  3. Поддерживать умеренные региональные элиты автономий.
  4. Учитывать законные требования населения автономий.

Перспективы совершенствования модели автономий в России

В будущем целесообразно продолжить совершенствование российской модели автономий с учетом лучших практик других федеративных государств.