"Конкорд" - самолет сверхзвуковой пассажирский
Уже более десяти лет сверхзвуковой самолет «Конкорд» считается историей. Он был очень важным элементом роскошной жизни многих людей. Но так и не оправдал себя в качестве выгодного транспортного средства для массового использования.
Результат мировой гонки
Конец 50-х и все 60-е года прошлого века ознаменовались поиском разработок для создания сверхзвуковых самолетов. Исследования проводились параллельно в нескольких самых развитых странах мира. Среди них были Франция, Великобритания и СССР. Каждая из них стремилась первой выпустить в мир принципиально новое транспортное средство.
Первыми стали конструкторы, создавшие самолет Ту-144. Опытный образец совершил первый полет в декабре 1968 года. А уже в марте 1969 года поднялся в небо и «Конкорд». Самолет стал результатом многолетней работы двух огромных корпораций и команды конструкторов с многих стран Европы.
Спустя несколько лет Ту-144 показал свою неспособность выполнять регулярные рейсы, в то время как «Конкорд» покорял небеса до 2003 года. При этом он до сегодняшнего дня считается самым надежным самолетом в мире, история которого омрачена всего одной аварией, да и то по вине третьих лиц.
Соглашение двух стран
В 1962 году правительства Великобритании и Франции подписали соглашение о том, что совместно будут вести работы по конструированию и производству современного транспортного средства, которое назвали «Конкорд». Самолет должен был выполнять межконтинентальные перелеты на сверхзвуковой скорости.
До этого конструкторы из этих стран работали изолированно друг от друга. Результаты их исследований показали, что самостоятельно ни одна из этих стран не сможет завершить столь масштабный проект. Все упиралось в финансирование и опыт разных стран в отрасли конструирования отдельных частей самолета.
В результате соглашения английская сторона взяла на себя обязательства по созданию двигателя и топливной системы. Французы же принялись разрабатывать идеальный фюзеляж для сверхскоростного пассажирского самолета. Фактически уже через пару лет можно было бы сделать первые полеты прототипа, но целый ряд обстоятельств помешал этому. И первый «Конкорд» поднялся в небо только в начале 1969 года.
Карандаш и «оживальные» крылья
Во всем мире сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» известен также как карандаш. Свое второе название он получил благодаря длинному фюзеляжу. К тому же носовая его часть была как будто заточена. Это давало самые эффективные показатели по аэродинамике.
Но переходу на сверхзвуковую скорость способствовали именно крылья особенной конструкции. Еще в 50-х годах прошлого века в США, Швейцарии, СССР и других странах ученые провели массу независимых исследований, которые показали, что лучшая аэродинамика - у треугольных крыльев, которые плавно меняют свой угол от основания к краям. Они получили название «оживальные». Такие же крылья использовались и в Ту-144, и в других непассажирских самолетах.
Именно такое строение позволяло выходить на крейсерскую скорость «Конкорда». Самолета с такими же показателями М=2,04 (2179 км/ч) построить так никому больше и не удалось. И только франко-британский образец показал свою целесообразность.
Топливная система
Для межконтинентальных полетов на сверхзвуковой скорости необходимы были большие объемы топлива. Конструкторы придумали, как использовать этот относительный недостаток для улучшения момента перехода в сверхзвук.
Вся топливная система сконструирована таким образом, что в разных режимах полета топливо находилось в разных зонах фюзеляжа.
Перекачка топлива в баки, расположенные у основания крыльев, давала возможность существенно сместить центр тяжести, что было уместно на большой скорости. В обычном же режиме полета это было огромным недостатком.
Чтобы не случилось аварии, пассажирский самолет «Конкорд» был оборудован тремя гидравлическими системами. Две из них были основными, а третья предусматривала аварийный режим использования. Благодаря этому самолет всегда без проблем переходил в разные скоростные режимы.
Фюзеляж и крылья – единое целое
Чтобы избавиться от ненадежных креплений, которые могли стать причиной ненужной вибрации крыльев на большой скорости, была разработана инновационная система сборки фюзеляжа.
