Глен Доман "Методика раннего развития": особенности и отзывы
Сегодня существует много методик раннего развития. Дети - самая важная и перспективная часть общества, наше будущее. А как известно, над будущим нужно работать в настоящем.
На сегодняшний день ни одна система не вызвала столько ажиотажа, противоречий и споров, как методика раннего развития Глена Домана. Многие родители и специалисты выступают категорически против советов этого американского врача-физиотерапевта, но еще больше мам являются ярыми сторонницами его системы.
Все же необходимость изучать раннее развитие детей объективно существует. Каждый здравомыслящий родитель стремится с ранних лет привить своему ребенку самые обязательные навыки и максимально подготовить его физически и психологически к взрослой жизни.
Кто такой Доман?
Глен Доман (1919 г.р.) - врач-нейрофизиолог, разработавший программу раннего физического, интеллектуального и сенсорного развития детей. Глен работал физиотерапевтом и военным врачом, но свое призвание нашел в помощи детям с неврологическими нарушениями. В 1955 году Доман основал Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. Также он выпустил серию книг о реабилитации и гармоничном развитии детей.
В 1966 году Доман получил в Бразилии титул «За заслуги перед детьми всего мира», а в 2007 году ему вручили медаль от Итальянского Сената за работу с детьми.Директор Доман умер на 94-м году жизни. У него было трое детей, двое из которых - Дуглас и Джаннет Доман - продолжают дело великого родителя и руководят институтом в Филадельфии.
Для кого изначально была создана методика?
В послевоенные годы Доман работал нейрофизиологом и занимался реабилитацией детей с травмами головного мозга.
Повреждения головного мозга различного генеза приводят к целому спектру болезней, которые в медицинской практике принято обозначать диагнозами: «детский церебральный паралич», «церебральный инсульт», «эпилептический синдром», «аутизм», и т.д. Повреждениями мозга различной степени также могут сопровождаться генетические болезни, самая распространённая – синдром Дауна.
Более чем 20 лет ежедневной работы с детьми, имеющими неврологические нарушения, предшествовали изобретению комплексной системы реабилитации Домана. Еще на первых порах взаимодействия с подрастающим поколением Глен четко осознавал, что классические приемы работы с пациентами, имеющими повреждения различных участков головного мозга, работают меньше чем на 15%. К этим методикам относится массаж, пассивная ЛФК, аппликации парафина, озокерита, ортопедические операции, протезирование, гипсование, инъекции ботулотоксина и т.д. Их действие направлено только на решение симптомов и не влияет никак на причину заболевания – повреждение мозга.
Вместе с тем поврежденные участки мозга восполнить, нарастить или залатать, к сожалению, невозможно, но потенциал этого загадочного органа недооценен, и его можно развить до неизвестного до сих пор уровня. Таким образом, по методу Домана можно максимально развивать неповрежденные участки главного мозга, и они могут начать выполнять функции отмерших клеток.
Доктор Доман утверждал, что большинство диагнозов, на первый взгляд, безутешных («ДЦП», «синдром Дауна», «инсульт», «неврологическая слепота», «глухота», «немота», «аутизм», «эпилепсия»), является всего лишь медицинскими терминами, а не приговорами. Команда врачей под руководством Домана сумела доказать, что человеческий мозг имеет огромные, неоценимые ресурсы к самовосстановлению. Он ввел в медицинский лексикон термин «нейропластичность».
Доман многочисленными исследованиями доказал, что «нет связи между травмой мозга и умственной отсталостью». По его активной инициативе термин «умственная отсталость» был исключен из официального перечня диагнозов в Америке.
Суть методики раннего развития по Глену Доману
Вся суть и глобальный смысл многоуровневого метода реабилитации по Глену Доману вмещается в одно предложение: «Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам». Но вместе с тем мозг деградирует, если его не использовать.
Он отметил, что дети с повреждением мозга имеют огромные способности к обучению, важно только найти к ним правильный подход и начать реабилитацию с того уровня, на котором находится ребенок.
Доман - автор методики оценки навыков ребенка, которая называется «Профиль развития». Это шкала оценки сенсорных, физических, мануальных навыков малыша. Для здоровых деток оценивание по «Профилю» не обязательно, а вот для деток с травмами мозга это необходимо.
