В каком году введен единый госэкзамен: история появления ЕГЭ в России
ЕГЭ - самый массовый и значимый экзамен для миллионов российских школьников. Когда и почему он появился? Давайте разберемся вместе.
Предпосылки введения ЕГЭ
В 1990-е годы в России сложилась ситуация неравного доступа к качественному образованию. Учащиеся из благополучных регионов и крупных городов имели больше возможностей для подготовки к поступлению в вузы по сравнению с выпускниками из отдаленных районов страны. В то же время отсутствовала единая система объективной оценки знаний.
Это стало одной из ключевых предпосылок для введения централизованного тестирования по примеру США и ряда европейских стран. ЕГЭ должен был обеспечить равные условия для всех выпускников и повысить объективность оценивания.
Экспериментальный этап (2001-2008 гг.)
Первый эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 2001 году в нескольких пилотных регионах:
- Республика Чувашия;
- Республика Марий Эл;
- Республика Саха (Якутия);
- Самарская область;
- Ростовская область.
ЕГЭ проводился по 8 предметам. В следующем, 2002 году, география тестирования расширилась до 16 регионов, а в 2003 году эксперимент охватил уже 47 субъектов РФ.
К 2008 году ЕГЭ сдавали порядка 1 млн учащихся во всех регионах страны. На этапе 2001-2008 гг. перечень экзаменов определялся каждым регионом самостоятельно в рамках эксперимента.
Основными целями введения ЕГЭ были:
- Повышение объективности оценки знаний.
- Обеспечение равного доступа к образованию.
- Упрощение поступления в вузы для иногородних абитуриентов.
По результатам экспериментального этапа выявились как плюсы, так и минусы нового экзаменационного формата:
Плюсы ЕГЭ | Минусы ЕГЭ |
- Объективность оценивания | - Нестыковка с системой оценок в школе |
- Возможность поступления в вузы других регионов | - Сложности с учетом региональной специфики в заданиях |
ЕГЭ как основная форма аттестации (с 2009 г.)
В каком году введен ЕГЭ на всей территории России в качестве основной формы итоговой аттестации выпускников школ и вступительных экзаменов в вузы? Это произошло в 2009 году. С этого момента сдача ЕГЭ стала обязательной для получения аттестата о среднем образовании.
Изменение структуры и содержания КИМов
Каком году были утверждены основные документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМов) для ЕГЭ - кодификатор элементов содержания, спецификация и демоверсия экзаменационной работы?
Это произошло в 2013 году. Благодаря этому теперь заранее определены примерная форма, структура и элементы содержания заданий ЕГЭ.
Новые возможности поступления в вузы по результатам ЕГЭ
Также в 2009 году появилась возможность подавать сразу несколько заявлений в разные вузы по результатам ЕГЭ без повторной сдачи вступительных испытаний. Это существенно упростило поступление для иногородних абитуриентов.
Отказ от устного экзамена: за и против
В то же время в 2009 году было принято решение об отказе от устной части экзамена. Это вызвало многоспоры среди педагогов и общественности.
С одной стороны, письменный экзамен позволяет более объективно оценить знания большего числа учащихся. С другой стороны, при отсутствии устного экзамена теряются навыки грамотной устной речи.
Реформа ЕГЭ по математике
В 2015 году была проведена реформа ЕГЭ по математике. Экзамен был разделен на два уровня:
- Базовый.
- Профильный.
Базовый ЕГЭ по математике не требуется сдавать для поступления в вузы, где отсутствует вступительный экзамен по этому предмету. Он нужен только для получения аттестата.
Профильный ЕГЭ обязателен для поступающих в вузы со сдачей математики. Таким образом реализуется возможность дифференциации в зависимости от выбранного профиля обучения.
Введение ЕГЭ по иностранным языкам
Впервые в какого года вводят эксперимент по введению ЕГЭ по китайскому языку начался в 2016 году в Амурской области. А с 2019 года этот экзамен утвержден на всероссийском уровне.
В перспективе возможно введение аналогичных экзаменов по другим языкам, что будет стимулировать их изучение в школах.
Дискуссии и критика вокруг ЕГЭ
ЕГЭ как новая форма итоговой аттестации вызвала множество споров в обществе. Рассмотрим основные аргументы сторонников и противников ЕГЭ.
Аргументы сторонников ЕГЭ
Сторонники ЕГЭ выделяют следующие достоинства новой формы экзамена:
- Повышение объективности при оценке знаний;
- Возможность сравнения результатов выпускников из разных регионов;
- Упрощение процедуры поступления в вузы для иногородних абитуриентов.
По их мнению, ЕГЭ позволяет более справедливо оценивать выпускников по единым критериям с помощью автоматизированной проверки.
Позиция критиков ЕГЭ
С другой стороны, у ЕГЭ есть немало противников, которые указывают на такие недостатки:
- Формализация знаний в угоду тестовым технологиям;
- Отсутствие возможности проверить творческие и коммуникативные навыки;
- Высокий стресс для выпускников;
- Невозможность учесть региональную специфику в контрольных заданиях.
По их мнению, ЕГЭ не позволяет в полной мере оценить метапредметные результаты обучения и приводит к формальному усвоению знаний.
Предложения по реформированию ЕГЭ
Для решения части проблем предлагается:
- Вернуть устную часть экзамена по гуманитарным предметам.
- Увеличить время экзамена для снижения стрессовой нагрузки.
- Ввести региональный компонент заданий с учетом местной специфики.
Однако в целом ЕГЭ продолжает вызывать много вопросов у педагогов и выпускников.
Будущее ЕГЭ: ожидаемые изменения
Несмотря на критику, ЕГЭ продолжает совершенствоваться. К 2030 году ожидается переход на полностью компьютеризированную проверку, в том числе сочинений и заданий с развернутым ответом.
Это позволит полностью отказаться от ручной проверки и повысить объективность оценивания. Также не исключен отказ от бланочной технологии в пользу компьютерного тестирования.
Расширение перечня предметов ЕГЭ
В перспективе до 2030 года возможно дальнейшее расширение перечня экзаменов ЕГЭ.
В частности, обсуждается целесообразность введения отдельного обязательного экзамена по астрономии, которая сейчас входит в состав базового курса физики.
Также есть предложения добавить экзамены по праву и экономике, которые востребованы при поступлении на ряд специальностей.
Новые форматы и технологии
Помимо расширения перечня предметов, возможны изменения в форматах и технологиях проведения экзамена.
В частности, для заданий с развернутыми ответами может быть введена автоматизированная проверка с использованием технологий искусственного интеллекта.
Это позволит сократить сроки проверки и повысить объективность оценивания открытых вопросов ЕГЭ.
ЕГЭ по иностранным языкам
Активно ведется работа по расширению экзаменов ЕГЭ по иностранным языкам.
В какого года вводят английский язык в перечень общеобразовательных вступительных испытаний в форме ЕГЭ? Пока этого не произошло.
Однако в перспективе английский и другие языки могут стать полноценными экзаменами ЕГЭ наряду с русским языком и математикой.
Похожие статьи
- Многочлены. Разложение многочлена на множители: способы, примеры
- Специальность "государственное и муниципальное управление": кем потом работать?
- Тригонометрия с нуля: основные понятия, история
- Расположение органов у человека (фото). Внутренние органы человека: схема расположения
- Белоруссия или Беларусь: как правильно говорить и писать?
- Характеристика Льва-женщины. Знак Зодиака Лев: описание
- Чем отличается университет от института? Институт и университет: в чем разница