Он был разбит на отдельные секции, к которым уже сразу крепились соответствующие части крыла. Таким образом, самолет собирался сразу же с боковыми крыльями, а не по отдельности.
Обшивка фюзеляжа также производилась вместе со всеми его внешними частями. Благодаря такой конструкции самолет «Конкорд», характеристики которого поражают и сегодня, имел самую прочную конструкцию из всех когда-либо созданных пассажирских авиалайнеров. Если бы не запрет полетов над некоторыми странами на сверхзвуковой скорости и огромный расход топливных материалов, этот самолет и сегодня был бы самым успешным образцом пассажирской авиации.
Комфорт и роскошь
Практически 85% фюзеляжа занимала герметическая пассажирская кабина. В ней располагалось два салона на 118 мест. Кресла были установлены по схеме 2+2. Вход в салоны осуществлялся через носовую часть самолета. Хотя в нем были еще двери в средине и в хвостовой части, ими не пользовались. Это были аварийные выходы в случае, если передний будет заблокирован.
В хвостовой части также находилась кухня, в которой готовились напитки и обеды для пассажиров.
По статистике, большая часть людей, выбиравших перелеты, это мужчины в возрасте 35-55 лет. Чаще всего это были политики и бизнесмены, для которых время полета могло оказаться критичным фактором в решении срочных вопросов.
Также самые богатые люди чаще всего покупали билеты именно на «Конкорд». Самолет стал показателем некоего статуса в обществе. Поэтому полеты на нем были особенно престижными. Цена билета не играла существенной роли.
Единственная авария
25 июля 2000 года считается черным днем в истории марки «Конкорд». Самолет, который никогда ранее не попадал в серьезные аварии, рухнул недалеко от аэропорта «Шарль де Голь» под Парижем. Он не смог взлететь и сразу же после падения взорвался, поскольку на его борту находилось 119 тонн топлива. На борту самолета, совершавшего рейс «Париж – Нью-Йорк находилось 109 пассажиров, 96 из которых были гражданами Германии. Никому из людей не удалось выжить.
Позже следствие установило, что причиной аварии стало возгорание шасси, которое столкнулось с инородным предметом, находившимся на взлетно-посадочной полосе. Это была деталь, которая отвалилась от самолета американской авиакомпании «Континентал Аирлайнс», взлетавшего как раз перед злополучным «Конкордом».
Именно с этого момент доверие к самолету начало стремительно падать. Почти тридцатилетняя репутация самого безопасного самолета рухнула там же под Парижем. С этого момента начался закат эпохи скоростных самолетов «Конкорд».
Последний полет
Еще 3 года совершались пассажирские перевозки с помощью «Конкордов». Но люди все реже покупали на них билеты. К тому же появились новые и недорогие в эксплуатации Боинги, которые быстро заняли свое место среди популярного воздушного транспорта.
24 октября 2003 года был совершен последний рейс «Лондон - Нью Йорк». После этого в последний раз «Конкорд» поднялся в небо 26 ноября, чтобы перелететь в Бристоль и занять почетное место в музее. На борту самолета находились люди, который в разные годы управляли этими скоростными лайнерами. За полтора часа перелета они попрощались с эпохой, которая 27 лет называлась «Конкорд». Самолет, фото которого сегодня находятся во многих музеях авиации, навсегда остался на земле, чтобы напоминать о том, насколько быстрыми и надежными должны быть пассажирские авиалайнеры.
В то же время есть данные, что на основе этого самолета конструкторы разрабатывают более современную модель, которая снова совершит революцию в воздушных пассажирских перевозках.
Похожие статьи
- Возможные причины катастрофы Ту-144 в Ле-Бурже
- Детские автокресла Concord: обзор моделей, особенности и отзывы
- Российский гиперзвуковой самолет Ю-71: описание, характеристики. Гиперзвуковой самолет X-43A
- Самолет "Боинг 747": вместимость пассажиров, лучшие места
- Самый безопасный в мире самолет: рейтинг надежности
- Голландская авиакомпания KLM: отзывы
- "Боинг 747-400": история появления, развития и конструкция