Иоанн Снычев: биография и фото

0
0

Холодным ноябрьским днём 1995 года на Никольском кладбище Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры хоронили митрополита Иоанна (Снычёва) – человека, снискавшего славу истинного подвижника и ревнителя православной веры. Многие обстоятельства его смерти вызывают вопросы и по сей день.

Иоанн Снычёв

Безрадостное детство

Будущий архипастырь Русской православной церкви митрополит Иоанн (Снычёв) родился 9 октября 1927 года в селе Новая Маячка Херсонской области в семье зажиточных крестьян, которые уже через год после его появления на свет были вынуждены бежать от раскулачивания в Западное Оренбуржье. Поселились они в селе Спасском под Сорочинском, где жили в крайней нищете.

Вспоминая годы своего детства, владыка Иоанн рассказывал, что на семью, где, кроме него, было ещё четверо детей, имелась единственная пара валенок, и её носили все по очереди. Питались же в основном тем, что удавалось вырастить на отведённом им клочке земли, а когда эти скудные запасы подходили к концу, мать посылала детей собирать крапиву и лебеду, из которых варила суп.

Однако, даже несмотря на такую беспросветную нищету, супруги Снычёвы, будучи сами неграмотными, постарались дать детям образование, и с этой целью вся семья перебралась из сельского захолустья в город Сорочинск, где Иван окончил семилетку и затем поступил в Орский индустриальный техникум, учиться в котором ему помешала война.

Первые зёрна православной веры

О проявлении в нём религиозного чувства митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв) писал, что первые его признаки он ощутил ещё в раннем возрасте. Несмотря на то что родители не могли дать ему системного духовного воспитания, поскольку сами лишь изредка посещали церковь, он уже в юные годы начал задумываться о смысле жизни и о том, что ждёт человека за порогом вечности. Всё его существо восставало против мысли о том, что после смерти человеку суждено уйти в небытие и бесследно исчезнуть.

Митрополит Иоанн Снычёв

В селе, где в начале войны жил Иван, церкви не было, но местные старушки собирались вечерами на молебны в одном из частных домов. На этих-то полулегальных религиозных собраниях и были посеяны в его душе первые зёрна православной веры. Вскоре же Господь послал в помощь Иоанну Снычёву (тогда ещё просто Ване) мудрую наставницу и подвижницу благочестия – монахиню Февронию, находившуюся в их краях в эвакуации. Взяв на себя труд религиозного воспитания юноши, она стала его духовной матерью.

Начало религиозного служения

В 1944 году Ивана, ещё не достигшего совершеннолетия, призвали в армию, но вскоре по болезни комиссовали. Вернувшись к гражданской жизни, он устроился служить пономарём в храме Петра и Павла города Бузулука, где произошла его встреча с епископом Мануилом (Лемешевским), определившая направление всей его дальнейшей жизни.

Став келейником владыки Мануила, Иоанн Снычёв в июне 1946 года был пострижен в рясофор (первая ступень монашества) с оставлением его прежнего имени, а через непродолжительное время стал иеродиаконом – монахом, рукоположенным в сан диакона, и приступил к службе в Никольском кафедральном соборе. Ещё через два года владыка Мануил, ставший к тому времени архиепископом, рукоположил Иоанна во иеромонаха, то есть в сан, при котором монах становится священником и получает право совершать таинства.

Влияние мудрого наставника

Вскоре после этого митрополит Иоанн (Снычёв), ещё будучи молодым человеком, начал свою деятельность в области религиозной гимнографии. В те годы его духовный наставник, владыка Мануил, прилагал усилия к восстановлению почитания - некогда широко известного, но за годы советской власти забытого - чудотворного образа Божьей Матери Табынской. Чтобы преуспеть в этом благом начинании, владыка поручил своему бывшему келейнику написать иконе подобающий акафист. Успешно справившись с порученным делом, иеромонах Иоанн (Снычёв) положил тем самым начало своему дальнейшему творчеству.

Опыт проповеднической деятельности будущий архипастырь приобретал в регулярных общениях с прихожанами храма. После каждой литургии он подробно пересказывал им жития святых, что было весьма важным делом, поскольку приобрести печатные издания подобного рода тогда было невозможно.

