Эрик Булатов: картины и особенности стиля
Современный русский художник Эрик Булатов - один из самых дорогих, чьи работы идут на аукционах за миллионы долларов. Человек, признание работ которого пришло через тридцать лет. Его открыла Европа. Благодаря выставкам, проводимым в галереях Швейцарии, Германии, Франции, о нем заговорили в России. В этой статье поговорим о картинах Эрика Булатова и особенностях его стиля.
Родители Э.В. Булатова
Родился Эрик Булатов в 1933 году 5 сентября в Свердловске (сейчас Екатеринбург), куда беременная мать поехала вместе с отцом в командировку на Урал. Отец – Владимир Борисович в 1937 году был исключен из партии и все шло к аресту. Предприимчивая мама сняла дачу под Москвой, и отец прожил там больше полугода. О нем забыли, вернее по разверстке взяли другого, главное было галочку поставить, что взято сколько-то врагов народа. На войну ушел в 1941 добровольцем, а в 1944 был убит. Булатов вспоминает, что отец, видя его рисунки, верил: из него получится художник. Свои первые картины Эрик Булатов начал писать будучи ребенком.
Мама из полячек. Она была одаренной личностью. Перешла границу из Польши в Россию, не зная ни одного русского слова. За два года выучила русский язык настолько хорошо, что стала работать стенографисткой. Мать с отцом имели разные взгляды на линию, проводимую партией. Но, так как они любили друг друга, политика уходила на второй план.
Обучение в школе и Суриковском институте
Учеба Эрика началась в художественной школе, которая относилась к институту имени Сурикова. Учился он настолько хорошо, что по ее окончанию Эрик Булатов получил медаль, поэтому вступительные экзамены в ВУЗ сдавать не пришлось. Обстановка в институте была сложная, время тяжелое: 50-е годы, смерть Сталина, борьба с космополитизмом.
Неоценимая помощь в это время была оказана Робертом Фальком и Владимиром Фаворским молодому Эрику Булатову в обретении стойкой самостоятельности по отношению к официальной доктрине, проводимой в стране. К окончанию института пришло понимание, что настоящий художник должен быть свободным, а не зависеть от заказов государства. Но для того, чтобы развиваться, нужны были средства. О частных заказах не могло быть и речи. Альтернатива была одна – иллюстрирование детских книжек.
Эта работа была по необходимости. Осенне-зимний период отводился на заработки, заключающиеся в создание иллюстраций. Картины Эрик Булатов писал весной и летом. Причем в них было то, что ощущал, что чувствовал.Булатов – иллюстратор детских книжек
Чтобы начать работать иллюстратором, нужно было этому научиться, так как образование у Эрика Владимировича было другое – он был живописец. В издательстве, где работал Булатов, существовали определенные требования, которые необходимо было выполнять. Эрик Булатов в своих интервью вспоминает о работе в детском издательстве: «Когда занимаешься иллюстрированием сказки, включается совершенно другой принцип мышления – детский. Ребенок имеет свои представления о том или ином герое сказки. Работая над иллюстрацией, ты должен показать именно это – детское видение, а не свое. А работа художника – это совершенно свободное сознание. Именно в картине ты выражаешь свое видение, восприятие, отражение мира».
Картины Эрика Булатова
Характерным почерком, по которому можно узнать картины Булатова, является столкновение крупного плакатного текста с заимствованной из прессы пейзажной составляющей. Это – показанная в картине абсурдность окружающей художника действительности и перенасыщенность советской символики. Таким был Эрик Булатов в соц-артовской тематике. Его ранние работы основаны на взаимодействии картины и пространства. Но этот этап творчества художника не был оценен по достоинству на Родине.
Иллюзии о путях, тянущихся вдаль, на картинах Эрика Булатова считываются как тупиковые. Изобразительная метафоричность, изображенная на полотнах художника, понятна зрителям. Эрик Булатов на картинах с названиями «Горизонт» (стена из красной дорожки), «Улица Красикова» (стенд с изображением шагающего Ленина), «Живу-вижу» (Кремль) изобразил эти блоки.
Как Эрик Булатов пришел к соц-арту
Соц-артовская тенденция в живописи Булатова проявилась на фоне американской поп-артовской, которая объединяла пространство искусства и слой второй реальности. Булатов понимал, что для советских людей идеология была ничем иным, как их реальностью. Она занимала все их пространство. Но многие советские художники считали (благодаря той же идеологии), что грязь жизни показывать нельзя, творцы должны жить перспективой. Поэтому его товарищи, работавшие в соц-арте, не разделяли видения Булатова, который пытался выразить в своих картинах сознание людей, сформированное советской идеологией.