Институт развития человеческого потенциала
Это группа научных бесприбыльных учреждений, которые оказывают помощь детям с травмами головного мозга и обучают уникальной методике родителей и профессионалов со всего мира с 1955 года. После смерти основателя институтом руководит его сын Дуглас Доман.
Филиалы института находятся в Японии, Мексике, Италии, Сингапуре, Гватемале, Бразилии, Испании, Франции.
Преимущественно в институте принимают на курсы детей с особыми потребностями, там их тщательно диагностируют и обучают родителей тому, как заниматься с детками в домашних условиях.
Насколько необходима методика раннего развития Глена Домана здоровым малышам?
На этапе, когда реабилитацию по этой системе проходили сотни тысяч детей со всего света с повреждениями мозга разной степени, специалисты института начали наблюдать странные вещи. Некоторые навыки у детей с травмами мозга, которые интенсивно занимались, были намного развитее, чем у здоровых сверстников. Естественно, причиной этого никак не могла быть церебральная травма. Ученые поняли, что если особые пациенты могут опережать здоровых в развитии, то детки без неврологических нарушений также способны развиваться намного быстрее при условии занятий по той же методике.
Таким образом, началась глобальная популяризация концепции, которую создал Глен Доман. Методика этого американского нейрофизиотерапевта воспринималась уже не только в качестве реабилитационной системы для пациентов с травмами мозга, но и как методики раннего развития для всех детей.
Сразу нужно подчеркнуть, что Глен Доман и его последователи никогда не пытались мотивировать родителей сделать из своих детей мировых чемпионов или общепризнанных лидеров. Они подчеркивали, что занятия по системе – это просто интересная часть жизни маленьких человечков, и она не должна быть в тягость ни детишкам, ни их родителям. Но такое обучение обеспечивает качественную основу для дальнейшего развития ребенка.
Какие книги следует прочесть, прежде чем приступить к занятиям с ребенком?
Родителям, детки которых имеют проблемы с развитием, прежде всего следует прочесть книгу «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга». В ней автор пишет о создании институтов и о том, как развивалась методика Глена Домана. Описание основных проблем, связанных с повреждением мозга (таких как неврологическая слепота, нарушение слуха, дисбалансы мышечного тонуса, патологические рефлексы, эпилепсия, задержка речевого развития), автор также приводит довольно детально, дополняя полезную информацию практическими рекомендациями к занятию с детьми по всем пунктам, а также статистику результатов детей по программе.
Книга «Гармоничное развитие вашего ребенка» будет полезна родителям особенных и здоровых детей. Это своего рода план действий, подсказывающий, как заниматься по программе, как интегрировать полученные знания в обычную жизнь. Все последующие литературные труды Домана – это уже углубленные версии этой книги, которые детализируют программу по профилям:
- «Как научить вашего ребенка читать».
- «Насколько умен ваш ребенок» (написана в соавторстве с его дочерью Джаннет Доман).
- «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания».
- «Как сделать ребенка физически совершенным».
- «Как развить интеллект вашего ребенка».
Физическое развитие по Глену Доману
Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться.
Осмысленное движение – это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман. Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении.
Согласно концепции Домана, лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни – это пол. А лучшее положение – на животике. Самый важный навык для каждого человека – ползание на животе, затем - на четвереньках. Доман настаивает на том, что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления. Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.
Он рекомендует выкладывать ребенка на пол при каждом удобном случае. Пол при этом нужно сделать удобным и безопасным, в идеале - постелить гимнастический мат или покрытие, как на детских площадках. Ножки и локотки ребенка при этом должны быть не одеты, для хорошего сцепления с горизонтальной поверхностью.
Часто дети с задержкой развития не могут ползать по ровному полу. Их родителям Доман советует построить доску для ползанья, с бортиками, правильным покрытием и поставить ее под углом наклона, при котором ребенок может сползать.
Оставлять ребенка самого по себе ползающим Доман не советует. Вместо того рекомендует родителям всегда стоять на финише с интересными игрушками и преувеличено хвалить детеныша за достижения.
