Джузеппе Верди: биография и творчество, известные произведения
Джузеппе Верди - один из знаменитых итальянских композиторов. Его творчество - это огромный вклад в становление оперного искусства, оно стало кульминационным моментом в развитии итальянской оперы девятнадцатого столетия.
Краткая биография
Джузеппе Верди (полное имя Джузеппе Фортунио Франческо) родился 10 октября 1813 года в небольшой итальянской деревушке Ле Ронколе, которая располагается в северной части Ломбардии. На тот момент эта местность была частью Первой Французской империи, таким образом, по документам место рождения Верди - Франция. Интересным фактом можно назвать то, что в этом же году родился Рихард Вагнер, который в будущем стал главным соперником Верди и одним из ведущих композиторов оперной школы Германии.
Ранняя биография Джузеппе Верди интересна тем, что родители будущего великого композитора не были музыкантами. Отец содержал трактир, а мать была пряхой. Семья жила очень бедно, поэтому и детство Верди оказалось тяжелым. Первой ступенью приобщения к музыке стала помощь мальчика в деревенской церкви. У Пьетро Байстрокки мальчик обучился игре на органе и музыкальной грамоте. Родители были рады тяге сына к музыке и даже подарили ему спинет - небольшой струнный инструмент, похожий на клавесин. Его композитор хранил до конца жизни.
Встреча с Барецци
Следующей ступенью в музыкальной карьере мальчика стала встреча с Антонио Барецци, богатым торговцем и любителем музыки, который жил в соседнем городе Буссето. Он обратил внимание на одаренного мальчика и верил, что Джузеппе в будущем не станет трактирщиком или деревенским органистом. Он считал, что у него великое будущее. В десять лет Верди, по совету Антонио Барецци, переезжает в Буссето, где продолжает учебу. Однако жизнь его стала еще тяжелее. По воскресеньям Верди возвращался в Ле Ронколе, где по-прежнему играл на органе во время проведения мессы. В эти годы у него появился преподаватель по композиции - Фернандо Провези, который был директором филармонического общества в городе Буссето. В это же время юный Джузеппе увлекается классиками мировой литературы: Шиллером, Данте, Гете, Шекспиром. Вероятно, отсюда и идут корни его творчества.
Милан
Биография Джузеппе Верди содержит информацию о многочисленных переездах. В восемнадцать лет он оправляется в Милан, чтобы продолжить образование. Там он пытается поступить в консерваторию, в которую его не принимают из-за недостаточного высокого уровня игры на фортепиано. Интересный факт: сейчас эта консерватория носит имя Верди. Однако Джузеппе не отчаивается, он обучается контрапункту у частного преподавателя, параллельно посещая оперные спектакли и различные концерты. Он начинает задумываться о карьере композитора для театра, в чем его все больше и больше убеждает общение с миланским обществом.
Краткой биографию Джузеппе Верди назвать нельзя, ведь он прошел очень длинный путь, прежде чем стать знаменитым. В 1830 году Верди возвращается в Буссето. Антонио Барецци не потерял веры в своего протеже, поэтому помогает ему устроить первое публичное выступление. Затем Джузеппе становится преподавателем музыки для дочери Барецци, Маргариты. Молодые люди влюбляются друг в друга и в 1836 году играют свадьбу. Скоро у пары рождаются дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо, однако оба ребенка умирают в младенчестве. Верди в это время работает над своей первой оперой. В 1840 году от энцефалита умирает и жена композитора.