Булатов сумел обойти ограничения официального советского искусства, развивая очень личный стиль. Его картины – это в основном иконоборческие собрания, в которых связаны образ и язык. В пейзажах, портретах, городских видах он использует как иконографию советского режима, так и более традиционные представления о природе, как свое вдохновение. Выбор цветов, геометрических композиций и использование изображений из фильмов, истории искусств или рекламы определяют визуальный язык Булатова.
Словно взятое из журнала «Огонёк» фото на картине Эрика Булатова «Программа Время». Он изобразил безысходность и отчаяние одинокой старой женщины, слушающей новости по телевизору. Фиктивное общение с говорящим ящиком и идеологическая интоксикация людей советского времени – тема этой картины.
Русский европейский художник
Так сложилось, что Эрик Булатов с супругой с 1992 года живут в Париже. Не эмигрировал, а просто поехал по приглашению работать. Случилось это после его выставки, организованной галеристкой Диной Верни. Это она организовала вернисаж картин Эрика Владимировича Булатова, вывезенных из России частными коллекционерами. Работы покидали страну на законных основаниях, без препятствий, с печатью министерства культуры «Художественной ценности не имеет». Булатов понимал, что картинам нужно давать жизнь, их нужно продавать, пусть даже не дорого. И они вывозились из Советского Союза.
Выставка в Цюрихе принесла успех. После неё галеристы разных стран начали приглашать Булатова в Германию, Францию, Америку. Вернисажи дали возможность прекратить зарабатывать на жизнь иллюстрациями, а полностью посвятить себя живописи. Жить с женой решили во Франции. Очень нравился Париж с его многовековой культурой.
На вопрос, почему уехал за границу, Булатов в своих интервью рассказывает, что было интересно заглянуть за горизонт. В Советском Союзе интересы его ограничивались социальным пространством, что препятствует подлинному. В Европе он открыл для себя экзистенциальный горизонт, включающий социальные пространства.
О выставках и зрителях
Выставки работ Эрика Владимировича за границей проходят значительно чаще и не к каким-то датам и праздникам. Галеристы показывают публике полотна живописца достаточно часто. На протяжении всей жизни за рубежом, картины Эрика Булатова неоднократно выставлялись в галереях. Как говорит сам художник, последние его выставки, начиная с 2005 года довольно удачные. Они проходили в Париже, Женеве, Москве. Радует художника интерес к его работам, причем, люди в разных странах проявляют живой интерес. Булатов не чувствует себя обиженным ни за рубежом, ни в России.
Зритель – это молодежь. Многие скептики утверждают, что молодому поколению ничего не нужно и не интересно, что искусство закончилось. Нет, это неправда. Молодые люди воспринимают работы не как что-то прошлое, а как живое, а это свидетельствует о том, что они понимают художника. Ведь судить работы художника нужно с его позиций, понимать его индивидуальность. А, по выражению самого Эрика Владимировича, он хотел выразить время.
О картинах художника Эрика Булатова разных времен
Последнее время на аукционах все больше стало появляться картин, увезенных западными коллекционерами. Их теперь приобретают русские коллекционеры. То есть картины начали возвращаться в Россию. Это в основном работы 1970-1980-х. Просто картин с социальными темами того времени не было в России. А картины Булатова как памятник ушедшей эпохи. То, что эти работы живут и производят впечатление, как раз говорит о том, что художник сумел выразить, поймать то время.
А вот последние работы больше приобретают коллекционеры на западе. Это обусловлено тем, что Эрик Буланов работает в основном со швейцарскими, немецкими, французскими галереями.
Подарок Третьяковке
Одну из своих работ, как говорит сам Булатов, доставшуюся ему очень трудно, он подарил в июне 2017 года Третьяковке. Картина Эрика Булатова называется «Картина и зрители».
Она внушительных размеров – два на два с половиной метра. Выполнялась долго и скрупулезно. «Картина и зрители» – плод размышлений Булатова над работой Александра Иванова «Явление Христа народу». Булатов органично вписал в картину современных посетителей, созерцающих своих пращуров, соединил эпохи и стили, связал авангард и традиционный реализм.Единственное место для картины – это Третьяковка, так решает автор. Ведь именно здесь прошла его жизнь. У Третьяковской галереи есть еще три работы Эрика Булатова из его раннего периода, когда он работал над абстрактными формами.
Похожие статьи
- Брат Джулии Робертс: биография, личная жизнь и интересные факты
- Штольц Эрик: биография и творчество актера
- Оперный певец Эрик Курмангалиев: биография, творчество, личная жизнь и интересные факты
- Шагал Марк. Картины на все времена
- Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Инвалиды, которых знает весь мир
- Художники Кукрыниксы: кем были эти люди?
- Джексон Поллок – художник, который никого не оставил равнодушным