Театральный кружок в школе: программа, сценарии, пьесы
Организовать школьный театральный кружок - значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей. Театральное искусство позволит с самых ранних лет развиваться всесторонне, снять раскрепощенность, поставить правильную речь, научиться держаться на публике. Как правильно создать театральный кружок? Какие плюсы занятий в нем будут для детей?
Особенности занятий
План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.
Готовый спектакль - это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, "вживание" в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.
Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.
Программа театрального кружка
Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:
- На первом занятии необходимо ребенка познакомить с самим понятием театра и его видами. Объяснить, чем один жанр отличается от другого.
- Поэтапное освоение разных видов творчества. С детьми необходимо не только играть, но и учить ставить голос, в этом поможет пение. Придумайте совместно с учениками гимн своего коллектива, и каждое занятие начинайте с него.
- Развитие пластики направлено на раскрепощение движений. Танцы и активные игры помогут добиться результата.
- Совершенствование артистичных навыков и умений.
- Обучение моделированию ситуации при поставленной задаче. Например, двоим ребятам дается задание разыграть сценку: дворник ругается на женщину за брошенную бумажку. Объясните детям, что необходимо правильно выйти из сложившейся ситуации, и чтобы зрителям (остальным членам кружка) было интересно и смешно. Главная цель поставленной задачи - импровизация.
Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.
Работа с детьми
Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.
Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.
На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.
Задачи театрального кружка
Как уже мы писали ранее, готовая постановка - не главная задача, а результат. Детские театральные кружки направлены развивать ребенка, их основные цели:
- совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
- совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
- развитие самостоятельности;
- пластики, владения собственным телом;
- расширение всех знаний;
- развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
- развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
- пополнение словарного запаса детей, его расширение;
- совершенствование диалогической и монологической речи.
Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.
Что получает ребенок вследствие посещения кружка?
Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?
- Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.
- Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм.
- Отличное владение разговорной речью.
- Умение воспроизводить любой характер и образ.
- Умение правильно составлять монолог и диалог.
- Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.
- Навыки командной работы.
- В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.
Кому стоит посещать кружок?
Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.
Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.
Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, "ходят на голове", "стоят на ушах" и занимаются прочими полезными делами!
Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.
Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?
Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.
Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.
Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка "Кошкин дом", "Красная шапочка", и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как "Царевна-Лягушка", "Сказка о царе Салтане". Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.
Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.
С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).
Часто допускаемые ошибки руководителя кружка
Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.
Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.
Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.
Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.
Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.
Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.
Этапы подготовки спектакля
Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.
Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?
- После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.
- Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.
- После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.
- Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.
- Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.
- Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
- Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. То есть, если актер где-то ошибся, пусть импровизирует без помощи режиссера, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. Также при генеральной репетиции не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.
Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.
Особенности работы со старшеклассниками
Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.
Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.
Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.
Заключение
Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.
Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!
Похожие статьи
- Театрализованная деятельность в детском саду и ее организация
- Лучшие кружки и секции для подростков - список, особенности и рекомендации
- Культурный центр ЗИЛ в Москве: адрес, как добраться, афиша
- Спектакль для детей – роскошь или необходимость?
- Дворец творчества в Зеленограде растит таланты
- Александр Арсентьев: фото, фильмография, биография и личная жизнь актера
- Спортивные секции для детей с 3 лет: обзор, особенности и рекомендации