Барокко в музыке: особенности стиля, композиторы
Музыкальное искусство Западной Европы особенно активно начало развиваться в XI веке в связи с изобретением нотной письменности. Запись нотного текста, а не заучивание музыкальных произведений наизусть позволило композиторам оставлять свои имена в истории. И все же потребовалось некоторое время, чтобы в истории появились по-настоящему гениальные композиторы, музыка которых не потеряла актуальности и до сих пор. Одним из таких ярких рассветов в музыкальном искусстве стала эпоха барокко.
Вообще, слово "барокко" в переводе с итальянского означает "причудливый", "странный". Как художественное направление барокко было распространено во всех видах искусства – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе и, конечно, в музыке XVII-XVIII веков. Для этого художественного направления было характерно наличие большого количества украшений, которые порой буквально не давали разглядеть смысл.
Художественное направление в музыке
Музыка – тот вид искусства, который "пострадал" от украшений и перегруженности ими меньше всего, и все же они имели место быть, это было особенностью музыки барокко: всевозможные трели, мелизмы и прочие мелодические украшения. Музыка узнаваема, например, яркие концерты Антонио Вивальди – "Времена года".
Одним из показателей стиля барокко был поиск нового в музыке. Еще не был сформирован полноценный оркестр, исканиями композиторов были сочетания самых различных тембров. Еще не были установлены правила и нормы гармонии (это заслуга более позднего периода – венского классицизма). Еще не были созданы и отточены известные ныне жанры, для некоторых из них эпоха барокко стала зарей существования. Какие же появились в музыке барокко жанры?
Опера эпохи барокко
Одним из таких появившихся в эпоху барокко жанров стала опера. Изначально опера планировалась как возрождение античной трагедии. Инициатором создания стали музыканты, входившие во Флорентийскую камерату. Одним из самых известных представителей камераты стал Якопо Пери, написавший первую дошедшую до нас оперу "Эвридика". Как возрождение трагедии она написана на античный сюжет.
В результате развития оперы в Италии начали возникать различные школы, наиболее яркими из них были римская, флорентийская и неаполитанская, в последней родилось удивительно красивое искусство пения bel canto, которое и по сей день считается эталоном вокального исполнения в музыке. К сожалению, красота пения и виртуозность арий приобрели большую популярность, чем драма в опере, зрители шли насладиться музыкой, но не понять смысл и драматургию. Это стало одной из самых больших проблем итальянской оперы, которая, к слову, называла "серьезной" (opera-seria).
Единственный композитор, которому удалось преодолеть данную проблему, – Клаудио Монтеверди. Его оперы сочетали в себе традиции всех трех итальянских школ, он внес в оперу реализм, опередив свое время. К сожалению, молодой жанр еще не был готов к реализму. Впереди оперу ждал довольно долгий путь развития.
Инструментальная музыка эпохи барокко
Инструментальные ансамбли эпохи барокко отличаются своим разнообразием. Каких-либо норм по сочетанию тембров еще не было выявлено. К тому же еще далеко не все музыкальные инструменты приобрели современный вид, а некоторые и вовсе не существовали. Совершенствовались и навыки игры на них – настолько, что многие инструменты приобрели значение концертных.
Одним из значимых инструментов эпохи был орган. В Западной Европе он был тесно связан с религией – католическая церковь использует этот музыкальный инструмент во время служб.
В эпоху барокко исполнение на этом инструменте приобретает концертный характер. Появляются выдающиеся исполнители, которых люди просто приходят послушать. Особенно это было выражено в Германии – там сформировалось 2 противоположных школы органной игры: северная и южная. Южная школа опиралась на традиции полифонии строго стиля, известным представителем школы был Пахельбель. Полифония была особым показателем стиля барокко в музыке. В более поздние эпохи она не будет выражена столь ярко. Северная же отличалась куда большей свободой и виртуозностью исполнения, известных представителей было больше: Букстехуде, Рейнкин, Бем.
Как ни странно, еще одним музыкальным инструментом, вышедшим на концертный уровень, стал клавесин. Возможности этого музыкального инструмента были ограничены: инструмент, ставший предшественником фортепиано, имел иное устройство. Струны при нажатии клавиш защипывались специальными крючками, звук быстро затухал. Было невозможно добиться долгого звучания звуков. При этом из инструмента нельзя было извлечь звуки различной громкости, что не давало разнообразить музыку динамическими оттенками.
На развитие исполнительских навыков повлияла доступность инструмента и возможность поставить его дома (что, например, не было возможным в случае с органом). Школы игры на этом инструменте возникают в разных странах – в Англии, во Франции (яркими представителями этой страны были Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо).
Как звучал данный инструмент, можно услышать в исполнении концерта для клавесина с оркестром Иоганна Себастьяна Баха.
Значительными достижения были и в скрипичной и ансамблевой музыке эпохи барокко. Скрипка приобрела свой внешний облик лишь в XVI веке. За столетие инструмент достиг невиданной популярности. С одной стороны, скрипка и подобные струнно-смычковые инструменты обладали удивительными ансамблевыми свойствами, гармонично сочетаясь друг с другом.