Развитие и коррекция зрения, слуха, сенсорного восприятия по Доману
Методика раннего развития Глена Домана «От 0 до 4 лет» включает обязательную сенсорную программу. Доктор отмечал, что сенсорные пути – это основные входящие каналы в мозг, которыми ребенок пользуется с первых дней.
Именно зрение, слух, запах, тактильные ощущения дают младенцу возможность составить первую картину окружающего мира. У детей с мозговыми травмами чаще всего нарушены исходящие нейронные пути, то есть функции, отвечающие за передачу сигналов от главного мозга до определенного действия (осмысленного движение, вертикализации, речи). Такие детки также часто искривленно воспринимают или вообще не воспринимают входящую информацию. У них нарушено зрение, слух, обоняние, тактильные сигналы. Причем искривление может быть в сторону и гипочувствительности, и гиперчувствительности. Например, у некоторых пациентов чуткий слух, отмечает Глен Доман. Методика реабилитационных мер для таких деток очень многоуровневая. Она очень хорошо описана в книге «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга».
Но для здорового ребенка также важно испытывать ежедневно всю гамму сенсорных сигналов. Они не только сами по себе влияют на развитие функций мозга, но и готовят главный орган к восприятию более сложной информации.
Доман советует развивать зрение ребенка с адекватного уровня. То есть не нужно месячному ребенку подсовывать мультики или работы Пикассо. С рождения сенсорные рецепторы детей еще недоразвиты. В это время детеныш больше воспринимает тень и свет. Методика раннього розвитку Глена Домана рекомендует начать с занятий с фонариком. В темной комнате на несколько минут включать одну лампочку или фонарик и учить младенца искать лучик светлого в темном пространстве.
Затем можно готовить зрение ребенка к восприятию контрастных изображений, показывая ему черно-белые картинки. Далее можно прибавлять по одному цвету.
Также тактильное восприятие ребенка можно развивать путем предоставления ему возможности ощупывать разные по температуре, плотности и текстуре вещи: теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шершавые и т.д.
Если проследить за поведением младенца, можно сразу уразуметь, что инициатором такого сенсорного опыта часто становится сам детеныш. Он все нюхает, щупает, помещает в рот. Таким образом дите воспринимает окружающий мир. Не следует его ругать за попытки познать пространство, даже если они приводят к порче домашнего имущества. Нужно просто обезопасить это самое пространство, убрать небезопасные, ценные или очень мелкие предметы.
Как развивать интеллект ребенка?
Родители, которые хотят заняться развитием интеллекта своего ребенка, с первых месяцев часто могут услышать нарекания подобного характера: «Да не трогайте вы ребенка, пусть себе живет счастливый, пусть у него будет детство, а то потом еще успеет 200 раз устать от всего этого обучения. У него еще садик, школа впереди». На это косвенно влияет сама система получения знаний в нашей стране. Образование воспринимается как нечто принудительное, тягостное.
Но западные специалисты, в том числе и Доман, настаивают на том, что ребенок счастлив, когда познает мир вокруг. Процесс обучения чему-то новому для него такой же естественный, как и дыхание. К тому же в раннем детстве мозг настолько пластичен, что может поглощать и перерабатывать бесконечное количество информации. Важно только преподносить знания ребенку в игровой, непринудительной форме, хвалить малыша за любые инициативы, успехи и попытки.
Развивать интеллект Доман советует, практикуя занятия с карточками - «битами интеллекта». Начинать нужно с примитивной информации: цвета, формы, предметов в квартире, животных и т. д. Например, подготовить несколько карточек с изображением геометрических фигур. Показать их по очереди, называя: «Это ромб, треугольник, круг и т.д.». Похвалить ребенка за внимание и закончить этот маленький урок. Согласно исследованиям Домана, ребенку достаточно просмотреть одну карточку 5 дней по пять раз ежедневно, чтобы навсегда запомнить изображение на ней и его обозначение.
Многих интересует прогрессивная методика чтения Глена Домана. В основе ее лежит тот факт, что ребенку сложно воспринимать символы, буквы. Они по сути ничего не обозначают, а вот слова, которые состоят из символов, имеют реальные обозначения. Доман рекомендует учить ребенка читать по словам. Написать на карточке большими буквами самые понятные ребенку слова: «мама», «папа», «баба». Показывать ребенку слова следует довольно быстро, четко озвучивая каждое. Писать их нужно большим шрифтом, каждая буква примерной высотой в 7-10 см.