Конец 40-х годов в истории нашей страны отмечен очередной полосой репрессий в отношении священнослужителей. Их жертвой стал и духовный наставник отца Иоанна – архиепископ Мануил. В апреле 1948 года против него было сфабриковано дело, и по приговору суда почтенного архипастыря отправили на 10 лет в отдалённые лагеря Мордовии.

Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн Снычёв

Учёба в семинарии и академии

Душевно скорбя о тяготах, выпавших на долю учителя, но не предаваясь в то же время унынию, осиротевший иеромонах оставил службу в храме и отправился в Саратов, где поступил в духовную семинарию. Как вспоминал потом его однокурсник, будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), в своей религиозности Иоанн Снычёв достигал такой экзальтации, что заслужил среди товарищей прозвище Ванька-хлыст.

Окончил он семинарию в 1951 году и тогда же стал студентом Ленинградской духовной академии. И здесь, как и в Саратове, молодой аскет всего себя отдавал служению Богу и познанию Его святых истин. Успехи, достигнутые упорным трудом, были столь убедительны, что в 1955 году, по окончании обучения, его, как подающего надежды богослова, оставили на кафедре сектоведения в качестве профессорского стипендиата.

Вновь совместные труды с владыкой Мануилом

В 1955 году, когда после смерти Сталина получили свободу сотни тысяч невинно осуждённых людей, вернулся из мордовских лагерей и архиепископ Мануил. Радостно встреченный своими духовными чадами, среди которых наиболее близким ему оставался иеромонах Иоанн (Снычёв), он был вскоре назначен на Чебоксарскую кафедру. Ещё до его отъезда на берега Волги отец Иоанн вместе со своим учителем приложил много трудов в составлении «Чина архиерейского отпевания», что стало очередным его вкладом в православную гимнографию.

Служение в Чебоксарах и Куйбышеве

Осенью 1956 года отец Иоанн, постриженный к тому времени в мантию (вторую ступень монашества), был направлен в Минск для преподавания ряда дисциплин в местной духовной семинарии. Впрочем, долго заниматься педагогической деятельностью ему не пришлось, поскольку уже на следующий год по ходатайству своего друга и наставника архиепископа Мануила был переведён в Чебоксары и там помогал владыке в написании целого ряда капитальных трудов по богословию. За участие в этой совместной работе в марте 1959 года талантливый иеромонах удостоился награды – креста с украшениями, полученного им из рук патриарха Алексия I.

Иоанн Снычёв Самодержавие духа

После назначения в 1961 году владыки Мануила архиепископом Куйбышевским и Сызранским он взял на новое место и своего помощника по литературной деятельности отца Иоанна, определив его священником и ключарём Покровского кафедрального собора. В скором времени иеромонах был возведён в сан игумена, а тремя годами позже – архимандрита.

Магистр богословия

Архипастырское служение владыки Иоанна началось в декабре 1965 года, когда он был хиротонисан (возведён) в сан епископа. Вскоре последовала и защита диссертации в Московской духовной академии, на основании которой он был удостоен звания магистра богословия, а затем поставлен во главе Чебоксарской епархии.

В сентябре 1976 года епископ Иоанн (Снычёв) возводится в сан архиепископа и годом позже совершает паломническую поездку во Святую Землю, что по тем временам представляло собой большую сложность. Вместе с духовным саном повышается и его учёная степень. За курс лекций, прочитанных им в 1988 году в стенах Ленинградской духовной академии, владыка Иоанн удостоился звания доктора церковной истории.

Во главе Санкт-Петербургской епархии

В 1990 году патриаршим указом высокопреосвященный Иоанн, возведённый к тому времени в сан митрополита, был поставлен во главе Санкт-Петербургской епархии, представлявшей собой в те годы настоящую духовную пустынь. Как свидетельствует статистика тех лет, на многомиллионный город приходилось лишь 12 действующих православных храмов, половина которых являлась кладбищенскими церквями.

В течение последующих 5 лет, вплоть до своей кончины, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) проделал огромную работу, в результате которой число действующих храмов Северной столицы увеличилось в 3 раза. В большинстве из них начали работу воскресные приходские школы, а в самом городе было открыто новое духовное училище.

Кроме того, трудами высокопреосвященного Иоанна в Санкт-Петербурге было основано издательство, наладившее выпуск духовной литературы. Там же впервые увидели свет многие труды, которые в разные годы написал митрополит Иоанн Снычёв. Книги по вопросам богословия и истории церкви выходили большими тиражами. Немало сил положил владыка и для начала преподавания Закона Божьего в обычных общеобразовательных школах, однако на этом пути возникли сложности, преодолеть которые не удаётся и по сей день.

