Калькуляция себестоимости. Расчет стоимости продукции или услуг
Калькуляция себестоимости является одним из важнейших этапов в построении любой коммерческой организации или производственного предприятия. В этой статье описывается формула расчета и приводится несколько примеров, даются рекомендации по корректировке бизнес-плана, а также показаны варианты распределения расходов и их структура.
Калькуляция себестоимости услуг или продукции
Рассмотрим небольшой пример. Один предприниматель открывает торговую точку на рынке по продаже лампочек. Товар идет хорошо, прибыль составляет 30% от общего объема выручки. Поэтому предприниматель решает расшириться. Он берет небольшой кредит и открывает еще несколько точек, увеличивает ассортимент, добавляет новые товары. Потом появляются конкуренты. Чтобы не терять клиентов, предприниматель снижает цены, делая наценку в 10% от закупочной цены. Когда пришел срок возвращать кредит, оказалось, что после погашения у предпринимателя практически не остается личных средств. Получилось, что он так и не вернул первоначально вложенные средства, хотя по его расчетам он всегда продавал товар с прибылью. Рассмотрим, почему так произошло. Наш предприниматель формировал цену исходя из следующей формулы: цена = первоначальная стоимость + наценка. Т.е. прибыль равняется последней. Однако калькуляция себестоимости не учитывала расходы на аренду торговых палаток, зарплату продавцов, транспорт, оплату склада и т.д. Все это называется "накладными расходами", которые уменьшают прибыль. И при составлении плана это необходимо учитывать. Таким образом, прибыль предпринимателя равняется прибыли от продажи лампочек за вычетом накладных расходов. Более точная формула выглядит следующим образом: продажная цена = первоначальная цена + наценка + накладные расходы. Об этом поговорим подробнее.
Накладные расходы
Калькуляция себестоимости – это расчет или определение продажной цены, которое состоит из следующих этапов:
- Определение объема продаж по данному виду товара. Составление плана на будущее.
- Расчет накладных расходов путем составления подробной сметы затрат.
- Они распределяются между всеми видами товара прямо пропорционально количеству проданной продукции.
- Определение желаемой торговой наценки.
Формулы
Исходя из вышеперечисленного, выполняется калькуляция себестоимости товара и формируется продажная стоимость. Иными словами, накладные расходы для продукции A будут равны: объем продаж «итого»\накладные расходы «итого», умноженное на объем продаж. Следовательно, стоимость этого товара при продаже исчисляется по следующей формуле: его изначальная цена + наценка + накладные расходы для него\его количество. Калькуляция себестоимости на производстве рассчитывается несколько иначе. Для этого вычисляют минимальную стоимость производимой продукции, при которой будет получаться плановая прибыль. Учитываются так называемые "переменные" и "постоянные" расходы предприятия. Первые зависят от объемов выпускаемого товара. Выходит, что калькуляция себестоимости продукции рассчитывается по следующей формуле: затраты материалов на изготовление одной единицы товара + трудовые затраты + накладные расходы (которые распределяются по каждому виду продукции) + плановая прибыль + НДС.
Похожие статьи
- Ценообразование и калькуляция в общественном питании
- Как рассчитать себестоимость продукции (товара, услуги) и зачем нужен анализ затрат?
- Основы маркетинга: калькуляция себестоимости продукции
- Прямые и косвенные затраты. Прямые затраты на производство
- Что такое расчет себестоимости продукции
- Себестоимость продаж - это... Расчет себестоимости продаж
- Элементы затрат и статьи затрат. Статьи затрат себестоимости продукции