Методика раннего развития: описание, виды
О методиках раннего развития сейчас не знает лишь ленивый или тот, у кого нет доступа к Интернету. Действительно, в пору отсутствия Всемирной паутины молодым мамам просто неоткуда было черпать нужную информацию, чтобы заниматься с детьми. Не было специальных центров развития в том количестве, в котором они существуют сейчас. Небольшой процент детских садов практиковал использование различных методик, однако они не популяризировались.
Что такое методика раннего развития?
Человеческие способности по-настоящему огромны. Главное – дать им возможность развиваться. Несложно заметить тот факт, что маленький ребенок довольно быстро усваивает новые знания и умения. Все потому, что в нем с рождения заложен большой интеллектуальный потенциал. Задачей родителей и педагогов является дальнейшее его развитие и формирование.
Методики раннего развития детей – не новое явление в педагогике, но до наступления 21 века считавшееся довольно спорными. В книге японца Масару Ибуки "После трех уже поздно" довольно толково дается объяснение тому, почему с детьми стоит заниматься с рождения. Он пишет о том, что основы личности ребенка закладываются именно в первые три года жизни. И важно не упустить это время.
Основной смысл всех методик заключается в том, что в раннем детстве, когда происходит интенсивный рост головного мозга, занятия с детьми наиболее эффективны. Научить чему-то семилетку будет гораздо труднее, чем трехлетнего малыша.
Таким образом, методика раннего развития – это алгоритм действий, нацеленный на решение конкретных задач с помощью определенных приемов (стимуляция познания через возбуждение интереса ребенка, развитие творчества и прочих необходимых навыков, воспитание характера и т. д.). Подобные методики не ставят перед собой цель научить малыша читать или писать в три года – они работают на становление всесторонне развитой личности.
Какие методики существуют?
Некоторые из методик действительно довольно радикальны, но есть и либеральные. Большинство из них направлены на интеллектуальное и физическое развитие, несколько – исключительно на развитие мыслительных способностей. Существуют и такие, которые отвечают за становление творческого потенциала ребенка, его эстетическое развитие, раннее обучение иностранным языкам. Познакомимся с самыми популярными из существующих.
- Методика Г. Домана (целостная система).
- Методика М. Монтессори (целостная система).
- Вальдорфская методика (целостная система).
- Игры В. Воскобовича (развитие интеллекта).
- Метод Зайцева (развитие интеллекта).
- Методика В. Курчевского (эстетическое развитие – рисование).
- Методика С. Сузуки (эстетическое развитие – музыка).
- Методика Китайгородской (иностранные языки).
Методики раннего развития детей довольно разнообразны и по своим задачам, и по содержанию. Также они могут быть нацелены на работу с детками разной возрастной категории. К примеру, образовательная методика "Добрые сказки" популярна среди дошкольников и педагогов начальных классов. А занятиями по методике Макато Шичида можно заниматься с рождения.
Теперь более подробно разберем самые популярные способы раннего развития детей.
Методика Гленна Домана
Свою работу врач-физиотерапевт начал в 40-х годах 20-го века. Изначально он разрабатывал методику для обучения детей с тяжелыми поражениями нервной системы, а когда увидел поразительные результаты, стал применять ее для обучения здоровых ребят.
Суть методики раннего развития детей до года и старше состоит в пробуждении физической активности, которая тесно связана с интеллектом малыша и его способностями. Основной метод – обучение по карточкам (чтение, математика, энциклопедические знания). В его методике десять разделов (например, биология, музыка), у каждого из них – двенадцать уровней (от простого к сложному).
Методика раннего развития Домана не содержит элементов игры, развлечений, не учит анализировать полученную информацию. Несомненно, это большой минус. Но она способствует физическому развитию и накоплению большого багажа знаний.
Методика Марии Монтессори
Педагогика Монтессори (методика раннего развития) основана на принципе, что ребенок изначально является самодостаточной личностью и волен самостоятельно выбирать учебный материал, определять продолжительность занятия, его интенсивность.
Большое внимание уделяется сенсорике, которая способствует развитию речи и мышления. Педагог или родитель выступает в роли помощника или проводника, который не вмешивается в процесс обучения. Его задачей является создание доступной среды, обеспечение наличия учебного материала и т. д. Самостоятельность ребенка – главный принцип системы Монтессори.
Методика раннего развития, упомянутая выше, особенно популярна в настоящее время, хотя и была создана еще в начале 20 века.
Методика Макато Шичида
Методика раннего развития, разработанная японцем Шичидой, в России только набирает свою популярность.
Метод Шичиды концентрируется на развитии правового полушария головного мозга и закреплении его связи с левым. Связь эта с течением времени теряется, поэтому так важно заниматься с ребенком с рождения.
В своей работе врач использует флэш-карты (для различных областей знаний), игры для развития и усовершенствования памяти, интуиции, воображения. Для детей постарше в ход идут творческие развивающие занятия (игры с запахами, пение). Все занятие по Шичиде разделено на блоки (каждый по 5-7 минут), поэтому ребенок не устает, не теряет концентрации и активности. Его метод уделяет внимание также социальным навыкам и личностному развитию.
Русские методики
В нашей стране тоже много талантливых педагогов, чьи разработки активно используются нашими современниками:
- Методика Никитиных (физическое развитие и интеллектуальные игры).
- Методика Николая Зайцева (обучение чтению с помощью специальных кубиков со слогами).
- Методика Воскобовича (игровое обучение детей, направленное на развитие памяти, воображения, речи, творчества).
- Методика Марии Гмошинской (психоэмоциональное развитие детей с помощью рисования).
Как заниматься с ребенком, может решать только родитель. Многие делают выбор в пользу какой-либо методики раннего развития (от 3 лет в том числе) и не жалеют о нем.
Похожие статьи
- Глен Доман "Методика раннего развития": особенности и отзывы
- Методика развития Монтессори - это что такое? Плюсы и минусы
- Развитие ребенка до года: особенности, норма. Этапы развития ребенка до года
- Сенсорное развитие детей 2-3 лет: особенности, требования и задачи
- Развивающая методика "Буквограмма": отзывы родителей
- Амплификация - это... Описание принципа, особенности и интересные факты
- Как научить ребенка читать?