Методика раннего развития: описание, виды

0
0

О методиках раннего развития сейчас не знает лишь ленивый или тот, у кого нет доступа к Интернету. Действительно, в пору отсутствия Всемирной паутины молодым мамам просто неоткуда было черпать нужную информацию, чтобы заниматься с детьми. Не было специальных центров развития в том количестве, в котором они существуют сейчас. Небольшой процент детских садов практиковал использование различных методик, однако они не популяризировались.

методика раннего развития
В этой статье мы поговорим о том, что же такое методика раннего развития, сколько их существует и что они собой представляют. Итак, начнем…

Что такое методика раннего развития?

Человеческие способности по-настоящему огромны. Главное – дать им возможность развиваться. Несложно заметить тот факт, что маленький ребенок довольно быстро усваивает новые знания и умения. Все потому, что в нем с рождения заложен большой интеллектуальный потенциал. Задачей родителей и педагогов является дальнейшее его развитие и формирование.

Методики раннего развития детей – не новое явление в педагогике, но до наступления 21 века считавшееся довольно спорными. В книге японца Масару Ибуки "После трех уже поздно" довольно толково дается объяснение тому, почему с детьми стоит заниматься с рождения. Он пишет о том, что основы личности ребенка закладываются именно в первые три года жизни. И важно не упустить это время.

Основной смысл всех методик заключается в том, что в раннем детстве, когда происходит интенсивный рост головного мозга, занятия с детьми наиболее эффективны. Научить чему-то семилетку будет гораздо труднее, чем трехлетнего малыша.

Таким образом, методика раннего развития – это алгоритм действий, нацеленный на решение конкретных задач с помощью определенных приемов (стимуляция познания через возбуждение интереса ребенка, развитие творчества и прочих необходимых навыков, воспитание характера и т. д.). Подобные методики не ставят перед собой цель научить малыша читать или писать в три года – они работают на становление всесторонне развитой личности.

методика раннего развития детей

Какие методики существуют?

Некоторые из методик действительно довольно радикальны, но есть и либеральные. Большинство из них направлены на интеллектуальное и физическое развитие, несколько – исключительно на развитие мыслительных способностей. Существуют и такие, которые отвечают за становление творческого потенциала ребенка, его эстетическое развитие, раннее обучение иностранным языкам. Познакомимся с самыми популярными из существующих.

  1. Методика Г. Домана (целостная система).
  2. Методика М. Монтессори (целостная система).
  3. Вальдорфская методика (целостная система).
  4. Игры В. Воскобовича (развитие интеллекта).
  5. Метод Зайцева (развитие интеллекта).
  6. Методика В. Курчевского (эстетическое развитие – рисование).
  7. Методика С. Сузуки (эстетическое развитие – музыка).
  8. Методика Китайгородской (иностранные языки).

Методики раннего развития детей довольно разнообразны и по своим задачам, и по содержанию. Также они могут быть нацелены на работу с детками разной возрастной категории. К примеру, образовательная методика "Добрые сказки" популярна среди дошкольников и педагогов начальных классов. А занятиями по методике Макато Шичида можно заниматься с рождения.

монтессори методика раннего развития

Теперь более подробно разберем самые популярные способы раннего развития детей.

Методика Гленна Домана

Свою работу врач-физиотерапевт начал в 40-х годах 20-го века. Изначально он разрабатывал методику для обучения детей с тяжелыми поражениями нервной системы, а когда увидел поразительные результаты, стал применять ее для обучения здоровых ребят.

Суть методики раннего развития детей до года и старше состоит в пробуждении физической активности, которая тесно связана с интеллектом малыша и его способностями. Основной метод – обучение по карточкам (чтение, математика, энциклопедические знания). В его методике десять разделов (например, биология, музыка), у каждого из них – двенадцать уровней (от простого к сложному).

Методика раннего развития Домана не содержит элементов игры, развлечений, не учит анализировать полученную информацию. Несомненно, это большой минус. Но она способствует физическому развитию и накоплению большого багажа знаний.

методики раннего развития детей до года

Методика Марии Монтессори

Педагогика Монтессори (методика раннего развития) основана на принципе, что ребенок изначально является самодостаточной личностью и волен самостоятельно выбирать учебный материал, определять продолжительность занятия, его интенсивность.

Большое внимание уделяется сенсорике, которая способствует развитию речи и мышления. Педагог или родитель выступает в роли помощника или проводника, который не вмешивается в процесс обучения. Его задачей является создание доступной среды, обеспечение наличия учебного материала и т. д. Самостоятельность ребенка – главный принцип системы Монтессори.

Методика раннего развития, упомянутая выше, особенно популярна в настоящее время, хотя и была создана еще в начале 20 века.

Методика Макато Шичида

Методика раннего развития, разработанная японцем Шичидой, в России только набирает свою популярность.

Метод Шичиды концентрируется на развитии правового полушария головного мозга и закреплении его связи с левым. Связь эта с течением времени теряется, поэтому так важно заниматься с ребенком с рождения.

методики раннего развития до 3 лет

В своей работе врач использует флэш-карты (для различных областей знаний), игры для развития и усовершенствования памяти, интуиции, воображения. Для детей постарше в ход идут творческие развивающие занятия (игры с запахами, пение). Все занятие по Шичиде разделено на блоки (каждый по 5-7 минут), поэтому ребенок не устает, не теряет концентрации и активности. Его метод уделяет внимание также социальным навыкам и личностному развитию.

Русские методики

В нашей стране тоже много талантливых педагогов, чьи разработки активно используются нашими современниками:

  1. Методика Никитиных (физическое развитие и интеллектуальные игры).
  2. Методика Николая Зайцева (обучение чтению с помощью специальных кубиков со слогами).
  3. Методика Воскобовича (игровое обучение детей, направленное на развитие памяти, воображения, речи, творчества).
  4. Методика Марии Гмошинской (психоэмоциональное развитие детей с помощью рисования).

Как заниматься с ребенком, может решать только родитель. Многие делают выбор в пользу какой-либо методики раннего развития (от 3 лет в том числе) и не жалеют о нем.