Марина Попович: биография
Марина Попович - летчик-испытатель. Биография этой удивительной женщины будет поведана читателю в статье. Итак, начнем.
Дочь «летчицы»
Эта история случилась в конце 20-х годов прошлого века в одной из деревень Смоленщины. Весна, все цветет и пахнет, у молодых кровь бурлит. Потому, наверное, и заспорили парни с девчонками: «Кто прыгнет с большей высоты?».
Самой рисковой оказалась одна из девушек, Ксенья. Никто не поверил, а она действительно, соорудив нечто вроде парашюта, прыгнула со средней площадки 15-метровой каланчи. Все обошлось сравнительно благополучно, только руки ободрала, да ногу вывихнула. С тех пор Ксению и прозвали летчицей.
Спустя несколько лет в эту деревню, Самусенки, приехали сваты. Ксения Щербакова вышла замуж за Лаврентия Васильева. Прошло не так уж много времени, шла уборочная страда, когда в поле к сыну примчался, загоняя коня, отец. Обнял и поздравил с первым ребенком.
У Ксении и Лаврентия Васильевых родилась дочь. Назвали ее Мариной, и тогда никто не мог предположить, что она станет летчиком-испытателем 1 класса, одной из первых женщин, освоивших управление сверхзвуковым самолетом. Но до этого надо было еще пережить множество испытаний. Первым и самым страшным из них стала Великая Отечественная война.
Первая смерть
Биография Марины Попович была очень непростой. Что такое потеря близкого человека, она узнала рано. В реке утонула ее старшая сестра, Зоя. Старшей стала Марина. Конечно, у нее будут другие сестры, брат, но ту могилку, на которую она ходила тем летом с подружками, Марина Лаврентьевна запомнит на всю жизнь.
После смерти сестры она особо сблизилась с отцом. Именно он увлек ее музыкой. Он и сам играл, причем не на гармошке или гитаре, а на скрипке. А дочке подарил цимбалы, с которыми она первый раз выступила в деревенском клубе. Ощущения потом сравнивала с испытанными при своем первом прыжке с парашютом.
Страшные годы войны
В тот день они с отцом собирались выступить перед призывниками. Марина Лаврентьевна Попович первой услышала по радио объявление о начале войны. Отец почти сразу ушел на фронт. Она, десятилетняя, стала единственной помощницей беременной матери. Вале, младшей, шел четвертый год.
Немцы ворвались в их деревню ранним утром, и сразу началась охота на поросят, уток и кур колхозников. Вскоре прошел слух, что в концентрационном лагере за 50 километров от деревни видели многих местных мужиков. Мать с соседками отправились в путь, а вернулись с бежавшим из плена красноармейцем. Его обнаружили и деревню сожгли. К счастью, не вместе с жителями. Им все-таки удалось эвакуироваться. Все, что осталось – гриф от скрипки отца.
В ноябре 1941 года они оказались в городе Ояше Новосибирской области. С Ксенией Логиновной было пятеро детей, трое своих и двое – сестры. Выжили благодаря подаянию, которое собирали в окрестных селах. А перезимовав, переехали в деревню Пушкаревку.
Работать приходилось круглосуточно. Марине тоже. Полола лен, ухаживала за скотиной, пасла телят и овец. Учиться ходила в школу, куда надо было идти пять километров пешком. И это в сорокаградусный мороз.
Начало исполнения мечты
Уже тогда у Марины затеплилась мечта о небе. Любимой героиней, портрет которой она всегда носила с собой, стала знаменитая летчица Марина Раскова. В 1947 году, не дождавшись демобилизации отца, который навещал их в Пушкаревке, она поступает в авиационный техникум Новосибирска. Но специальности, которым там обучали, были связаны с созданием самолетов. О полетах речь не шла.
Упорная студентка добивается зачисления в местный аэроклуб. Взяли на парашютное отделение. Прыгали они со старенького ПО-2. Надо было выбраться на его крыло, а потом уже довериться парашюту. Но ей этого было мало.
Начала хлопотать о поступлении на летное отделение. Главным препятствием стал ее маленький рост. Не хватало трех сантиметров. Изнурительные тренировки продолжались три месяца. И она все-таки добилась своего. Учителя, Николая Николаевича Кунгурова, запомнила на всю жизнь, как и тот, первый полет на Ут-2.
