Опорный конспект: правила написания, рекомендации

0
0

Обучение в старшей школе и высших учебных заведениях предусматривает умение составлять опорный конспект по прочитанному или прослушанному материалу. При правильном оформлении он дает ряд преимуществ во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так как в нем отражены только основные понятия темы и ее структура, нет «воды», мешающей сосредоточиться на изучении темы.

Основные сведения

Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.

опорный конспект

Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.

Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.

Этапы написания

Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.

  1. Для начала необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста.
  2. Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание.
  3. Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал.
  4. Разработать систему сигналов и знаков для записи.
  5. Используя разработанную систему, оформить опорный конспект.
  6. Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок.
  7. Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации.
  8. Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или выделителей.

конспект по физике

Разработка кода

Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:

  1. По возможности сокращайте часто встречаемые в данной теме слова, создавая интуитивно понятные аббревиатуры. К примеру, системы счисления – СС.
  2. Используйте графические обозначения, такие как значок следствия, равенства, математических операций, схематические обозначения, принятые в том или ином предмете – русском или английском, математике, физике, химии.
  3. Используйте восклицательные знаки, пометки N. B. (Nota Bene), английские слова, указывающие на важность того или иного момента. Записывать их лучше всего на полях тетради или листка с конспектом.

методика опорных конспектов

Полезные хитрости

При составлении конспекта лекции или научного текста - статьи, монографии, раздела учебника или хрестоматии, разделите тетрадь на три части. Первая - основная, в ней будут вестись базовые записи.

Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.

В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.

Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.

Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.

научный текст

Требования

Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.

  1. Лаконичность, то есть краткость конспекта. Чем меньше места он занимает, тем он полезнее. В общей сложности один конспект не должен превышать 400 знаков-символов.
  2. Структурность, то есть весь материал должен быть разделен на несколько связанных между собой блоков.
  3. Наличие смыслового акцента, то есть наличие рамок, которые отделяют блоки друг от друга.
  4. Использование простых условных знаков и аббревиатур.
  5. Автономность, то есть самостоятельность каждого блока опорного конспекта.
  6. Акцентирование – выделение основных мыслей с помощью цветов, подчеркиваний.
  7. Доступность и понятность написанного.

Где можно применять?

Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.

В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.

как составить опорный конспект

Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.

Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.

Преимущества

К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:

  1. Повышение уровня заинтересованности учеников и студентов, так как у них нет необходимости записывать под диктовку весь материал лекций.
  2. Учитель получает больше времени для общения с учениками.
  3. Данные оформляются в удобном для визуального восприятия виде, а как известно, большую часть информации (до 90%) мы получаем именно с помощью зрения.
  4. Существенно сокращается время, необходимое для подготовки к урокам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
  5. Ученики и студенты учатся самостоятельно обрабатывать информацию, выделять главное, составлять и оформлять конспекты.

опорный конспект по математике

Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.