Внеурочная деятельность в начальной школе. Программы начальной школы

0
0

Внеурочная деятельность в начальной школе представляет собой комплекс различных мероприятий. Они направлены на решение задач социализации и воспитания, формирования универсальных учебных навыков, развитие интересов учеников в соответствии с основной общей образовательной схемой. Далее разберем подробнее, как может проводиться внеурочная деятельность.

внеурочная деятельность в начальной школе

Начальная школа: ФГОС

Комплекс рассматриваемых мероприятий выступает в качестве неотъемлемого компонента учебного процесса. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет реализовывать нормативные требования, предъявляемые к образовательному учреждению Федеральным стандартом, в полной мере. В процессе школьникам предоставляются возможности посещать разнообразные занятия, задачами которых является всестороннее развитие ученика. Внеурочная деятельность в начальной школе наполнена конкретным содержанием, за счет чего формируется самостоятельность образовательного учреждения.

Цели

Комплекс рассматриваемых мероприятий способствует освоению базовой программы начальной школы. В результате обеспечивается достижение предполагаемых результатов учебного процесса. Речь идет не только о предметных и метапредметных категориях, но и о личностных достижениях детей.

программы внеурочной деятельности начальная школа

Перспективная начальная школа

Внеурочная деятельность способствует формированию воспитывающей среды. Она обеспечивает активизацию интеллектуальных, социальных интересов учеников в свободное от основных занятий время. Кроме того, план внеурочной деятельности построен так, чтобы все мероприятия были направлены на развитие творчески растущей здоровой личности, со сформированным правовым сознанием и гражданской ответственностью. Занятия способствуют подготовке маленького человека к жизнедеятельности в существующих условиях, укрепляют способность к социально-значимой практической активности, реализации добровольческих инициатив.

Задачи

Современная начальная школа способствует:

  • Формированию условий, в которых будут реализованы основные образовательные цели.
  • Оптимизации нагрузки обучающихся. В данном случае речь преимущественно идет о том, как будут распределены классные часы в начальной школе.
  • Формированию способностей и успешной адаптации к общественным условиям, воспитанию трудолюбия, навыков преодоления трудностей, настойчивости в достижении поставленных целей.
  • Включению учеников в разностороннюю деятельность.
    план внеурочной деятельности

Основные направления

Внеурочная деятельность в начальной школе организуется в соответствии с Федеральным стандартом. Основными направлениями, которые предусмотрены в требованиях, являются:

  • Духовно-нравственное.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Социальное.
  • Общекультурное.
  • Интеллектуальное.

Для четкой реализации поставленных задач разрабатываются программы внеурочной деятельности. Начальная школа предоставляет возможности проводить мероприятия в игровой, досугово-развлекательной форме. При этом занятия организовываются по следующим направлениям:

  • Проблемно-ценностное общение.
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.
  • Социальное творчество. В данном случае имеется в виду добровольческая деятельность.
  • Художественное творчество.
  • Трудовая деятельность.
  • Техническое творчество
  • Туристско-краеведческая деятельность.
    перспективная начальная школа внеурочная деятельность

Формы организации

Отведенное время на внеурочную деятельность используется в соответствии с интересами и желаниями учащихся. Оно направлено на реализацию разных организационных форм мероприятий. Занятия могут проводиться в виде экскурсий, секций и кружков, диспутов и конференций, круглых столов и КВНов. В качестве организационной формы может выступать праздничный концерт, школьное научное общество, соревнование, олимпиада, поисковое исследование и прочее. При посещении секций и кружков происходит адаптация учеников в кругу сверстников. Индивидуальная работа педагога при этом способствует углубленному изучению материала. По ходу занятий руководители стремятся раскрывать различные способности учеников. В частности, внеурочная деятельность развивает музыкальные, творческие, организаторские навыки. Это имеет немаловажное значение в процессе духовного становления детей. Занятия должны быть направлены на каждого ученика. Так дети будут чувствовать свою уникальность и востребованность.

программа начальной школы

Дополнительные занятия

При организации внеурочной деятельности руководитель может использовать формы, отличающиеся от учебных. В частности, занятия могут быть индивидуальными с теми детьми, которым необходима психолого-педагогическая и коррекционная поддержка. Речь в данном случае о мероприятиях по постановке спонтанной устной речи, почерка, письма в целом. Занятия могут представлять собой групповые (дистанционные в том числе) консультации для детей разных категорий.

