Комьюнити - это что такое? В чем заключается работа комьюнити-менеджера?
Ни для кого не является секретом то, что обычное человеческое общение сегодня перешло в новую среду, а именно в виртуальную. На просторах интернета существует множество тематических форумов, сообществ внутри социальных сетей и блогов, где каждый выражает свои мысли, делится ими с другими. Ведь что может быть проще, чем придумать простое название, клацнуть мышкой и создать новую тему для обсуждения в интернете? Но немногие задумываются о том, что же происходит с сообществом потом. Ведь некоторые из них теряют свою аудиторию, а другие, наоборот, расширяются и пользуются популярностью среди пользователей. Скорее всего, в последнем варианте грамотно продуман комьюнити-менеджмент.
Понятие комьюнити
Чтобы разобраться с понятием «комьюнити», нужно прежде всего понять, какие значения есть у этого иностранного слова. В современном толковом словаре русского языка XXI века "комьюнити" – это "объединение группы людей по общим интересам, целям, представлениям".
В том же словаре можно отыскать и другое значение. Так, комьюнити – это сетевое сообщество (объединение пользователей на одном форуме, блоге или в социальной сети). Обычно такие люди общаются между собой в Сети, используя при этом не имена, данные им при рождении, а никнеймы. Именно последнее значение на 100 % отображает понятие, близкое к данной теме.
Комьюнити-менеджер – профессия XXI века?
Менеджер в комьюнити – профессия относительно новая, поэтому о ней мало кто знает в России и других странах СНГ. Ситуация со специфической и малоизвестной профессией сейчас очень напоминает ситуацию нулевых. В то время о работе программистов так же мало знали. Сейчас же о них можно найти сотни книг, где описывается специфика работы и некоторые интересные факты. К сожалению, комьюнити-менеджеров пока что придется изучать по тематическим статьям наподобие этой.
Хоть о менеджерах в комьюнити многие граждане РФ узнали лишь 5-10 лет назад, официально такие специалисты существовали еще в 90-х. На то время это была группка модераторов в играх онлайн. Они были уполномочены удалять нецензурные посты, отправлять игроков в бан и отслеживать ответную реакцию геймеров. Подобный метод взаимосвязи между разработчиками игр и геймерами оказался вполне успешным, поэтому в дальнейшем многие стали следовать этой традиции по «слежке» за действиями интернет-аудитории.
Определение комьюнити-менеджера и требования к специалисту
Комьюнити-менеджер (или community-manager) – специалист, который занимается администрированием, поддержкой правил сообщества, а также оказанием помощи его участникам. Как правило, такой человек – это промежуточное звено между разработчиком (создателем сообщества) и конечным потребителем (пользователем, участником сообщества).
К такому специалисту предъявляются следующие требования:
- иметь образование в области журналистики (как известно, комьюнити-колледж пока не придумали);
- знать специфику сообщества;
- знать язык сообщества (общаться с участниками на понятном для них языке);
- быть онлайн 24/7;
- знать об основах маркетинговых и рекламных стратегий;
- обладать опытом в копирайтинге (в случае если комьюнити требует написания статей, постов, новостей и т. д.);
- постоянно совершенствовать сообщество;
- обладать познаниями во многих областях, включая темы сообщества;
- отчасти иметь навыки психолога;
- желательно быть общительным и уравновешенным.
Работа комьюнити-менеджера вне комьюнити
Помимо обязанностей в самом сообществе есть еще несколько функций, которые выполняет комьюнити-менеджер. Работа специалиста также заключается:
- в привлечении новых участников;
- комментировании событий, постов и каких-либо упоминаний о сообществе или продуктах сообщества;
- проведении мероприятий офлайн;
- создании площадок для коммуникации.
Кажется, комьюнити-менеджеры должны делать практически все, что связано с сообществом, и это так. С фантазией подобных специалистов никто ограничивать не будет, если комьюнити это пойдет на пользу. Поэтому глупые и иногда даже самые нелепые идеи могут горячо восприняться разработчиками или самими пользователями.
Помимо всего прочего комьюнити-менеджеры могут организовывать различные акции с перепостами, розыгрыши призов, творческие конкурсы для развлечения участников, создавать мемы и вирусные видео для привлечения новых пользователей, а также проводить опросы и составлять рейтинги. Грубо говоря, такой специалист должен уметь удержать в сообществе постоянных участников и одновременно привлечь новых.
Как понять, что комьюнити-менеджер справляется с работой?
Эффективность каждого работника можно оценивать по-разному. Например, у бухгалтеров это отчеты, у копирайтеров – качественно написанный, продающий текст. У менеджера в комьюнити это:
- статистика охваченных участников сообщества и уникальных посетителей;
- количество новых комментариев, лайков, перепостов материалов внутри сообщества или отзывов о сообществе на просторах интернета;
- количество уникального контента, который нравится пользователям.
Когда эти три основных фактора учтены и реализованы на отлично, значит, комьюнити наняло действительно годного специалиста.
Будущее профессии
Профессия эта довольно молодая, поэтому ее истинный потенциал все еще остается нераскрытым. Хотя тенденция продвижения продукции через интернет-сообщества сейчас стремительно набирает обороты. Разработчикам проще держать потребителей под боком и иметь с ними обратную связь. Поэтому в ближайшие пару лет менеджеры в сообществах должны получить большую популярность, нежели когда-либо.
Даже сейчас все больше и больше рекламы товара проходит через популярные социальные сети, наподобие "ВКонтакте", Twitter и даже Instagram. Но за каждым таким аккаунтом, группой или страницей необходимо следить если не круглые сутки, то, по крайней мере, от 8 до 10 часов в день. Именно в таких случаях и пригодятся комьюнити-менеджеры.
Само же интернет-пространство было и будет популярным. Поэтому, если делать ставку на будущую профессию, желательно в первую очередь обратить внимание на сферу маркетинга, рекламы и PR. В этой рубрике обязательно найдется вакансия для комьюнити-менеджера.