Андрей Звягинцев. Фильмография продолжателя традиций Тарковского в кинематографе
Режиссер Звягинцев, фильмография и биография которого с 2014 года стала достоянием общественности, является российским постановщиком и сценаристом, одним из немногих отечественных кинодеятелей, номинированных на «Оскар» и «Золотой глобус».
Авторское видение
По признанию автора, творческий поиск – это не элементарное накапливание личностных впечатлений, не каталогизация чувств и эмоций с целью перспективного порождения из всего собранного нового замысла. Постановщик утверждает, что, работая над очередным проектом, он никогда не ориентируется на определенную целевую зрительскую аудиторию. Творя, постановщик согласовывается исключительно с собственными, субъективными представлениями о прекрасном, и, как ни странно, восприятие его работ общественностью от этого только возрастает. Тема семьи, взаимоотношений, контурно расставленные «столкновения» - это излюбленные тематики, которые муссирует в своем творчестве режиссер Андрей Звягинцев, фильмография постановщика подтверждает данное утверждение.
Краткая биография
Андрей Звягинцев, фильмография которого известна каждому ценителю современного киноискусства, родился в начале февраля 1964 года в Новосибирске в семье милиционера и учительницы русского языка и литературы. Когда ребенку было пять лет, отец ушел из семьи, Андрей так и не наладил с ним отношения вплоть до его скоропостижной кончины.
После окончания общеобразовательной школы юноша становится студентом театрального училища Новосибирска, после окончания которого начинает творческую карьеру в местном ТЮЗе. После прохождения воинской службы Звягинцев переезжает в столицу РФ и продолжает образование в ГИТИСе на актерском факультете.
В творческом поиске
Андрей Звягинцев, фильмография которого отражает жизненный опыт автора, стал выстраивать свою карьеру в театре, который его в то время разочаровывал. Согласно воспоминаниям режиссера, театральные пьесы стали «продуктом», а не «искусством». Попробовав себя в литераторстве, он всерьез увлекается кино. Некоторый период Звягинцев, фильмография которого при иных обстоятельствах могла попросту не существовать, работал дворником. После буквально до 2000 года занимался созданием рекламных роликов. В перерывах участвовал в отдельных театральных постановках, снимался в эпизодических ролях в кино. Наконец, в 2000 дебютировал как кинорежиссер. Так, российская кинообщественность узнала, кто такой Звягинцев.
Фильмография
Режиссер создал дебютную экзистенциальную драму «Возвращение» (IMDb: 8.00) в 2003 году. Победа проекта 39-летнего российского дебютанта на Венецианском кинофестивале стала свидетельством о возвращении отечественного кинематографа в контекст новаторских течений и формирующих направлений в мировой киноиндустрии. Было крайне удивительно, что никому не известный постановщик-дебютант из России оказался в предпочтительном положении. При этом отечественные кинодеятели и зрительская аудитория встретили фильм сдержанно, недоумевая, от чего сходят с ума зарубежные кинематографисты.
После был фильм «Изгнание» (IMDb: 7.70), который признали самым абстрактным и асоциальным отечественным кинопроектом 21 века. Картина спровоцировала крайне бурную реакцию и, по факту, стала диагнозом для отечественного зрителя.
В 2008 и 2011 году постановщик принимал участие в создании двух киноальманахов. Его короткометражка «Апокриф» не вошла в состав сборника киноновелл «Нью-Йорк, я люблю тебя», зато короткометражный нравственный императив «Тайна» (IMDb: 6.40), стал частью «Эксперимента 5IVE».
В 2011 году в прокат выходит новая работа Звягинцева «Елена» (IMDb: 7.30). позиционированная отечественными критиками как первый кинопроект в новейшем российском кинематографе, в котором реально продемонстрирована трагедия классового расслоения во всем спектре: социальном, человеческом, экзистенциальном. При этом киновыразительность ленты прозрачна и ясна. Язык «Елены» лаконичен, повествование ведется непринужденно. Как и в своих первых работах, без всяческого ответвления на современные жизненные подробности, рассказывает притчу режиссер Звягинцев.
Фильмография (список работ) в 2014 году пополнилась мрачным и сильным фильмом «Левиафан».
Не «социальное кино»
В киноленте «Левиафан» (IMDb: 7.60) автор представил на суд зрителя трагический сюжет с неизменным катарсисом. И снова кинообщественность неоднозначно отнеслась к работе постановщика. Режиссер в интервью СМИ неоднократно сетовал, что большинство претензий к его работе связано с тем, что его замысел, видение и параллели с библейскими сюжетами изначально были неправильно истолкованы авторами-контрибуторами.
В сравнении с предыдущими работами, где сценарий был довольно прост, но очень сложно воплощался на экране, в этот раз на первый план вышла операторская и сценарная работа, внутри которых актеры жадно воплощают свои персонажи. Диалоги и монологи заменены пейзажами, кольцевую композицию красот российского захолустья режиссер начинает и завершает под композиции Филиппа Гласса.
Похожие статьи
- Андрей Звягинцев: список всех фильмов режиссера
- Александр Роднянский: биография, личная жизнь, фильмография
- Молодая российская актриса Галина Звягинцева: биография и творчество
- Где играла Вайнона Райдер? Фильмы с участием актрисы
- Актриса Галина Безрук: биография, личная жизнь. Лучшие фильмы
- Жизнь и творчество Вячеслава Лисневского
- Андрей Тарковский: фильмы режиссера и краткая биография