Марина Раскова: биография, подвиг, награды
Герой Советского Союза, майор Красной Армии Марина Михайловна Раскова трагически погибла 4 января 1943 года. Она командовала 587-м бомбардировочным полком и мастерски ориентировалась в воздушном пространстве, но сложные метеоусловия поставили крест на жизни талантливой летчицы.
Биографические сведения
В семье учителя вокала 28 марта 1912 года появилась на свет прелестная малышка Марина. Ее папа Михаил Малинин работал артистом оперы и антрепренером, а мать Анна Спиридонова была учительницей. Девочка радовала учителей и родителей блестящими вокальными талантами, все прочили ей карьеру оперной певицы. Поэтому кроме средней школы она занималась на детском отделении консерватории. Но мечтам не суждено было сбыться, они разбились о непоправимую трагедию, которая оборвала жизнь главы семейства. Марина Раскова приняла решение пойти зарабатывать, чтобы помочь матери материально, а также поднять на ноги младшего брата.
Девушка недолго думала, куда попроситься на работу, ведь совсем рядом с домом находился Бутырский химический завод. Именно там для нее нашлось место лаборантки, хотя вначале такая должность не вызвала у нее ничего, кроме разочарования. На заводе ее внимание привлек молодой инженер Сергей Иванович Расков, и вскоре Марина вышла за него замуж. Произошло знаменательное событие весной 1929 года, спустя год у них родилась дочь Татьяна. Чтобы ухаживать за ребенком, Раскова на год оставила работу. Ее семейная жизнь дальше не заладилась - брак распался в 1935 году.
Перемена деятельности
Девушка бросает поднадоевшую профессию, чтобы переучиться на чертежницу. С 1932 года она начинает деятельность в аэронавигационной лаборатории. Перед ней каждый день открывалось все новое и интересное - жизнь обрела смысл среди приборов со сложными названиями: манометрами, секстантами и аэротермометрами. Вначале Марина опешила перед изобилием сложных технических терминов, но вскоре быстро разобралась в их назначении. Ведь работа обязывала ее находиться среди слушателей академии на лекциях и практических занятиях.
Первая женщина-штурман
В 1930-е годы в СССР многие молодые люди грезили о летном деле. Марина Михайловна тоже заинтересовалась аэронавигацией, но никто даже не мог предположить, что девушка станет отважным военным летчиком. Марина Раскова упорно шла к цели и прочла массу книг о мастерстве штурманов. Для осуществления мечты понадобилось пополнять пробелы в знаниях по физике, астрономии, высшей математике. Дополнительно она изучила от корки до корки радиотехнику, метеорологию и сопутствующие науки.
Преподаватель академии Александр Васильевич Беляков заметил рвение сотрудницы, стал помогать осваивать трудные термины. Раскова Марина без протекции своего учителя, только полагаясь на багаж знаний, безупречно сдала выпускные экзамены в Ленинградском институте Гражданского Воздушного Флота. В советской авиации она стала первой женщиной-штурманом, а дополнительно проводила и трудную исследовательскую работу.
Дипломная аэрофотосъемка
Для защиты дипломной работы Марине Михайловне нужно было провести аэрофотосъемку для описания авиалинии Одесса-Батуми. Инженеры срочно нуждались в описании условий местности, чтобы составить детальный объем работ. Марина Раскова проводила фотосъемку в трудных условиях: летала по 7 часов ежедневно, даже в штормовую погоду. Летчица сделала детальное описание крымского и кавказского побережья, а также акватории Азовского моря. Ее дипломную работу посчитали блестящей, поэтому после экзаменов она получила ответственную должность – инструктор аэронавигационной лаборатории. Дополнительно в стенах альма-матер она успешно преподавала штурманское дело.
Преподавательская работа
Марина Михайловна Раскова завсегда строгая и требовательная проводила лекции для старших офицеров. Она учила закаленных военных основам летной грамоты и тактике воздушного боя. Кроме того, она проводила практические занятия, где могла за один вылет сделать около пятидесяти заходов на ориентир на самолете "ТБ-3". Сам начальник академии вызвал Раскову и задал вопрос, какую награду желает получить за успешную подготовку штурманов. Девушка ответила, что хочет научиться управлять самолетом.
Участие в первомайских парадах
Марина Михайловна Раскова поступила в Центральный аэроклуб в Тушино, а в 1935 году успешно завершила обучение. Школа пилотов подняла девушку к новым свершениям: теперь она стала заниматься подготовкой первомайских воздушных парадов. Марина Раскова - летчица, которая не только рассчитывала в точности траекторию полета каждой машины, но и сама летела впереди парадной колонны на флагманском самолете.
Марина Михайловна была известной личностью в Москве: на нее равнялись юные комсомолки, о ней пестрели статьи в газетах. Ее пригласили работать консультантом в НКВД, а немного позже она стала уполномоченным лицом при особом отделе. Раскова принимала участие в дальних перелетах, ставила мировые рекорды. За заслуги была награждена орденом Ленина.
Подвиг летчицы
В сентябре 1938 года население наблюдало за судьбой самолета «Родина», производившего беспосадочный перелет по рейсу Москва – Дальний Восток. В его составе значились: Гризодубова, Раскова, Осипенко. За некоторое время до полета они составили рапорт для Сталина, где пообещали принести новую победу для Родины. Но перелет с самого начала не задался. Впоследствии оказалось, что Гризодубова ошиблась при расчете высоты полета.