Определяющие моменты

Как выше было сказано, внеурочная деятельность направлена на получение результатов по освоению базовой программы. Однако прежде всего упор делается на выполнение метапредметных и личностных задач. Именно этим определяется специфика внеурочной деятельности. В ходе нее ученик не столько должен что-либо узнать, сколько научиться принимать решения, чувствовать, действовать и прочее.

Влияние особенностей детей на организацию занятий

На седьмом году жизни ребенку достаточно сложно войти в учебный ритм. Из-за быстрой утомляемости ученикам трудно выдерживать статические нагрузки, ограничения в двигательном режиме, быстрые переключения с одной активности на другую. В связи с этим для первоклассника остается еще актуальной деятельность, характерная для садовского периода. Речь идет преимущественно об играх. В связи с этим использование такой формы организации процесса приобретает особое значение в решении вопроса формирования умения учиться. При этом упор на наглядно-образное и действенное мышление способствует развитию логичности в суждениях на первоначальных этапах обучения в школе.

классные часы в начальной школе

Взаимодействие общеобразовательного учреждения и родителей

Выбор направлений внеурочной деятельности, временных рамок (часов на то или иное мероприятие) осуществляется школой. Организационные формы внеурочного процесса определяются также самим образовательным учреждением. Что касается содержания занятий, то оно формируется с учетом предпочтений, интересов и желаний как самих учеников, так и их родителей (представителей).

Группы продленного дня

Такая форма организации внеурочных занятий считается наиболее эффективной. В группах продленного дня предусмотрен обед и прогулки. После них наступает время внеурочной деятельности. До начала самоподготовки целесообразно устраивать детям прогулки, спортивные и подвижные игры и общественно-полезный труд на прилегающем к образовательному учреждению участке. После проведения занятий учащиеся могут поучаствовать в мероприятиях, носящих эмоциональный характер. К ним можно, например, отнести посещение зрелищ, подготовку к концертам, викторинам и последующее их проведение.

Физическое развитие

Посредством соревнований, кружков, организации и проведения физкультурных праздников реализуется спортивно-оздоровительное направление. В данном случае эффективны подвижные игры. Немаловажное значение имеет и организация спортивных секций для детей.

Духовно-нравственное и общекультурное направления

Они реализуются посредством создания кружков народного творчества и прикладного искусства. Занятия могут быть направлены на развитие навыков вышивки "гладью" либо "крестиком", росписи по камню, работы с кожей, деревом, бумагой, соломкой. В кружках дети могут обучаться лоскутной пластике, созданию мягкой игрушки, техническому творчеству (лего-конструированию), домашним ремеслам. В ходе занятий может быть организовано посещение кино, музеев, выставок, фестивалей искусств, театральных спектаклей. В рамках внеурочной деятельности целесообразно уделять большое внимание проведению игр. Это, в частности, может быть постановка миниатюр, инсценировка исторических сюжетов, просмотр программ, чтение, прослушивание музыки. Ученикам могут быть предложены специально отобранные руководителем компьютерные игры.

современная начальная школа

Общее интеллектуальное развитие

Данное направление реализуется посредством таких организационных форм, как беседы и предметные факультативы. Это могут быть такие программы, как "Информатика: алгоритмы и логика", "Детская риторика", "Информационные технологии" и прочие. Целесообразно также создание кружков, например, "Занимательная топонимика", "Путешествие в прошлое", дидактического театра, организация интеллектуального клуба, проведение общественного смотра знаний. Также развитию детей будут способствовать внешкольные акции, имеющие познавательный характер. Кроме того, могут создаваться разного рода исследовательские проекты, конференции и прочее.

Социальное развитие

Это направление может быть ориентировано, кроме прочего, на патриотическое воспитание. Социальное развитие воплощается посредством поисково-исследовательской работы в школьных или семейных архивах, музейных фондах. Очень способствуют патриотическому воспитанию встречи детей с ветеранами, просмотр военных фильмов, тематические сборы, военно-спортивные мероприятия ("Юный спасатель", "Зарница" и другие). В процессе организации любого из направлений внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение может использовать возможности прочих заведений по дополнительному развитию, культурных и спортивных объединений.