Опорный конспект: правила написания, рекомендации
Обучение в старшей школе и высших учебных заведениях предусматривает умение составлять опорный конспект по прочитанному или прослушанному материалу. При правильном оформлении он дает ряд преимуществ во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так как в нем отражены только основные понятия темы и ее структура, нет «воды», мешающей сосредоточиться на изучении темы.
Основные сведения
Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.
Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.
Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.
Этапы написания
Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.
- Для начала необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста.
- Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание.
- Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал.
- Разработать систему сигналов и знаков для записи.
- Используя разработанную систему, оформить опорный конспект.
- Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок.
- Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации.
- Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или выделителей.
Разработка кода
Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:
- По возможности сокращайте часто встречаемые в данной теме слова, создавая интуитивно понятные аббревиатуры. К примеру, системы счисления – СС.
- Используйте графические обозначения, такие как значок следствия, равенства, математических операций, схематические обозначения, принятые в том или ином предмете – русском или английском, математике, физике, химии.
- Используйте восклицательные знаки, пометки N. B. (Nota Bene), английские слова, указывающие на важность того или иного момента. Записывать их лучше всего на полях тетради или листка с конспектом.
Полезные хитрости
При составлении конспекта лекции или научного текста - статьи, монографии, раздела учебника или хрестоматии, разделите тетрадь на три части. Первая - основная, в ней будут вестись базовые записи.
Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.
В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.
Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.
Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.
Требования
Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.
- Лаконичность, то есть краткость конспекта. Чем меньше места он занимает, тем он полезнее. В общей сложности один конспект не должен превышать 400 знаков-символов.
- Структурность, то есть весь материал должен быть разделен на несколько связанных между собой блоков.
- Наличие смыслового акцента, то есть наличие рамок, которые отделяют блоки друг от друга.
- Использование простых условных знаков и аббревиатур.
- Автономность, то есть самостоятельность каждого блока опорного конспекта.
- Акцентирование – выделение основных мыслей с помощью цветов, подчеркиваний.
- Доступность и понятность написанного.
Где можно применять?
Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.
В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.
Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.
Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.
Преимущества
К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:
- Повышение уровня заинтересованности учеников и студентов, так как у них нет необходимости записывать под диктовку весь материал лекций.
- Учитель получает больше времени для общения с учениками.
- Данные оформляются в удобном для визуального восприятия виде, а как известно, большую часть информации (до 90%) мы получаем именно с помощью зрения.
- Существенно сокращается время, необходимое для подготовки к урокам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
- Ученики и студенты учатся самостоятельно обрабатывать информацию, выделять главное, составлять и оформлять конспекты.
Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.
Похожие статьи
- Конспект физкультурного занятия в средней группе по ФГОС
- Как сделать шпаргалку, незаметную для преподавателей?
- Как составить план урока: пошаговая инструкция
- Добролюбов. Что такое обломовщина? Краткое содержание статьи
- Развитие речи: сказкотерапия для дошкольников
- Основные этапы урока по ФГОС
- Аэробика для детей: виды занятий, польза