В каком году введен единый госэкзамен: история появления ЕГЭ в России

0
0

ЕГЭ - самый массовый и значимый экзамен для миллионов российских школьников. Когда и почему он появился? Давайте разберемся вместе.

Предпосылки введения ЕГЭ

В 1990-е годы в России сложилась ситуация неравного доступа к качественному образованию. Учащиеся из благополучных регионов и крупных городов имели больше возможностей для подготовки к поступлению в вузы по сравнению с выпускниками из отдаленных районов страны. В то же время отсутствовала единая система объективной оценки знаний.

Это стало одной из ключевых предпосылок для введения централизованного тестирования по примеру США и ряда европейских стран. ЕГЭ должен был обеспечить равные условия для всех выпускников и повысить объективность оценивания.

Экспериментальный этап (2001-2008 гг.)

Первый эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 2001 году в нескольких пилотных регионах:

  • Республика Чувашия;
  • Республика Марий Эл;
  • Республика Саха (Якутия);
  • Самарская область;
  • Ростовская область.

ЕГЭ проводился по 8 предметам. В следующем, 2002 году, география тестирования расширилась до 16 регионов, а в 2003 году эксперимент охватил уже 47 субъектов РФ.

К 2008 году ЕГЭ сдавали порядка 1 млн учащихся во всех регионах страны. На этапе 2001-2008 гг. перечень экзаменов определялся каждым регионом самостоятельно в рамках эксперимента.

Основными целями введения ЕГЭ были:

  1. Повышение объективности оценки знаний.
  2. Обеспечение равного доступа к образованию.
  3. Упрощение поступления в вузы для иногородних абитуриентов.

По результатам экспериментального этапа выявились как плюсы, так и минусы нового экзаменационного формата:

Плюсы ЕГЭ Минусы ЕГЭ
- Объективность оценивания - Нестыковка с системой оценок в школе
- Возможность поступления в вузы других регионов - Сложности с учетом региональной специфики в заданиях

ЕГЭ как основная форма аттестации (с 2009 г.)

В каком году введен ЕГЭ на всей территории России в качестве основной формы итоговой аттестации выпускников школ и вступительных экзаменов в вузы? Это произошло в 2009 году. С этого момента сдача ЕГЭ стала обязательной для получения аттестата о среднем образовании.

Портрет выпускницы школы с аттестатом

Изменение структуры и содержания КИМов

Каком году были утверждены основные документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМов) для ЕГЭ - кодификатор элементов содержания, спецификация и демоверсия экзаменационной работы?

Это произошло в 2013 году. Благодаря этому теперь заранее определены примерная форма, структура и элементы содержания заданий ЕГЭ.

Новые возможности поступления в вузы по результатам ЕГЭ

Также в 2009 году появилась возможность подавать сразу несколько заявлений в разные вузы по результатам ЕГЭ без повторной сдачи вступительных испытаний. Это существенно упростило поступление для иногородних абитуриентов.

Учитель пишет формулы на доске перед учениками

Отказ от устного экзамена: за и против

В то же время в 2009 году было принято решение об отказе от устной части экзамена. Это вызвало многоспоры среди педагогов и общественности.

С одной стороны, письменный экзамен позволяет более объективно оценить знания большего числа учащихся. С другой стороны, при отсутствии устного экзамена теряются навыки грамотной устной речи.

Реформа ЕГЭ по математике

В 2015 году была проведена реформа ЕГЭ по математике. Экзамен был разделен на два уровня:

  1. Базовый.
  2. Профильный.

Базовый ЕГЭ по математике не требуется сдавать для поступления в вузы, где отсутствует вступительный экзамен по этому предмету. Он нужен только для получения аттестата.

Профильный ЕГЭ обязателен для поступающих в вузы со сдачей математики. Таким образом реализуется возможность дифференциации в зависимости от выбранного профиля обучения.

Введение ЕГЭ по иностранным языкам

Впервые в какого года вводят эксперимент по введению ЕГЭ по китайскому языку начался в 2016 году в Амурской области. А с 2019 года этот экзамен утвержден на всероссийском уровне.

В перспективе возможно введение аналогичных экзаменов по другим языкам, что будет стимулировать их изучение в школах.

Дискуссии и критика вокруг ЕГЭ

ЕГЭ как новая форма итоговой аттестации вызвала множество споров в обществе. Рассмотрим основные аргументы сторонников и противников ЕГЭ.

Аргументы сторонников ЕГЭ

Сторонники ЕГЭ выделяют следующие достоинства новой формы экзамена:

  • Повышение объективности при оценке знаний;
  • Возможность сравнения результатов выпускников из разных регионов;
  • Упрощение процедуры поступления в вузы для иногородних абитуриентов.

По их мнению, ЕГЭ позволяет более справедливо оценивать выпускников по единым критериям с помощью автоматизированной проверки.

Позиция критиков ЕГЭ

С другой стороны, у ЕГЭ есть немало противников, которые указывают на такие недостатки:

  • Формализация знаний в угоду тестовым технологиям;
  • Отсутствие возможности проверить творческие и коммуникативные навыки;
  • Высокий стресс для выпускников;
  • Невозможность учесть региональную специфику в контрольных заданиях.

По их мнению, ЕГЭ не позволяет в полной мере оценить метапредметные результаты обучения и приводит к формальному усвоению знаний.

Предложения по реформированию ЕГЭ

Для решения части проблем предлагается:

  1. Вернуть устную часть экзамена по гуманитарным предметам.
  2. Увеличить время экзамена для снижения стрессовой нагрузки.
  3. Ввести региональный компонент заданий с учетом местной специфики.

Однако в целом ЕГЭ продолжает вызывать много вопросов у педагогов и выпускников.

Будущее ЕГЭ: ожидаемые изменения

Несмотря на критику, ЕГЭ продолжает совершенствоваться. К 2030 году ожидается переход на полностью компьютеризированную проверку, в том числе сочинений и заданий с развернутым ответом.

Это позволит полностью отказаться от ручной проверки и повысить объективность оценивания. Также не исключен отказ от бланочной технологии в пользу компьютерного тестирования.

Расширение перечня предметов ЕГЭ

В перспективе до 2030 года возможно дальнейшее расширение перечня экзаменов ЕГЭ.

В частности, обсуждается целесообразность введения отдельного обязательного экзамена по астрономии, которая сейчас входит в состав базового курса физики.

Также есть предложения добавить экзамены по праву и экономике, которые востребованы при поступлении на ряд специальностей.

Новые форматы и технологии

Помимо расширения перечня предметов, возможны изменения в форматах и технологиях проведения экзамена.

В частности, для заданий с развернутыми ответами может быть введена автоматизированная проверка с использованием технологий искусственного интеллекта.

Это позволит сократить сроки проверки и повысить объективность оценивания открытых вопросов ЕГЭ.

ЕГЭ по иностранным языкам

Активно ведется работа по расширению экзаменов ЕГЭ по иностранным языкам.

В какого года вводят английский язык в перечень общеобразовательных вступительных испытаний в форме ЕГЭ? Пока этого не произошло.

Однако в перспективе английский и другие языки могут стать полноценными экзаменами ЕГЭ наряду с русским языком и математикой.