Малыш не говорит: факторы риска, приводящие к продолжительным проблемам с речью
![](http://www.syl.ru/misc/i/ni/2/4/2/7/0/2/1/i/2427021.jpg)
![](http://www.syl.ru/misc/i/ni/2/4/2/7/0/1/8/i/2427018.jpg)
Если вы являетесь родителем, безусловно, вы делаете все возможное, чтобы вашим детям было хорошо. Однако в ситуациях, когда вы не находите ответы на волнующие вас вопросы, вам не справиться в одиночку. К примеру, что делать, если вашему ребенку исполнилось уже полтора года, а он по-прежнему не начинает говорить?
Мнения и беспокойства
Если искать ответ на этот вопрос в Интернете, можно найти десятки тысяч сообщений от весьма обеспокоенных родителей и еще больше - от специалистов. Иногда среди ответов можно найти что-то вроде "возможно, в вашей семье кто-то не разговаривал, пока ему не исполнилось 3 года" или "мальчики всегда начинают говорить поздно".
По словам других родителей, их лечащий врач посоветовал им подождать, пока ребенку не исполнится два года, и уже тогда обращаться за помощью. Родителей можно понять: их беспокойства вполне оправданы, как и стремление обратиться за помощью. Но зачастую они слышат, что им нужно просто подождать и посмотреть. Правильно ли это?
Важный фактор
![](http://www.syl.ru/misc/i/ni/2/4/2/7/0/2/0/i/2427020.jpg?1623837613)
Происходящее может быть весьма трудной ситуацией для родителей: разве можно ничего не делать, когда есть сомнения в развитии ребенка? В результате, когда они пытаются найти ответ, им отвечают, что каждый ребенок развивается в собственном темпе.
![](http://www.syl.ru/misc/i/ni/2/4/2/7/0/2/9/i/2427029.jpg?1623837613)
Безусловно, в подобном утверждении есть доля правды. Однако мы также знаем, что существуют определенные этапы, которые обязательно должны быть достигнуты детьми в определенном возрасте. Если этого не происходит, родители беспокоятся. Как понять, сможет ли малыш догнать своих сверстников самостоятельно?
Особенности
![](http://www.syl.ru/misc/i/ni/2/4/2/7/0/4/6/i/2427046.jpg?1623837613)
Как же определить, соответствует ли словарный запас ребенка его возрасту? Обратите внимание на нижеприведенные сведения:
- Дети в возрасте до 1,5 года должны использовать в своей речи не менее 20-25 слов, включая существительные («печенье»), глаголы («есть»), предлоги («вверх»), прилагательные («горячий») и социальные слова («привет»).
- Дети в возрасте до 2 лет должны использовать примерно 100 слов, а также уметь объединить несколько слов вместе. Подобные словосочетания должны быть созданы непосредственно самим ребенком (например, «песик ушел» или «съесть печенье»).
Сможет ли малыш догнать сверстников самостоятельно?
![](http://www.syl.ru/misc/i/ni/2/4/2/7/0/3/0/i/2427030.jpg?1623837613)
Родители могут предположить, что, даже если их ребенок запаздывает в речевом развитии, чуть позже он сможет наверстать упущенное своими силами. Действительно, одни запаздывающие в речевом развитии впоследствии смогли улучшиться, но другие - нет. На самом деле весьма сложно предсказать, когда ребенок догонит своих сверстников.
Однако специалисты составили список нескольких факторов риска, которые позволяют предположить, что у ребенка с большей вероятностью будут продолжаться языковые трудности и в более взрослом возрасте. Эти факторы включают в себя, например, тихий лепет, наличие ушных инфекций, ограниченное количество согласных звуков, отсутствие имитаций (или копирования) разных слов, а также задержка в понимании и развитии социальных навыков.
![](http://www.syl.ru/misc/i/ni/2/4/2/7/0/1/9/i/2427019.jpg?1623837613)
Если у вашего малыша ограниченный словарный запас для его возраста и присутствует любой из вышеперечисленных факторов риска, следует немедленно проконсультироваться с логопедом. Вместо того чтобы придерживаться подхода «подождем и посмотрим», обратиться за помощью в данной ситуации нужно как можно раньше.
Практические шаги
![](http://www.syl.ru/misc/i/ni/2/4/2/7/0/1/7/i/2427017.jpg?1623837613)
Итак, что делать, если у вашего ребенка наблюдается задержка в речевом развитии? Не стесняйтесь обращаться за помощью: чем раньше вы сделаете это, тем лучше для вашего же малыша.
По поводу своих опасений проконсультируйтесь с речевым специалистом. Более того, проанализируйте, не нарушен ли слух вашего ребенка: даже если вы думаете, он слышит нормально, убедитесь, что он реагирует на звуки различной громкости. Помните: даже незначительное нарушение слуха может вызвать проблемы с речью и языковым развитием.
Постарайтесь превратить повседневную деятельность в возможность для пополнения словарного запаса своего малыша. Чем чаще вы будете общаться с ребенком, тем больше вероятность, что он сможет догнать сверстников самостоятельно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание