Возможные причины катастрофы Ту-144 в Ле-Бурже

0
0

3 июня 1973 года на парижском авиасалоне Ле-Бурже произошло трагическое событие, коренным образом повлиявшее на развитие сверхзвуковой пассажирской авиации как в СССР, так и во всем мире. Разбился советский самолет Ту-144 с бортовым номером 77102, погибли все шесть членов экипажа и восемь французских граждан, находившихся на земле. Упавшим лайнером были разрушены несколько домов.

ту 144

Расследование катастрофы

Причины катастрофы, несмотря на проведенное расследование, со стопроцентной вероятностью так и не установлены до сих пор. Из двух черных ящиков нашли лишь один, и тот оказался сильно поврежденным. Собранный по фрагментам планер самолета также ясности не добавил. В Советском Союзе начали ходить слухи о том, что завистливые европейцы совершили диверсию, чтобы подорвать репутацию нашей авиации и устранить конкурента своему «Конкорду», по странному, на первый взгляд, совпадению очень похожему на Ту-144.

История создания самолета Ту-144

самолет ту 144

Работы по созданию сверхзвуковых самолетов мирного назначения начались в начале шестидесятых. К тому времени ведущими мировыми производителями уже был накоплен достаточно богатый опыт создания высокоскоростных боевых машин, побежден эффект флаттера и существенно повышена надежность авиатехники. Первым об амбициозном проекте объявил англо-французский концерн, составленный фирмами Зюд Авиасьон, Роллс-Ройс BIC и SNECMA. Но в СССР тоже не дремали – ответом на такой шаг стал старт, данный в КБ Туполева работам по созданию отечественного лайнера, способного совершать трансконтинентальные полеты со скоростью в две с половиной тысячи километров.

Близнецы-братья?

ту 144 конкорд

Уже в 1965 году модели сверхзвуковых лайнеров были представлены широкой общественности. Советский самолет уже получил официальный индекс Ту-144. «Конкорд», находившийся примерно в той же стадии проектирования, действительно имел с ним много сходных конструктивных решений, но в авиации такое не редкость, одинаковые технические задания диктуют и общность схематических решений. Опускаемая носовая часть обеспечивала лучшую обзорность из пилотской кабины, треугольное крыло и отсутствие хвостового горизонтального оперения также являлись оптимальным вариантом для этого типа машин. Но все же утверждать, что какая-то из машин была скопирована с другой, нельзя, разница в характеристиках между ними существенная, причем не всегда в пользу «европейца».

Кому было выгодно?

И все же, была ли выгодна катастрофа Ту-144 его конкурентам? Это вряд ли. Экспортный потенциал советской авиатехники сильно ограничивался политическими причинами, международная обстановка была напряженной, так что мировому рынку этот самолет явно не угрожал. Его все равно могли закупить только соцстраны, и то, если бы денег хватило - машина получилась недешевая. Эксплуатация лайнера тоже обходилась дорого, он расходовал в восемь раз больше керосина, чем любое другое воздушное судно аналогичной вместимости. В условиях контролируемых государством цен на все, включая авиабилеты, использование его для пассажирских перевозок становилось нерентабельным, а оплатить реальную стоимость полета советским гражданам с их зарплатами было бы просто не по карману. В определенном смысле Ту-144 был обречен даже в том случае, если бы никакой катастрофы в Ле-Бурже не случилось. Проблемы усугубились, когда в 1978 году разбился еще один самолет этого типа, на этот раз в Егорьевске.

ту 144

Наиболее правдоподобная версия

С высокой степенью вероятности авиационные инженеры установили, что причиной гибели Ту-144 в Париже стала аварийная обстановка, сложившаяся в зоне показательных полетов. Перехватчик «Мираж» производил съемку нашего самолета, в свою очередь второй пилот также ходил по кабине с кинокамерой, он снимал репортаж для телевидения Франции. О присутствии истребителя командир советского самолета был предупрежден и, по всей видимости, совершил ошибку, повернув не в ту сторону. Уходя от столкновения, он резко взял штурвал на себя, создав в планере сверхкритические перегрузки, приведшие к разрушению конструкции крыла. Вполне возможно, что этому способствовали и слишком резкие горизонтальные маневры, совершенные в начале полета для придания зрелищу большей эффектности. Ту-144 перевез за время своей эксплуатации чуть более трех тысяч пассажиров.