Митрополит Петербургский Иоанн Снычёв

Важной чертой, которой обладал митрополит Петербургский Иоанн (Снычёв), была его открытость для самого широкого круга людей и готовность вести диалог как с единоверцами, так и с представителями иных вероисповеданий или вообще атеистами. С этой целью он регулярно принимал участие в популярной телепрограмме «Храм», а также принимал участие в регулярных радиопередачах «Колокол».

Литературно-публицистическая деятельность

Широкую известность владыке Иоанну принесла его религиозно-просветительская и публицистическая деятельность. Наибольшую популярность в те годы приобрела книга, которую написал Иоанн Снычёв - «Самодержавие духа». В ней архипастырь указывал на те негативные стороны установившейся в стране «демократии западного образца», которые, по его мнению, способны были лишить русский народ его национального самосознания и поставить на грань духовного опустошения.

На её страницах владыка, в частности, подвергал критике итоги перестроечного процесса 90-х. Он указывал на то, что в результате действий М. С. Горбачёва оказалось разрушенным прежде единое и мощное государство. Высказывал он и своё непримиримое отношение к укоренявшейся в стране массовой культуре, основанной на «фальшивых ценностях общества потребления».

В конце 90-х вышла из печати ещё одна книга, которую написал митрополит Иоанн (Снычёв) – «Русская симфония». В ней были объединены два его произведения – «Самодержавие духа», о котором шла речь выше и «Русь Соборная». По мнению самого автора, вместе они представляют собой законченный труд, освещающий историю русского религиозного избранничества. В ней он обращается к тем, кому небезразлична судьба Отечества, и чьи сердца горят гневом при виде поругания национальных святынь.

Митрополит Иоанн Снычёв книги

Принципиальность, породившая недругов

Кончина владыки Иоанна, последовавшая 2 ноября 1995 года, до сих пор вызывает немало кривотолков, поскольку ей сопутствовали весьма странные обстоятельства. Дело в том, что резкая критика, высказываемая митрополитом в адрес ряда представителей высшего эшелона власти тех лет, стала причиной появления многих высокопоставленных недоброжелателей, которых нажил себе митрополит Иоанн (Снычёв). Книги, написанные им, также сыграли свою роль.

Не беря на себя смелость делать какие-либо выводы, обратимся лишь к изложению событий тех дней. Началось с того, что в 1995 году владыка дважды попадал в довольно странные автокатастрофы, в результате которых получил перелом нескольких рёбер, но остался жив. Вслед за тем пожар, возникший по невыясненной причине, полностью уничтожил свечной цех, построенный митрополитом на Обводном канале, и оставил епархию без свечей.

Смерть на светском рауте

Поскольку для его восстановления требовались значительные средства, митрополит Иоанн был вынужден принять приглашение на отмечавшуюся в гостинице «Северная корона» пятилетнюю годовщину банка «Санкт-Петербург», поскольку там должны были присутствовать бизнесмены, в помощи которых епархия крайне нуждалась.

Около 20:00, когда все ожидали прибытия мэра города Анатолия Собчака, официанты стали обносить гостей прохладительными напитками и соками. Как ни странно, но почему-то митрополиту Иоанну бокал с соком поднесли на отдельном подносе, и он, отпив глоток, поставил его на место. Тем временем в зале возникло оживление, вызванное появлением Собчака с женой.

Ладожский Иоанн Снычёв

Подойдя к митрополиту, мэр поздоровался с ним, а его жена Людмила Нарусова испросила благословения. Свидетели этой сцены вспоминали потом, что подняв руку в благословляющем жесте, владыка Иоанн вдруг, побледнев, замер. Его остановившийся взор устремился куда-то мимо стоявших перед ним людей, и казалось, что в этот момент он видел что-то недоступное остальным. Через мгновение его пальцы, сжимавшие посох, разжались, и митрополит Иоанн рухнул на пол.

Вызвали скорую помощь, но по какой-то непонятной причине у приехавших врачей не оказалось с собой медикаментов, и единственное, что они могли сделать, это констатировать смерть, наступившую вскоре от остановки сердца. Так, при весьма загадочных обстоятельствах, 2 ноября 1995 года ушёл из жизни митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв).