Суть фильма «Жить» настоящего поэта кинематографа Василия Сигарева
Эмоционально тяжелая кинолента о потере близких, выйдя в прокат в 2012 году, вызвала диаметрально противоположные оценки, однако, большинство кинокритиков и простых обывателей чистосердечно благодарили создателей за эту работу. Многие рецензоры склонны позиционировать мрачный шедевр постановщика Василия Сигарева как лучший отечественный фильм современности.
Сколько ни жить, а обо всем не перетужить
Российский кинорежиссер, драматург и сценарист Василий Владимирович Сигарев – признанный поэт в отечественном кино, он умудряется добиться нехарактерной для российской киноиндустрии гармонии, и во мраке каждой своей работы демонстрирует непритворную нежность к людям, что в настоящее время редкость. В содержании фильма «Жить» нет катарсиса, как такового в прямом значении слова. Автор не настаивает на том, что все люди, по-разному переживающие трагедию, должны отыскать в себе силы, чтобы продолжать существование. Но суть фильма «Жить» заключается в том, что после просмотра фантастически созданной ленты умирать хочется меньше всего.
Три вариации личного апокалипсиса
Изначально режиссер хотел поставить картину о конце света, но работа над сценарием «не пошла», поэтому вместо этого Сигарев снял три новеллы о персональном конце света. Три истории персонажей, утративших самых родных и близких людей и пытающихся справиться с потерей, неравноправны и неравноценные. Возможно, из-за того, что в ленте участвует любимая актриса, по совместительству супруга и муза режиссера Яна Троянова. С нее повествование начинается и ею заканчивается. Все внимание автора сосредоточено на истории ее героини. Некоторые кинокритики интерпретируют название проекта «Жить» как цитирование монолога трояновской героини из «Волчка», которая постоянно твердила о том, что хочет жить.
Краткое описание сюжета
В фильме «Жить» смерть неумолимо атакует по трем направлениям.
Гришка (персонаж Яны Трояновой), украшенная дредами, направляется в церковь захолустного городка на венчание с возлюбленным Антоном (Алексей Филимонов). Возвращаясь домой на электричке, они становятся жертвой нападения гопников, от полученных травм новобрачный умирает.
Спивающаяся вдова Галина Капустина (Ольга Лапшина), приходит в себя только после того, как социальная служба забирает у нее дочерей. Женщина прекращает злоупотреблять алкоголем, делает в доме ремонт и добивается возвращения детей. Но, увы, дочки-близнецы возвращаются к ней мертвыми, по дороге домой они гибнут в автокатастрофе.
Обладатель метафорического для картины велосипеда отец Артема (Евгений Сытый) совершает суицид, топится, оставив на берегу ботинки и незатейливое средство передвижения. Этим он наносит глубокую психологическую травму своему ребенку (Алексей Пустовойтов). Мальчик, едва оправившийся от развода родителей, практически сходит с ума и покидает дом, уйдя с привидением утопленника, которое ему ближе, чем сварливый отчим и мать.
Коротко говоря, суть фильма «Жить» сводится к тому, что или живой отказывается принять и поверить в смерть близкого, продолжая считать его живым, или начинает считать себя мертвым.
Страшная и умная сказка
Композиционно безупречный проект Сигарева многие считают попыткой ответить на вопрос о том, как пережить смерть близкого человека. При этом в картине, как в эталонном кинопроизведении нового российского кинематографа, есть «прогнившие» гопники, бесчеловечные работники полиции, эпизоды с употреблением алкоголя и ненормативной лексики. Все это, по словам режиссера, присутствует в фильме потому, что есть и в реальной жизни. При этом автору удается опоэтизировать российскую бытовую реальность и недвусмысленно намекнуть на возможность внутреннего преодоления этого кошмара. Возможно, в этом скрывается настоящая суть фильма «Жить». Тем более что лента выполнена идеально, максимально приближена интонационно и тематически к любому, кто ее смотрит. Ее поймет каждый, кто хотя бы раз испытывал горечь потери близкого человека, переживал крушение мира, познавая, что такое смерть.
Постановщик безупречно поставил трагедию в реалиях нашей несуразной жизни. Не усугубляя социальный ужас, не передергивая, он просто остается верным деталям.
Критика
Фильм «Жить» отзывы зрителей получил в большинстве хвалебные. Многие рецензоры удивлялись, как режиссеру удалось связать три параллельно развивающиеся сюжетные линии в один тугой тревожный узел. Кроме профессионализма постановщика, ими высоко оценен виртуозный эмоциональный монтаж и ритмическое, не присущее нашему кино музыкальное сопровождение композитора Павла Додонова, специализирующегося на нойз-роке. Стилистические изыски операторской работы Алишера Хамидходжаева названы образцовыми. Его поэтичной камере удается заглянуть в самые угрюмые уголки человеческого бытия, пролить на них свет.
Но если честно, во время просмотра мало кто из зрительской аудитории в состоянии оценить технические характеристики картины, потому как суть фильма «Жить» заключена в редком для современного кино искреннем высказывании. Когда главными являются не звездные актеры, не лихо закрученный ритмичный сюжет, не ошеломляющие спецэффекты, а только эмоции и чувства, которые Сигарев воплотил на экране.
Похожие статьи
- Фильм "Жить": отзывы, сюжет, актеры и роли, режиссер, награды
- Где живет слепая ясновидящая баба Нина: адрес и отзывы
- Повесть Александра Куприна «Яма»: краткое содержание, критика
- Фильм «Живой»: отзывы о кинопритче
- Зачем жить на этом свете? И стоит ли?
- «Жизнь Дэвида Гейла»: отзывы зрителей
- Режиссер и сценарист Василий Сигарев: биография, личная жизнь, лучшие фильмы