Стойка амортизатора ВАЗ. Замена стойки амортизатора
Стойка амортизатора в автомобиле смягчает удары подвески при движении по неровной дороге. Если использовать подвеску без них, то машина будет на каждой кочке долго прыгать, раскачиваясь пружинами, создавая эффект движения по морю во время шторма. А тут и до проявления морской болезни недалеко. Если же сделать жесткую подвеску, то страдать будут не только пассажиры, так как тряска окажется нестерпимой, но и кузов автомобиля. Все сварные швы попросту начнут разрушаться, что приведет к тому, что машина развалится на составные части. По этим причинам нужно сглаживать все удары, которые возникают при езде по кочкам и ухабам. И амортизационные стойки прекрасно справляются с этой задачей.
Принцип работы амортизатора
На сегодняшний день широкое распространение получили масляные амортизаторы. Они имеют небольшую стоимость, поэтому даже полная замена стойки амортизатора обойдется в сравнительно малую сумму. Стойка состоит из основного корпуса, в котором находится труба со штоком. На нижнем его конце имеется резиновое уплотнение. Принцип очень схож с тем, который используется в ручных насосах. Только происходит перекачка не воздуха, а масла со специальным составом.
Такая конструкция амортизаторов получила на сегодняшний день большую популярность, используется она практически во всех моделях автомобилей. Называется она двухтрубной, так как состоит из двух элементов трубчатой формы. Работает амортизатор в обе стороны, что позволяет получить от подвески автомобиля максимальные характеристики.
Какие элементы имеются в конструкции стойки амортизаторов?
Кроме самого амортизатора в стойке имеется опорный подшипник. Конструкция подвески типа «Макферсон», которая получила распространение за счет своей простоты и надежности, предусматривает наличие привода на передние колеса. Обратите внимание на то, что все бюджетные автомобили переднеприводные. Их стоимость снижается за счет экономии средств на производстве, а подвеска – это дорогостоящий элемент. И сделать «Макферсон» оказывается намного дешевле, чем двухрычажную для заднеприводной машины.
Опорный подшипник необходим для того, чтобы ступица колеса могла вращаться при совершении поворота. Стойки амортизаторов жестко связаны со ступицами, а верхние края штоков должны во что-то упираться. Но необходимо еще, чтобы вся эта система вращалась. Это и обеспечивает подшипник. Пружина, надеваемая на корпус амортизатора, позволяет добиться необходимой жесткости и величины клиренса. Кроме того, в конструкции стойки имеются резиновые пыльники, защищающие шток от попадания грязи, и силиконовые отбойники, предотвращающие полное сжатие штока амортизатора.
Диагностирование амортизаторов
Поездка на машине, у которой вытекло из амортизаторов масло, не очень приятна. Первый признак того, что стойкам нужен ремонт, можно увидеть, взглянув на их корпус. Если имеются подтеки масла в районе крепления пыльника, то сальники пришли в негодность. Чем меньше жидкости в конструкции останется, тем хуже работа стоек. Автомобиль станет неуправляемым при езде по кочкам, его просто будет бросать в сторону. А если проехали небольшой неровный участок, то кузов продолжит некоторое время гулять из стороны в сторону, раскачиваясь на пружинах.
Если стойки пришли в негодность, то у вас остается одна деталь, которая влияет на качество хода. Это пружины, которые никаких полезных качеств не несут в себе при вытекании масла из амортизатора. Чтобы удостовериться наверняка, что стойки приказали долго жить, качните сторону машины, придавите ее к земле резко, как можно сильнее. И когда она будет находиться в нижнем положении, отпустите, дав свободно качаться. При исправных амортизаторах должно быть максимум три движения кузова. Если больше, то имеет место поломка стойки.
Заменить или отремонтировать?
Этот вопрос достаточно спорный, ведь сколько людей, столько и мнений. Одни предпочитают полностью разобрать амортизатор и установить новые резиновые уплотнители и сальники. Другие же стараются поставить все новое, включая и корпуса. Преимущества есть у обоих способов, но они довольно спорные для первого. Если вы разберете стойку, то не факт, что сможете собрать ее правильно. Но самое главное, получится ли точно налить масло в корпус? Поэтому стоит задуматься, не лучше ли, если будет проведена замена стойки амортизатора полностью?
Ошибетесь на несколько грамм, а потом амортизатор либо будет плохо работать из-за недостатка жидкости, либо вообще выдавит ее, порвав новые сальники. Конечно, имея опыт в этом деле, можно провести реанимацию, а после не придется делать развал-схождение колес. А процедура эта недешевая, цены стартуют от 500 рублей. Все зависит от марки автомобиля и сложности проведения регулировок. А вот установка новых стоек хороша тем, что все элементы (при условии надлежащего качества) прослужат вам долго. Но придется делать сход-развал, так как положение поворотного кулака на корпусах стоек различно.
Как снять переднюю стойку?
