Классный час в школе
Эффективное взаимодействие ученика с учителем и учеников друг с другом возможно в условиях правильно организованного учебно-воспитательного процесса в школе. Учебную составляющую педагоги реализуют во время уроков, интеллектуальных турниров, олимпиад. Вторая составляющая – воспитательная – имеет немаловажное значение в школьной жизни. Её сложность усугубляется тем, что в воспитательный процесс вовлечены все участники школьной жизни: учителя, администрация, родители, учащиеся, представители общественности.
Организация воспитательного воздействия в условиях среднего общеобразовательного учреждения
Воспитательная направленность учебного процесса осуществляется в первую очередь в урочной деятельности. Но главной целью на уроке является дидактическая задача, все остальные – второстепенные сопутствующие. Организованное воспитательное воздействие эффективнее всего планировать и проводить на общешкольных акциях, месячниках, тематических неделях, но главное воспитательное мероприятие классного руководителя – это классные часы в школе. Их эффективность заключается в том, что проводятся они еженедельно, при этом затрагивают различные аспекты школьной и общественной жизни.
Воспитательные часы в начальной школе
Маленьким жителям школьного мира с первых дней их пребывания в учебном учреждении особенно требуется воспитательное сопровождение. Учащиеся младших классов, особенно первоклассники, отличаются дезадаптированностью в школьном социуме. Для улучшения качества адаптации младших школьников учитель в план воспитательной работы вносит классный час, который проводится не реже одного раза в неделю.
Тематика проведения, как правило, разнообразная: от направленности школьной тематической недели до школьных проблем конкретного класса. Эффективным есть планирование и проведение классных часов с привлечением других школьных специалистов: школьного психолога, социального педагога, организатора по воспитательной работе.
Тематика внеклассных мероприятий в начальной школе
В начальной школе наиболее соответствует возрастным особенностям участников воспитательного воздействия тематика классного часа, направленная на формирование межличностных отношений, благоприятного психологического климата классного коллектива, развитие позитивных личностных качеств. Разработки классных часов в начальной школе составляются с учётом возрастных требований к категории воспитуемых и должны иметь чётко очерченные воспитательные задачи.
Ориентировочные темы классных часов в начальной школе: «Дружба – это…» (рекомендовано совместное проведение со штатным психологом), «Я – ученик» (направлен на формирование учебной мотивации), «Мир природы и я в нём», «Мы – за здоровый образ жизни» (совместно с социальным педагогом) и другие.
Воспитательный час в среднем звене
Переход ребёнка из младшей школы в старшую сопровождается рядом проблем. Главная – это адаптация учащихся к условиям среднего звена. Добавление к учебному плану новых учебных дисциплин, расширение количества педагогов от одного до нескольких, новый классный руководитель – всё это в совокупности и создаёт дезаптационный фон.
Если педагоги и психолог школы не учитывают специфику школьного социума пятиклассника, у детей наблюдается резкое снижение учебной мотивации, успеваемости, возникают проблемы с поведением (часто у всего коллектива учащихся), у многих детей могут возникать психосоматические проблемы. Дети переносят эти проблемы дальше по школьной жизни, из класса в класс до выпуска.
Классный час в среднем звене является той воспитательной нишей, которая поможет классному руководителю и школьным специалистам психологической службы выявить имеющиеся проблемы в коллективе и ненавязчиво их устранить.
Тематика «часов общения» в среднем звене
Тематика классных часов, как правило, направлена на реализацию целого ряда воспитательных задач: профилактика дезадаптации, воспитание эмпатии и сопереживания, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и другие. Учитывая специфику психологических проблем ребёнка среднего школьного возраста, рекомендована тематика воспитательных мероприятий ориентировочно следующая:
- «Первый раз в пятый класс» (совместно со специалистом школьной психологической службы).
- «Наш весёлый дружный класс».
- «Мы – за здоровый образ жизни».
- «Нет вредным привычкам».
- «Знай и защищай свои права» (правовое воспитание).
- «Моя Родина – моя гордость» (патриотическое воспитание).
- «Наш дом – Земля» (экологическое воспитание) и другие.
Открытые мероприятия с привлечением общественности
Эффективным будет также планирование и проведение такого мероприятия, как открытый классный час. Эта форма внеклассного мероприятия готовится заранее, учащиеся подбирают материал по теме мероприятия, каждый презентует своё выступление по рассматриваемой проблеме. Открытым классный час считается тогда, когда на него приглашаются гости: родители, педагоги школы и других учебных учреждений, представители организаций, имеющих отношение к теме классного часа, и т.д. Детям всегда интересны такие воспитательные часы, так как они способствуют самореализации личности учащегося, развитию творческих способностей и креативного потенциала подростка.
«Час общения» в старшей школе
Для старшеклассников школьная жизнь сама по себе заполнена событиями, ожиданиями и проблемами. Для учащихся старшего звена также в обязательном порядке планируется и проводится классный час.
Воспитание старшего подростка – процесс планомерный, требующий авторитетного подхода. Юношеский возраст отличается максимализмом, часто дети вступают в противостояние со взрослыми просто из чувства противоречия. Педагоги, работающие с учащимися старших классов, понимают, что подход к старшекласснику чаще всего нужен с позиции «на равных». Разработки классных часов носят сложную и глубокую тематическую направленность. Такие мероприятия, как правило, комплексные, часто приуроченные к определённым событиям в жизни школы, класса, населённого пункта, государства в целом. Сами мероприятия проводятся с использованием мультимедийных презентаций (желательно подготовленных учениками), театрализованных представлений.
Тематическая направленность мероприятий для старшеклассников
Классный час в старшей школе – это естественное продолжение воспитательного воздействия, начатого в начальном и среднем звене, а также подготовка к взрослой жизни. Поэтому на первых внеклассных мероприятиях рекомендовано проведение профориентационных тренингов и семинаров. Они зачастую требуют привлечения психологов, социальных педагогов. Участие представителей разных профессий переведёт «час общения» в более масштабный формат, такой, как открытый классный час.
В начале десятого класса целесообразно проводить воспитательные часы, направленные на сплочение коллектива, формирование позитивного микроклимата в среде учащихся. Патриотическое воспитание в старших классах приобретает более осознанное и глубокое направление, поэтому классные часы проводятся, как правило, масштабно, с привлечением общественных организаций и предварительной серьёзной подготовкой.
Конспект классного часа в старшей школе может составляться классным руководителем совместно с учащимися. Такое сотрудничество делает планируемое мероприятие более результативным вследствие осознания учениками собственной значимости и ответственности при подготовке и проведении воспитательных сюжетов школьной жизни.
Похожие статьи
- Встреча одноклассников. Сценарий для встречи 5-20 лет спустя
- Интеллектуальные вопросы с ответами. Вопросы для интеллектуальной игры
- Права ребенка в школе. Права детей-сирот и детей-инвалидов в школе
- Какая зарплата учителя начальных классов?
- Лучшие кинотеатры Москвы. Отзывы, цены
- Зачем и почему люди лгут?
- Профориентация - это что такое? Цель, мероприятия