Сказочный герой в необычных обстоятельствах
Великий итальянский сказочник и его методика
Если ваш ребенок плохо пишет сочинения на уроках русского языка, пора заняться с ним развитием речи. Писатель из Италии Джанни Родари, создавший таких сказочных героев, как Чиполлино, Джельсомино и многих других, всю свою жизнь занимался тем, что пытался найти приемы и методики для того, чтобы помочь детям развивать фантазию. Он искал их повсюду – в трудах ученых-филологов, в методиках великих педагогов, анализируя произведения своих коллег-писателей. Для чего все это? Дело в том, что итальянский сказочник прекрасно понимал, что воображение – это часть ума, развивая его, можно тренировать не только творческую индивидуальность, но и память, и фантазию, и в конечном итоге свой ум. Между сознанием и речью существует прямая связь. Послушайте, как зачастую говорят наши дети. Их язык беден прилагательными, причастиями, не говоря уже о таких лексических единицах, как синонимы и антонимы. Пользуясь приемами, собранными Родари, можно создать мотивацию для ребенка, помочь ему постепенно пополнить свой лексический запас новыми словами и полезными литературными выражениями.
О биноме фантазии
Самое главное в занятиях с молчуном (а именно у них речь развита плохо) – разговорить его. Дать ему интересный и увлекательный повод, тему, причину для общения. Один из приемов, предлагаемых для этого Родари, называется биномом фантазии. Что это такое? Часто детская мысль возникает на основе парных, синонимичных или противоположных понятий. Например, понятие «холодный» в сознании ребенка появится одновременно с понятием «горячий», это и есть творчество. Познавая мир, мы оперируем биномами понятий, рассказ или сказка могут возникнуть из бинома фантазии.
Как это работает
По мнению Д. Родари, слова «кот» и «пес» хоть и могут быть антонимами, но не могут стать биномом фантазии (видимо, авторы американского мультсериала «Котопес», создавшие популярного сказочного героя, у которого с одной стороны собачья голова, с другой – кошачья, с его мнением не согласны). Существительные из одной группы понятий возникают в сознании ассоциативно, привычно. Часто воображение не откликается на такие пары, их смысловая близость не сулит ничего заманчивого. Намного лучше, если слова разделены какой-то дистанцией, находятся в разных категориях, чтобы их соседство обещало что-то необычное, чудесное, только тогда воображение вынуждено будет активизироваться, проснуться под влиянием необходимости как-то связать эти слова в фантастическое целое, в котором они смогли бы мирно соседствовать. Поэтому лучше не полагаться на сознание ребенка (ассоциативное мышление помешает удачному подбору слов), а довериться воле случая или жребия. Можно сделать так, чтобы каждый из вас написал свое слово. А потом прочитать их вслух и выяснить, что получилось. Можно слова, написанные на карточках заранее, положить в шляпу и выбрать две карточки вслепую. Удачными сочетаниями писатель посчитал такие пары, как «пес» и «шкаф». Попав в бином фантазии, слова частично утрачивают свои обычные значения, они смещаются и сочетаются друг с другом, что и является одним из условий создания сказки или рассказа. Самый элементарный способ соединить слова – это использовать предлог: пес в шкафу, пес на шкафу, пес со шкафом, шкаф пса и так далее. Вот и родился сказочный герой! Такие сочетания уже могут лечь в основу какой-то фантастической ситуации. Сказочный герой, например, огромный черный пес, всегда таскающий черный шкаф на своей спине. И никто не знает, что или кто у него там внутри. Возможно, появление черного пса с черным шкафом местными жителями в селении истолковывается как плохое предзнаменование. Возникают сплетни, легенды. Люди тревожатся. Ждут напастей. А пес пробежал через поселок, исчез, при этом ничего не случилось. Может быть, просто это его дом, как у улитки, а в шкафу он хранит какие-то нехитрые свои пожитки: сахарные косточки, мячики и так далее. Как сказочный герой, пес может еще и разговаривать. Предложенный бином очень богат различными идеями. Сказочный герой (пес) может еще и взлететь. Ведь в шкафу у него на спине может оказаться двигатель космического корабля. И тогда сказочный летающий герой станет космическим транспортом для других персонажей. Ведь был же использован шкаф писателем Льюисом в качестве фантастического портала, ворот в другой мир в «Хрониках Нарнии».
И напоследок
Герои из сказок часто рождаются под влиянием первичного фантастического бинома. Например, в основе истории о волшебном голосе Джельсомино сам автор методики использовал, по-видимому, бином «голос-правда». Поэтому герой, обладающий сверхъестественным голосом, не мог (в силу своих моральных качеств) использовать его для неблаговидных дел. Прекрасная история получилась! Спасибо писателю за его замечательные идеи!
Похожие статьи
- Музей сказок в Переславле-Залесском: фото, режим работы, как добраться
- Сказочные герои русских сказок: имена и описания
- Сценарий сказки для взрослых - оригинальный способ поздравления юбиляра
- Интересные зарубежные сказки в жанре фэнтези
- С. Я. Маршак, сказка "Двенадцать месяцев": краткое содержание, анализ и характеристика героев
- В какой сказке есть сапоги-скороходы? Сказка Шарля Перро "Мальчик-с-пальчик". "Золушка". "Вещий сон"
- Советские сказки: список наиболее известных фильмов