Снимается стойка амортизатора передняя на автомобилях ВАЗ-2108 и более современных моделях. Вам необходим набор ключей, съемник для рулевых наконечников, плоскогубцы, специальный ключ для выкручивания гайки со штока, съемник для пружин. Первым делом установите под оба задних колеса упоры. Затем поднимите ту сторону, ремонт которой проводите, и снимите колесо. Желательно обезопасить себя и поставить под машину опору. Выкрутите с наконечника рулевой тяги гайку, предварительно извлеките из нее штифт. При помощи съемника из поворотного кулака выньте палец наконечника.
Ключом выкрутите три гайки, которыми крепится к кузову опорный подшипник. Остались работы внизу, сразу же уберите в сторону тормозной шланг, чтобы его не порвать случайно. Маркером или острой чертилкой наметьте положение ступицы относительно стойки (если планируете устанавливать ее обратно после ремонта). Если же будете ставить новую стойку, то делать это не нужно. Выкрутив болты, можно потянуть вниз всю конструкцию. Именно так снимается стойка амортизатора ВАЗ, начиная с модели 2108. Теперь проводите ее ремонт, сняв пружину при помощи специального устройства.
Процесс установки передней стойки
Сначала соберите всю конструкцию на земле, ведь работ по установке не очень много. Первым делом наденьте на шток отбойник. Можно применять как резиновый, так и силиконовый. Правда, у последних ресурс оказывается побольше. Затем поставьте пыльник, надевайте его так, чтобы он правильно сел. Старайтесь не использовать пластиковые варианты, резиновые намного эффективнее. Стяните пружину и поставьте на корпус стойки, совмещая с выемкой крайний виток.
Установите металлическую пластину с аналогичной выемкой под виток пружины сверху. Теперь на место ставится опора стойки амортизатора. Обратите внимание на то, что шток должен быть в вытянутом положении, иначе собрать не получится. Зафиксируйте подшипник при помощи гайки. Затяжку ее можно осуществить после установки на автомобиль. Теперь осталось только снять съемник с пружины и поставить всю конструкцию на место. Для удобства наживите пару гаек на шпильки опорного подшипника.
Как снять заднюю стойку?
Снятие задней стойки происходит немного проще, но желательно работу проводить на яме, подъемнике или эстакаде. Одно преимущество: не нужно после их замены делать развал-схождение колес, так как их углы установки не изменяются. Но придется снимать колесо, из багажника выкручивать шток амортизатора. Одно только учтите: устанавливать съемник на пружину нужно до начала проведения работ.
Конструкция такова, что когда снимается стойка амортизатора задняя, пружина не удерживается ничем и может резко разжаться. Это опасно. В целом же задний амортизатор можно заменить полностью либо провести его капитальный ремонт, если имеется ремкомплект. Отличий в работе переднего и заднего амортизатора нет, разница лишь в конструкции и в объеме масла, необходимого для нормальной работы.
Установка задней стойки
Процесс установки можно сравнить с аналогичной процедурой для передних. Когда закончен ремонт стоек амортизаторов, нужно приступать к сборке. Пружина, если вы ее не трогали, должна быть в сжатом виде, но ее нужно ставить в последнюю очередь. Сначала на шток надевается отбойник. Требования к нему такие же, как и при работе с передними амортизаторами. Если есть возможность поставить силиконовые, то ставьте их. Качественный ремонт стоек амортизаторов возможен только при условии использования надежных элементов.
Затем производите установку пыльника. Его тоже надевайте аккуратно, чтобы не образовалось зазоров. Иначе грязь начнет проникать внутрь амортизатора и на поверхность штока. Грязь – это абразив, который запросто способен стереть металл, а уж сальник он быстро осилит. Сначала закрепляете верхнюю часть, наживляете гайку. Затем устанавливаете болт в нижнем креплении, затягиваете гайку на нем. Применяйте самоконтрящиеся, у которых пластиковая вставка на небольшом отрезке резьбы. Только после этого можно снять с пружины съемник и провести окончательную затяжку всех соединений.
Нужно ли проводить развал-схождение?
Ответ на этот вопрос зависит от того, как проходил ремонт. Если установлена новая стойка амортизатора передняя, то развал-схождение нужно делать. Если же вы реанимировали старую, причем наметили ее положение по отношению к ступице, то такая процедура не требуется. Вы сэкономите значительную сумму, так как развал-схождение делать не нужно, стоимость ремкомплекта равна цене одной амортизационной стойки (новой). Примерно в три раза меньше денег вы потратите. Вот только срок службы будет зависеть от того, насколько качественно вы провели работы.
Похожие статьи
- Амортизаторы на "Газель": какие выбрать, как установить
- Опора стоек амортизатора: износ, ремонт, замена
- Как прокачивать стойки перед установкой - пошаговая инструкция
- Самостоятельная замена амортизаторов автомобиля
- Опора переднего амортизатора: фото, инструкция по замене
- Амортизаторы багажника: виды, установка
- Передняя подвеска автомобиля: что к чему