Провал и успех
И биографию, и творчество Джузеппе Верди кратко можно охарактеризовать как яркую череду взлетов и падений. Постановка первой оперы композитора ("Оберто, граф Бонифачьо") в Милане была довольно успешной, после чего импресарио театра "Ла Скала", Бартоломео Мерелли, заключил с Джузеппе контракт на две оперы. В срок им были написаны "Король на час" и "Набукко" ("Навуходоносор"). Однако опера "Король на час" с треском провалилась, и Верди, который в это время потерял жену и детей, хотел покончить с карьерой оперного композитора. Однако вторая опера - "Набукко", премьера которой состоялась 9 марта 1842 года - имела большой успех. В жизни Джузеппе Верди начинается новый этап, ведь именно после премьеры "Набукко" за ним утвердилась отличная репутация. За последующий год оперу поставили шестьдесят пять раз, с тех пор и по сей день она не сходит со сцен лучших оперных театров всего мира. Следующие несколько опер также имели успех в Италии.
В 1847 году оперу "Ломбардцы" ставят в Парижское опере. Она была переименована в "Иерусалим", также композитору пришлось несколько переработать свое произведение, в том числе заменить персонажей-итальянцев французами. Произведение стало его первой работой в стиле гранд-опера.
Скандальные отношения
Одним из самых ярких моментов в биографии Джузеппе Верди является роман с певицей Джузеппиной Стреппони. Верди было тридцать восемь лет, а Джузеппина заканчивала свою карьеру. Они вступили в законный брак только спустя одиннадцать лет, а все эти годы их сожительство порицалось.
Когда Джузеппина перестала выступать, Верди решил закончить карьеру вместе с ней (возможно, в этом он последовал примеру ДжоаккиноРоссини). Впервые за много лет он был счастлив: знаменит, влюблен, да к тому же и состоятелен. В этот момент биография и творчество Джузеппе Верди тесно сплетаются. Вероятно, именно Джузеппина убедила его продолжить карьеру. Возможно, под влиянием романтического флера, из которого так часто черпают вдохновение гении, он создает свой первый шедевр - оперу "Риголетто".
Либретто несколько раз переписывалось из-за несоответствия цензуре, и Верди порывался бросить работу над ним, однако закончил произведение, и первая же постановка, которая состоялась в 1851 году в Венеции, имела невероятный успех. До сих пор "Риголетто" считается, пожалуй, одной из лучших когда-либо написанных опер. Артистический талант Верди в полную силу раскрылся в этом произведении: по всей партитуре разбросаны прекрасные мелодии, ансамбли и арии, которые впоследствии становятся частью классического оперного репертуара, идут друг за другом, трагедия и комедия сливаются вместе.
Продолжение карьеры
Спустя два года список известных произведений Джузеппе Верди пополняется еще одним шедевром. Им становится опера "Травиата", либретто которой создано по мотивам пьесы "Дама с камелиями" Алесандра Дюма-сына.
Следом были написаны еще несколько опер. Одна из них - это "Сицилийская вечеря", постоянно исполняемая в наши дни, ее Верди написал по заказу Парижской оперы. Это также и произведения "Трубадур", "Бал-маскарад", "Сила судьбы" (заказ из России). "Макбет" претерпел изменения, был выпущен во второй редакции.
В 1869 году композитор пишет Libera Me - часть "Реквиема" памяти Россини, а в 1974 году копилка музыкальных произведений Джузеппе Верди пополняется собственным реквиемом на смерть писателя Алессандро Мандзони, поклонником которого был композитор.
Одной из последних великих опер Верди является "Аида". Композитор получил заказ на ее написание от правительства Египта, которое таким образом хотело отметить открытие Суэцкого канала, и сначала Верди отказался. Однако потом, посещая Париж, вновь получил то же предложение, но уже через дю Локля - либреттиста и импрессарио. На этот раз композитор решил ознакомиться со сценарием, а после этого принял предложение.
Соперники
Биография Джузеппе Верди не будет полной, если не упомянуть о соперничестве с Вагнером. Каждый из них был лидером оперной школы своей страны, всю жизнь они конкурировали и недолюбливали друг друга, хотя так ни разу и не встретились. Отзывы Верди о музыке соперника были немногочисленны и нелестны. Он говорил, что Вагнер напрасно выбирает нехоженые тропы, пытается "лететь" там, где человеку результативнее идти пешком. Однако узнав о смерти Вагнера, он опечалился, так как считал, что этот композитор оставил огромный след в истории музыки.Со стороны Вагнера известно лишь одно высказывание о Верди. Великий немецкий композитор, обычно щедрый на критику в адрес других маэстро, послушав "Реквием" Верди, сказал, что лучше ничего не говорить.
