Школа человеческих отношений: гуманизм для менеджеров
Психология менеджмента изучает особенности функционирования психики в условиях работы, в особенности - командной. Школа человеческих отношений – это отдельное направление в рамках теории менеджмента. Эффективность работы сильно зависит от удовлетворения и мотивации сотрудников, поэтому очень важным оказывается взаимодействие людей на рабочем месте.
Другое мышление для руководителя
На самом деле только рабочих взаимодействий для стойкой сильной мотивации недостаточно. Школа человеческих отношений Мэйо описала множество факторов, необходимых для высокой эффективности. Хотя нужно отметить, что как раз таки эффективность в рамках данного подхода оказалась не столь важной. Свои корни школа человеческих отношений берет в рамках гуманизма и фрейдизма. А эти направления очень далеки от популярного ныне «безжалостного менеджмента».
Большинству скучно
Какова основная мысль, развиваемая этой научной школой? Со временем процессы в бизнес-среде становятся все более однообразными. Творчество в этой среде весьма ограниченно и является работой небольшого количества людей, условно назовем их административно одаренными. Всем остальным на рабочем месте банально…скучно. И в принципе таких людей трудно заставить выполнять рутинные операции. Творческих профессий для всех желающих просто не хватит. Что делать?
Отношения как стимул
«Палочкой-выручалочкой» в данной ситуации становится умение менеджера использовать социальные мотивации сотрудников. Проще говоря, желание дружить, содержательно общаться, соревноваться и эмоционально выражать себя. Рабочее место в этом случае становится сценой самореализации. Управлять такими «артистами», конечно, нелегко, но если менеджер научится использовать ситуацию, то он может добиться очень высоких рабочих показателей. Надо ли говорить, что для менеджера «административная одаренность» - показатель профессиональной пригодности?
Не только деньги
Руководитель должен использовать разные методы мотивации сотрудников. Традиционно эффективной считается экономическая стимуляция. На деле же оказывается, что после повышения некоторого порога работник считает, что ему вполне достаточно денег, а потому «нарабатывает» на некоторую сумму в день, остальное время стараясь не напрягаться. В этом отношении мотивация социальными отношениями сильно отличается тем, что пороговый эффект может вообще не наступать. То есть поддержка коллег и одобрение начальства действуют намного лучше «денежного пряника».
Видение лидера как фактор поддержки
Очень важно также и стимулирование внутренней удовлетворенности сотрудника результатами работы. Поэтому важно оценивать работу не только на предмет ошибок, но и с точки зрения позитивного результата. Сотрудник при этом «глазами начальника» видит значимость своей работы, что сильно его мотивирует для дальнейших усилий. Нередко сотруднику трудно представить значение вклада в общую работу, особенно в сложном бизнесе. И поэтому поддержка менеджера оказывается важной для повышения производительности. Школа человеческих отношений и поведенческих наук различаются по степени гуманизма. Первая ставит в центр личностные качества, вторая же буквально «занимается дрессировкой».
Похожие статьи
- Хоторнский эксперимент и его суть
- История развития менеджмента. Основные этапы развития менеджмента
- Экономические школы и их учения
- Вальдорфская школа - что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика
- Зачем нужна школа детям
- Ницше: философия жизни. Ницше - основоположник философии жизни
- Социология управления и социальное управление. Социология государственного управления