После старта прошло 9 часов, и связь с летчицами прервалась. В это время девушки боролись за выживание в таежных условиях. Нельзя рассчитывать на благоприятные погодные условия при длительных перелетах, но экипаж «Родины» готов был противостоять циклонам и повышенной облачности.
Перед Уралом крылья самолета покрылись льдом, а машину стало трясти. Чтобы избежать болтанки, летчицы решили вести самолет над облаками. До наступления утра летели на высоте 7500 метров. Передаточная и приемная радиостанции перестали исправно работать, связь с землей была потеряна. Вблизи уже виднелась Маньчжурская граница, но запас бензина стал стремительно заканчиваться.
Гризодубова отдала приказ Расковой прыгать с парашютом. Марине не хотелось совершать прыжок, но ослушаться приказа девушка не могла. Она взяла револьвер, карманный нож, компас, коробочку мятных лепешек, шоколадку и решительно выпрыгнула в пустоту.
Парашют завис на пихтовых ветках, а летчица повисла в пяти метрах над землей. Она перерезала стропы и опустилась на твердую поверхность. Девушка увидела, как над ее головой пролетает самолет. Моторы уже отказали, только выла сирена, предупреждающая о необходимости выпустить шасси. Наступила тишина, вскоре прерываемая тремя звуками выстрела. Летчица по компасу засекла направление звуков, но позже оказалось, что она пошла в направления эха.
Пробираться сквозь бурелом было очень сложно: сучья норовили разорвать меховой костюм, поэтому приходилось ползком преодолевать препятствия. Спустя пять суток показалась густая марь, покрытая травой. Марина Михайловна попыталась переходить с кочки на кочку, но провалилась по пояс, а после по горло. Звать на помощь бессмысленно, пришлось срочно придумывать, как выбраться из ледяной воды. Она вспомнила о фильме, в котором героиня воспользовалась палкой, и попыталась повторить трюк. Она поместила палку промеж кочек и осторожно подтянулась на ней. Неожиданно ей это удалось. Продрогшая и мокрая, но живая. Она решила передохнуть и обсушиться.
Раскова провела одна в тайге 10 дней, хотя Гризодубову с Осипенко быстро нашли. На исходе сил Марина увидела самолеты и услышала звуки выстрелов. Она, опиралась на палку, самостоятельно вышла к людям.
При розыске женского экипажа разбились два поисковых самолета, но про смерть 16 человек сталинская пресса от публики утаила. Трупы лежали возле разбитых самолетов, их даже не спешили похоронить. А героинь перелета в Москве встречал сам Сталин. О том, что перелет закончился провалом, быстро забыли. Страна рукоплескала Гризодубовой, Осипенко и Расковой, получивших звание Героев Советского Союза.
Марина Раскова, подвиг которой достойный уважения, недолгое время провела в больнице, где успела написать книгу «Записки штурмана». Впереди ее ожидали пылающие военные фронты.
Женская боевая часть
В октябре 1941 года вплотную к Москве наступает фронт. Родина испытывает дефицит в опытных летчиках. Поэтому Марина Раскова, Герой Советского Союза, обращается к руководству ВВС с новшеством – создать женский авиационный полк. Раскову забросали письмами выпускницы летных училищ и обычные комсомолки с просьбой позволить бить врага под ее командованием. Вскоре полк был создан, хотя командование получила летчица капитан Бершанская. Раскова продолжает работу по формированию еще двух женских полков. Проводились летные учения по 14 часов, кроме того, использовалась практика регулярных ночных вылетов.
Марина Михайловна Раскова, биография которой достойна внимания каждого, занималась созданием 586-го, 587-го и 588-го полков. Майор непосредственно командовала 587-м бомбардировочным полком. Сама она исполнила много вылетов и участвовала в опасных заданиях. Марине Михайловне не суждено было встретить победу, она погибла до окончания войны. Память о ее героизме до сих пор живет в сердцах потомков.
Последний вылет Расковой
Марина Михайловна просила для подопечных новые боевые самолеты, чтобы эффективнее отражать налеты противника. Ее просьбу удовлетворили, что тогда считалось невиданным кредитом доверия. Кабинетная победа стала последней для летчицы. Гибель Марина Расковой произошла 4 января 1942 года. При попытке передислокации на фронт ее самолет попал в пургу и разбился. Весь экипаж погиб.
Марина Раскова: память
В память об отважной летчице ее именем названы:
- 125-й Гвардейский бомбардировочный полк.
- Тамбовское высшее военное авиационное училище.
- Улицы в Казани, Москве, Владивостоке, Тюмени, Саранске и прочих городах нашей страны.
- Ее имя носили и два судна.
Марина Раскова: награды легендарной летчицы
В ноябре 1938 года штурман Раскова получает звание Героя Советского Союза. Также в ее активе значатся награждение орденом Ленина (дважды) и Отечественной войны 1-й степени, знаком «Заслуженный сотрудник НКВД», медалью "Золотая звезда".
Прах легендарной летчицы покоится на Красной площади возле Кремлевской стены, а ее героические подвиги стали примером для подражания.
Похожие статьи
- Актриса Марина Штода: биография, фильмы и сериалы
- Марина Попович: биография
- Марина Ичетовкина: биография и творчество
- Марина Трегубович: биография, карьера, фильмография
- Мария Савинова: дисквалифицированная чемпионка
- Тамара Макарова: фильмография и биография актрисы
- Вино мадера: описание, история, фото. "Мадера Массандра"