Методика обучения Глена Домана математике также базируется на том, что цифры по сути ничего не значат для ребенка. Это просто символы. Но они могут означать некоторое количество предметов. Стартовать обучение математики нужно из пересчета предметов, а потом уже подключать изучение цифр, которые это количество обозначают.
Глен Доман: методика раннего развития в домашних условиях. Отзывы родителей и специалистов
Суть методики Домана базируется на ежедневном домашнем уходе, который обеспечивают сами родители. Доман вынес на новый уровень роль родителя в развитии ребенка. Отечественные врачи любят акцентировать внимание на том, что родители стали «такими умными, что жуть» или «специалисты лучше знают». Но Доман частично отвергает такой подход, подчеркивая, что родитель – главный персонаж в жизни детеныша. Именно он знает своего карапуза лучше всех. Но необходимо быть бдительными и рассудительными. Не суть важно, болен ребенок или здоров - приступать к занятиям по Доману следует только после прочтения его книг. Обучение должно проводиться в свободной, игровой, непринужденной атмосфере.
Сам Доман обозначил такие ориентиры для родителей:
- Стимулируйте ребенка к любому движению. Это основа жизни и развития. Не ограничивайте малыша специальными приспособлениями (манежем, ходунками), не велите ему усесться.
- Какое бы физическое действие младенец не совершал, позвольте ему сделать это самостоятельно. Именно так советует Глен Доман. Методика, которая практикуется в его институтах, полностью исключает «квочкование» над ребенком и все телодвижения в духе: «А хватит бегать, сядь уже успокойся» или «Я сама, а то ты разобьешь, сломаешь, раскидаешь и т.д.».
- Научите ребенка гордиться тем, чем он так хорошо занимается и в чем делает успехи.
- Но не заставляйте ребенка заниматься, когда он болен или устал.
Методика Глена Домана была создана более 50 лет назад. На момент создания эта система реабилитации являлось самой передовой, целостной и комплексной. Но и сегодня многие родители, воспитывающие детей с повреждением мозга, наблюдают у них положительную динамику только после занятий по Доману.
Несколько десятков русских деток даже являются пациентами института в Филадельфии. Их родители создают форумы, активно обсуждают методику, делятся впечатляющими результатами. Справедливости ради стоит отметить, что родители деток с ДЦП, аутизмом делятся преимущественно положительными отзывами о методике Домана. Каждому ребенку, с которым добросовестно занимаются, эта система в чем-то да помогла. Но родители особых деток редко приступают к новым реабилитационным методикам без подготовки. Они тщательно перечитывают книги, советуются с хорошим неврологом, возможно даже обращаются в институты.
Однако есть люди, которые негативно отзываются об этой программе. Это преимущественно те родители, которые не потрудились комплексно изучить философию метода, не перечитали книги, не спросили специалиста, а слышали о том, что ребенку каждый день нужно читать 25 слов, показывать картинки, напихивать ненужными знаниями, заставлять ползать по километру и т.д. Также негативно о системе Домана отзываются некоторые специалисты, особенно те, которые продвигают свои системы раннего развития.
Несмотря на противоречия, которые по мнению некоторых специалистов имеет методика развития Глена Домана, она все же является самой комплексной системой реабилитации детей с повреждением мозга во всем мире. Не сосчитать количества деток, которым эта реабилитация помогла осознать счастье первых шагов и первых слов. А директор Доман смог на примере многих смелых и целеустремлённых детей и родителей доказать, что возможности человеческого мозга безграничны. И каждый родитель может многократно умножить потенциал своих детей, если будет в них верить и прилагать усилия для их развития.
Похожие статьи
- Методика раннего развития: описание, виды
- Как научить ребенка читать?
- Как развивать интеллект? Коэффициент интеллекта. Тест на интеллект
- Развитие ребенка до года: особенности, норма. Этапы развития ребенка до года
- Дошкольное воспитание. Воспитание детей - методы, программы
- Во сколько дети начинают ползать? В каком возрасте дети ползают
- Как научиться читать? Читаем по слогам. Техника чтения