Интервал в музыке. Таблица интервалов

0
0

Каждый начинающий или уже более-менее знакомый с основами теории музыки и сольфеджио музыкант в обязательном порядке должен знать, что такое интервал в музыке. Если разобраться, он является основным элементом для построения многих разновидностей ладов, гамм, трезвучий и аккордов. Рассмотрим основной интервальный ряд подробнее.

Что такое интервал в музыке?

Если исходить из общепринятого определения, интервалом принято называть расстояние (промежуток) или разницу в звучании между двумя ступенями (нотами). Высота интервала определяется по количеству сочетаний «тон/полутон», принятому в международной классификации.

интервал в музыке

Исходя из этого, нетрудно определить, что половина тона соответствует малой секунде, а один тон – большой. Так что при построении гаммовых и ладовых последовательностей именно секунда является базовым элементом. Но об этом несколько позже.

Не говоря о количестве тонов и полутонов, которые присутствуют в основных интервалах, стоит отметить, что они могут звучать на слух одинаково, но иметь разные названия. Так, например, совершенно одинаково слышатся большая терция и уменьшенный кварта-интервал. Хотя количество полутонов в них одинаковое, ступени звукоряда, используемые для их построения, разные.

интервалы в музыке сольфеджио

Отдельно стоит обратить внимание и на то, что различают мелодические и гармонические интервалы. Разница состоит в том, что такие интервалы в музыке сольфеджио трактует в первом случае как последовательное исполнение нот, во втором – одновременное. Например, если на фортепианной клавиатуре мы сначала играм ноту «до», а затем «фа», получается мелодический интервал кварта. Если же клавиши нажимаются одновременно, мы имеем дело с гармоническим интервалом.

Принципы построения интервалов

Как уже понятно, основная последовательность стандартных интервалов (исключая их некоторые типы) строится по принципу добавления полутона или малой секунды. Сюда не входит интервал прима, поскольку он представляет собой две одинаковые по высоте ноты, звучащие в унисон, и по величине не содержит ни одного полутона.

таблица интервалов

Поскольку сейчас идет речь об основных интервалах, знания о которых входят в начальный курс сольфеджио (от примы до октавы), можно отметить, что теория музыки интервалы такого типа не рассматривает, все внимание сконцентрировано на тех типах, которые больше октавы, скажем, нона, децима и т. д. Но для начального понимания интервалов мы ограничимся стандартным рядом.

Таблица интервалов (основных)

Итак, сейчас мы рассмотрим основной интервальный ряд, который является базовым для всех ладов, гамм, трезвучий и аккордов.

Название

Виды

Обозначение

Количество полутонов

Прима

Только чистая

ч1

0

Секунда

Малая

м2

1

Большая

б2

2

Терция

Малая

м3

3

Большая

б3

4

Кварта

Только чистая

ч4

5

Квинта

Только чистая

ч5

7

Секста

Малая

м6

8

Большая

б6

9

Септима

Малая

м7

10

Большая

б7

11

Октава

Только чистая

ч8

12

Как уже заметно, таблица интервалов содержит небольшую ошибочку. В ней отсутствует значение, соответствующее интервалу, содержащему 6 полутонов. Это либо увеличенная кварта, либо уменьшенная квинта. Пока мы их не затрагиваем.

Последовательности интервалов в гаммах и ладах

Теперь остановимся на том, как строятся некоторые гаммы и ладовые последовательности. Интервалы в музыке сольфеджио определяет еще и как составные элементы любого лада, однако, исходя из того, что это все-таки именно последовательности, основным элементом при их построении выступает интервал секунда, который строится с использованием двух соседних ступеней лада.

теория музыки интервалы

Для наглядности в качестве примера возьмем натуральный мажор и минор, а также гармоническую и мелодическую минорные последовательности.

На основе вышесказанного для натурального мажора последовательность секунд выглядит следующим образом: б2-б2-м2-б2-б2-б2-м2. Аналогичная последовательность для натурального минора имеет несколько другой вид: б2-м2-б2-б2-м2-б2-б2. Гармонический минор выражается так: б2-м2-б2-б2-м2-ув2-м2. Мелодический минор играется по восходящей как последовательность б2-м2-б2-б2-б2-б2-м2, по нисходящей – б2-б2-м2-б2-б2-м2-б2.

Наверное, у многих уже возник вопрос насчет обозначения ув2. Это увеличенная секунда. Она звучит как малая терция, но в последовательности гармонических ступеней гаммы назвать этот интервал именно терцией нельзя, поскольку должны присутствовать две соседние ступени.

Интервалы как составная часть трезвучий

Интервал в музыке применяется еще и для построения трезвучий. Для тонических трезвучий используются малая и большая терция, а для построения их обращений – то же самое, но в сочетании с квартой сверху или снизу.

кварта интервал

Проще всего это показать на примере обращения тонического мажорного трезвучия, которое строится от ноты «до» (до-ми-соль). В данном случае мы имеем два интервала - большую, а затем малую терцию. При обращении трезвучия вверх первая нота «до» просто переносится на октаву выше, исходя из чего получается сочетание малой терции и чистой кварты. При следующем обращении на октаву вверх переносится уже вторая нота, присутствовавшая в тоническом трезвучии («ми»). В такой последовательности на первом месте стоит чистая кварта, а на втором - большая терция. То же самое касается и минорных трезвучий, только большая и малая терции меняются местами.

Построение аккордов и их обращений

Что касается аккордов и их обращений, здесь, к примеру, к тоническому трезвучию добавляется кварта сверху, то есть звучит четвертая нота, соответствующая тонике, но через октаву. Обращения опять же строятся путем перенесения нот вверх на одну октаву или 12 полутонов.

тон полутон

В случае построения специфичных аккордов, скажем, доминантсептаккорда, который в любой гамме строится исключительно на V ступени лада, в обращениях используется еще и большая секунда. Чтобы было понятно, построим такой аккорд от ноты «до». Это последовательность до-ми-соль-си-бемоль. Как уже видно, при переносе ноты «до» в обращении на октаву выше мы и получаем большую секунду (си-бемоль-до).

Характерные интервалы и тритоны

Кроме основного ряда существуют еще увеличенные и уменьшенные интервалы, которые могут звучать точно так же, как и некоторые другие. Среди наиболее распространенных принято считать тритоны (увеличенная кварта и уменьшенная квинта), которые содержат по 3 тона или 6 полутонов (отсюда и название) и звучат на слух абсолютно одинаково. Различить их можно только по разрешению. Для увеличенной кварты это большая секста, а для уменьшенной квинты – большая терция.

Интересно выглядят еще и интервалы в музыке, называемые характерными. Их разделяют на две пары. Первая пара – это увеличенная секунда и уменьшенная септима, вторая – уменьшенная кварта и увеличенная квинта.

В первом случае интервалы воспринимаются на слух как малая терция и большая секста, во втором – как большая терция и малая секста.

Заключение

Вот, собственно, вкратце мы и рассмотрели вопрос о том, что собой представляет интервал в музыке. Мы не касались курса теории музыки, которая больше посвящена интервалам, выходящим за пределы октавы, и более подробно описывает некоторые специфичные ладовые гармонии (лидийский лад, мисколидийский, фригийский и т. д.). Однако думается, что даже на основе этих простых примеров и классификации основного ряда интервалов можно получить хотя бы какие-то начальные знания. Для становления человека как серьезного музыканта такие азы просто необходимы, а без понимания принципов построения интервалов, трезвучий, аккордов, гамм и ладовых последовательностей ни о каком профессионализме и говорить не приходится.