Шагал Марк. Картины на все времена
Он прожил длинную, насыщенную, но не всегда простую жизнь. Его имя долгое время было опасно произносить на родине, которую он покинул много лет назад. Его творчество вызывало разную реакцию: от искреннего восторга до полного неприятия.
Шагал Марк, картины которого выставлены в самых престижных музеях, воспринимал окружающий мир очень субъективно, перенося свои впечатления на холст в присущей только ему манере.
Первые шаги в живописи
Захар Сегал был вне себя, когда узнал, что Мойша, один из девяти его детей, решил учиться рисовать. Но сын, поддерживаемый матерью, стоял на своем. Первые в своей жизни мазки Мойша сделал в частной школе художника Пэна.
Никто в провинциальном городке, включая учителя и ученика, не мог тогда представить, что пройдет не так уж много времени, и о Витебске узнает весь мир. А прославит его не кто иной, как Сегал Мойша – Шагал Марк.
Картины с улочками родного города он будет писать на протяжении почти всей жизни. На них он воссоздаст повседневный быт многочисленной еврейской общины Витебска в ее безыскусной простоте.
Пока же, в 1907 г., в возрасте 20 лет Мойша отправляется в Санкт-Петербург, где впервые знакомится с течениями в современном ему западном искусстве. Несмотря на то что авангард произвел на него сильное впечатление, все же в его работах тех лет нет слепого подражания, в них уже заметен поиск собственного стиля.
Становление мастера
Лев Бакст, преподававший в школе Званцевой, порекомендовал Мойше ехать на обучение в Париж. Благодаря стипендии, полученной в 1910 г. от мецената Максима Винавера, эта мечта смогла осуществиться. Во Франции начинающий художник придумал себе творческий псевдоним – Шагал Марк.
Картины, написанные им в Париже в последующие 4 года, вобрали в себя приемы модных тогда в изобразительном искусстве течений: фовизма, кубизма, орфизма, футуризма. Но, как всегда, Шагал применил их на свой лад. Здесь он пишет «Скрипача», «Модель», «Голгофу», «Памяти Аполлинера» и проч.
Именно в Париже, который он называл своим вторым Витебском, Шагал окончательно сформировался как художник. Позже в автобиографической книге «Моя жизнь» он вспоминал, как велико было расстояние, разделявшее французскую живопись начала XX века, и искусство других европейских стран.
В Россию вернулся уже не начинающий художник, а известный мастер – Шагал Марк. Картины того периода – это отражение переживаемых им эмоций, порой диаметрально противоположных. С одной стороны, лирика «Дня рождения», с другой, боль, вызванная новой волной антисемитизма («Красный еврей»).
Белла, всегда Белла
Еще в 1909 году в родном городе Шагал познакомился с Беллой. Дочь богатого еврейского ювелира и сын грузчика у торговца селедкой – с точки зрения общества они, конечно, были не парой. Тем не менее они поженились спустя 6 лет и дружно прожили до смерти Беллы в 1944 году.
Жена невольно оказала огромное влияние на творчество Шагала. Он советовался с ней по поводу своих работ, написал немало ее портретов, и, как отмечают исследователи, вся любовная тема в его живописи связана с Беллой.
Создавал Марк Шагал картины с названиями иногда, казалось бы, странными: то «Розовые любовники», то голубые, то зеленые, то серые и на всех изображал Беллу – музу всей своей жизни. Причем изображал в более мягкой манере, сглаживая кубистические приемы.
Даже в его поздних работах, созданных уже после смерти жены, почти во всех женских образах ее черты легко узнаваемы. Однако Белла и сама была не лишена таланта. После смерти вышли ее мемуары, написанные во Франции в 30-е годы. Иллюстрировал книгу и писал к ней послесловие, конечно же, Марк Шагал.
Описание картин
«Над городом» – одна из самых знаменитых картин Шагала. Написанная в тяжелые годы Первой мировой войны, она, тем не менее, оставляет впечатление безмятежности и гармонии.
На полотне художник вместе с женой Беллой летят над Витебском, буквально парят в небе от счастья. Обыденный мир с его заботами остался внизу, он может подождать, пока влюбленные, вопреки физическим законам, парят на крыльях романтики, поглощенные друг другом.
Безмятежную жизнь дореволюционного Витебска Шагал изобразил в картине «Я и деревня». Под деревней он подразумевал свой родной город, где так остро чувствовал единение человека с природой. В композиции этого полотна, созданного в 1911 г., заметно влияние кубизма.
Картина разделена на элементы – воспоминания, которые, переходя одно в другое, вызывают различные ассоциации и совершенно необыкновенное восприятие мира.
Марк Шагал картины свои всегда наполнял мифологией, аллегориями и фольклорными мотивами. Он видел мир по-иному, возможно, в этом и состояло его главное искусство.
Похожие статьи
- Эрик Булатов: картины и особенности стиля
- Художник Ротко Марк - картины. Абстрактный экспрессионизм
- Стиль оп-арт - оптическое искусство
- Памятник литературным героям в России и в мире
- Рейтинг стиральных машин: выбираем модель
- Винсент Ван Гог. "Подсолнухи" как символ
- Писательница Мартынчик Светлана Юрьевна: биография, творчество, псевдоним и интересные факты