Последние годы
Последние двенадцать Верди работал очень мало, в основном редактируя ранние свои произведения. После смерти Рихарда Вагнера Верди пишет оперу "Отелло" по мотивам пьесы Шекспира. Ее премьера состоялась в Милане в 1887 году. Необычность произведения состоит в том, что оно не имеет традиционного для итальянской оперной школы деления на речитативы и арии - здесь чувствуется влияние оперной реформы Вагнера. Опять же, под влиянием этой реформы, поздние произведения Верди стали в большей степени речитативными, что и придавало опере эффекта реалистичности, хотя поклонников традиционной оперы иногда и отпугивало.
Необычной стала и последняя опера Верди, "Фальстаф", либретто которой было написано по пьесе "Виндзорские проказницы" Шекспира. Здесь прослеживается манера "сквозного развития", таким образом, произведение с блестяще написанной партитурой гораздо больше тяготеет к вагнеровским "Мейстерзингерам", нежели к комическим операм Моцарта и Россини. Неуловимые и искрометные мелодии позволяют развитию сюжета не задерживаться, что и создает эффект сумбурности, который столь близок к духу самой шекспировской комедии. Опера венчается семиголосной фугой, в которой Верди демонстрирует свое великолепное владение контрапунктом.
Смерть великого композитора
В 1901 году, 21 января, у Верди случился инсульт. В это время он был в отеле, в Милане. Композитор оказался парализован, однако читал партитуры опер "Тоска" и "Богема" Пуччини, "Пиковая дама" Чайковского и "Паяцы" Лонкавалло, но что он думал о них, осталось неизвестно. Спустя шесть дней, 27 января, великого итальянского композитора не стало. Его похоронили в Милане на Монументальном кладбище, однако через месяц тело было перезахоронено в Доме отдыха для пенсионеров-музыкантов, основателем которого был Верди.
Стилистика
Практически каждый композитор испытывает на себе известное влияние коллег или предшественников. Музыка Джузеппе Верди не стала исключением. В ранних его работах прослеживается влияние Россини, Беллини, Мейербера и особенно Доницетти. В двух последних операх (Фальстаф и Отелло) заметно влияние его главного соперника - Рихарда Вагнера. На многих современников повлиял Гуно, однако Верди ничего не заимствовал у великого француза, которого многие считали величайшим творцом эпохи. В опере "Аида" присутствуют пассажи, в которых прослеживается знакомство с творчеством Михаила Глинки.
Оркестр и сольные партии
Произведения Джузеппе Верди порой имеют не слишком сложную оркестровку. Именно ему приписывают фразу о том, что оркестр является большой гитарой. Композитор полагался на свой мелодический дар в описании чувств и эмоций героев. Часто во время звучания сольных вокальных партий оркестровка весьма аскетична, весь оркестр становится одним аккомпанирующим инструментом. Некоторые критики полагали, что это результат недостатка образования самого композитора, однако, прослушав многие его произведения, мы легко можем убедиться в обратном. Для творчества Верди характерны и определенные новшества, которые другие композиторы никогда не заимствовали из-за их сильной узнаваемости (например, струнные, летящие вверх по хроматической гамме).
Похожие статьи
- Москати Джузеппе: биография, миссионерская деятельность
- Джузеппе Верди, "Аида": краткое содержание оперы
- Джузеппе Мадзини: биография, идеи, взаимоотношения с Гарибальди
- Биография Моцарта кратко. Вольфганг Амадей Моцарт
- Гарибальди Джузеппе: биография и деятельность
- Андромеда и Персей. Древнегреческие легенды и мифы
- Светлана Варгузова – прима Московского театра оперетты