При этом сочетания тембров были порой очень интересными, в ансамблевой музыке был популярен жанр concerto grosso – "большой концерт". Ярким представителем эпохи барокко, писавшим в этом жанре, был Арканджело Корелли. Концерт – соревновательный жанр, в "большом концерте" группы инструментов соревновались между собой.
Арканджело Корелли, Рождественский концерт
С другой стороны, инструмент обладал и широкими сольными возможностями. Выдающийся композитор в музыке Барокко – Антонио Вивальди – именно для этого инструмента написал "Времена года". Вивальди стал создателем сольного инструментального концерта.
Антонио Вивальди и Арканджело Корелли
Самыми известными представителями эпохи Барокко стали Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.
Георг Фридрих Гендель
1685-1759
Один из выдающихся композиторов в музыке барокко. Родился в Германии, но в связи с трудностями в экономическом развитии страны и непростым положением музыканта (в те далекие времена музыканты считались ремесленниками, не существовало деления между исполнителями и композиторами, любой музыкант должен был уметь и сочинить произведение, и импровизировать, а уважением профессия не пользовалась) Гендель покинул родину и отправился в Англию. Много работал в жанре opera-seria, но неудачи, связанные с недостатками самого жанра, заставили композитора обратиться к иному крупному вокальному жанру – оратории.
В результате композитор написал несколько выдающихся ораторий, одной из который стала оратория "Самсон".
Оратория "Самсон"
Одно из выдающихся произведений Генделя. Именно оратория, не опера смогла воплотить все идеи композитора. Но всю жизнь композитор работал в жанре оперы, и ее влияние также заметно в оратории. Острота конфликта между Самсоном и Далилой, индивидуальная музыкальная характеристика персонажей не типична для жанра. К тому же в "Самсоне" слишком много действующих лиц для оратории, в основном в этом жанре место уделялось хорам.
Иоганн Себастьян Бах
1685-1750
Выдающийся немецкий композитор эпохи барокко. В отличие от Генделя, Бах всю жизнь прожил в Германии. Иоганн Себастьян был также выдающимся органистом, клавесинистом, педагогом. За свою жизнь композитор написал огромное количество произведений, творил во всех жанрах, кроме оперы.
Органное творчество Баха
Иоганн Себастьян Бах был выдающимся органистом. В органном творчестве появилось первое циклическое произведение композитора, получившее название "Малый цикл Баха". В этом цикле композитор объединил особенности и северной, и южной органных школ Германии. Цикл включает в себя 2 произведения: первое – импровизационного характера (токката, фантазия или прелюдия), второе – полифоническое (фуга). Одно из самых известных таких произведений – токката и фуга ре минор.
Клавирное творчество Баха
Когда Бах служил в Кетене, у него не было возможности заниматься на органе. В этот период внимание композитора переключилось на клавесин. Он перенес свой "малый цикл" на этот инструмент. При этом композитор в клавирном творчестве утвердил равномерно-темперированный строй в двух томах Хорошо темперированного клавира.
Иоганн Себастьян Бах. Хорошо темперированный клавир. Том 1. Прелюдия и фуга соль минор.
Вокально-инструментальное творчество Баха
В вокально-инструментальном творчестве Бах также был новатором. Во всех своих произведениях композитор доказывал, что музыка – философский вид искусства, что она способна нести вечные ценности и отвечать на глобальные вопросы. Как и Гендель, Бах обращался к жанру оратории, создав свое произведение "Страсти по Матфею".
Одним из самых крупных его произведений стала высокая месса си минор, в которой композитор показал вечную борьбу добра и зла.
Интересные факты
Уделим внимание некоторым интересным фактам из истории:
- Вивальди был священником, но при этом он не очень любил это занятие. Он мог позволить себе прервать службу, однажды он покинул мессу, чтобы записать тему фуги. Из-за этого у него возникли серьезные проблемы с католической церковью.
- Бах был выдающимся органистом, ему приходилось много работать в церкви. И у него также было немало проблем с начальством, например, музыканта обвиняли в том, он играл лишние звуки, приглашал в церковь девушек.
- Однажды Бах, не имея денег на поездку в Любек, отправился туда пешком, чтобы послушать концерты Букстехуде.
- Бах писал не только глубоко философские музыкальные произведения. Одна из его кантат посвящена замечательному напитку – кофе.
- Когда Баха спросили, как у него получается так хорошо играть, он ответил, что просто нажимает на нужную клавишу в нужный момент.
- Выдающийся композитор Иоганн Себастьян не был признан как композитор при жизни. "Открыл" его творчество заново Феликс Мендельсон почти через столетие.
- Любимым композитором Баха был Вивальди. Изучив его творчество, композитор создал не один концерт.
- Гендель, будучи немецким композитором, большую часть жизни писал итальянские оперы, еще более любопытно, что делал он это в Англии...
Похожие статьи
- Что такое кантата в музыке: особенности развития жанра
- Что такое григорианский хорал? История григорианского песнопения
- Фуга, что такое фуга, прелюдия и токката
- Что такое оратория в музыке: определение, виды и особенности
- Венская государственная опера: история, описание, фото
- Направления в музыке: разрозненные части одного целого
- Колоратурное сопрано: определение, разновидности, примеры