Пришло время, и она взлетела самостоятельно, без инструктора. Освоила фигуры высшего пилотажа. После выпускных экзаменов Марину оставили в аэроклубе летчицей-спортсменкой. А на выпускном вечере произошла их первая встреча с военным курсантом Павлом Поповичем.
Несмотря на усмешки
Работая-инженером конструктором на заводе, Марина Попович продолжала мечтать о большой авиации. Небо уже покоряли первые реактивные самолеты. Летом 1952 года началось ее «хождение по мукам». Желание девушки, к тому же выглядящей такой хрупкой, попасть в большую авиацию, вызывало усмешки, непонимание.
В стремлении добиться своего, она поехала в Москву, на прием к К.Е. Ворошилову. Следующий этап – летная школа в Саранске, столице Мордовии. Курсант «метр с кепкой», как ее называли за глаза, выделялась среди всех, стала старшиной группы.
Чаще всего приходилось летать на самолетах ЯК-18. Но она и здесь показала характер, добилась разрешения пересесть на ЯК-11 истребительного типа. Впоследствии ее оставили в летной школе инструктором.
Жена космонавта
В 1954 году Марина Лаврентьевна приехала в отпуск, в село Барсуки, что недалеко от Великих Лук. Там жили ее родители, и туда же приехал навестить невесту Павел Попович. Через три дня они отправились в ЗАГС. Два года жили за тысячу километров друг от друга: он в Заполярье, она в Саранске. А в апреле 1956 года у них родилась дочь, Наташа. Главное, что угнетало ее мать во время жизни на севере, – неизвестность. Будет ли она летать? И когда муж был переведен в Подмосковье, сразу пошла в Центральный аэроклуб имени Чкалова. Все решилось очень быстро. В 1958 году М. Л. Попович зачислили в основной состав парадного расчета. Она стала летчиком звена, которым командовала прославленная Анна Ивановна Бодрягина.
Начались ежедневные, а зачастую и ночные полеты на Тушинском аэродроме. В том же году за выступление на воздушном параде их группу пригласили в Кремль, на прием. А через два года наступил новый этап и в жизни их семьи. Павел Попович был зачислен в первый отряд советских космонавтов. А его жена продолжала летать, одновременно учась в Академии гражданской авиации.
Легендарные рекорды
В 1964 году она установила свой мировой рекорд скорости. Первый реактивный самолет в жизни М.Л. Попович был чехословацким: Л-29 («Дельфин»). Надо было выжать из двигателя все возможное, выдерживая скорость на всем маршруте, при соблюдении многих других условий. Все это на высоте 5 километров.
Первые две попытки оказались неудачными, а во время третьей прежний мировой рекорд был превышен почти на 100 километров в час. Она получила звание мастера спорта. Но главное, был открыт путь к самой заветной мечте: стать летчиком-испытателем. Для этого старшему лейтенанту Попович опять пришлось пройти множество инстанций, вплоть до главнокомандующего ВВС. Но своего она опять добилась. После аварийного приземления во время первого полета командир части поздравил ее со вторым рождением. А сколько их предстояло впереди…
Рекорд, установленный на «Дельфине», казался теперь детской шалостью. Летчик-испытатель Марина Попович хотела побить мировой рекорд по высоте на сверхзвуковом самолете. И он был установлен.
При этом она оставалась женой и матерью. В октябре 1968 года семья Поповичей пополнилась дочерью Оксаной.
За штурвалом «Антея»
Мариной Лаврентьевной Попович было установлено 13 международных мировых рекордов! Всего же она установила более 100 достижений. Международная авиационная федерация присудила ей одну из высших наград. Это был диплом имени Поля Тиссандье.
В это же время училась на факультете аэродинамики, стала кандидатом наук. А вскоре и первой в мире женщиной, севшей за штурвал легендарного сверхтяжелого АН-22 («Антея»).
Похожие статьи
- Марина Раскова: биография, подвиг, награды
- Порошенко Марина Анатольевна: биография, личная жизнь, стиль
- Юная модель и актриса Ксения Попович: ее биография и фильмография
- Биография Гагарина Юрия Алексеевича
- Известная картина Васнецова «Три богатыря»
- Актриса Майко Марина: биография, кинокарьера и семья
- Марина Брусникина: биография и личная жизнь