Байкало-Амурская магистраль: история строительства, характеристика, природные условия, значение, перспективы развития
Байкало-Амурская магистраль — всенародная стройка, которой в Советском Союзе придавалось большое политическое и промышленное значение. Эта дорога, идущая через богатые регионы Сибири, должна была стать самым коротким выходом к Тихому океану и обеспечить перевозку грузов и людей.
Развитие железнодорожного транспорта на Востоке России
На необъятных российских просторах, включающих большое количество климатических зон с разнообразными природными условиями и неоднородными массами населения, железнодорожный транспорт является, пожалуй, самым массовым. Его основные достоинства: возможность бесперебойной работы при любой погоде и в любое время года, перевозка большого количества грузов и людей. На сегодняшний день такой транспорт является самым безопасным, выгодным и экологически чистым.
Идея освоения сибирских просторов, расположенных между Уралом и Тихим океаном, претворялась в жизнь еще со времен походов Ермака в 16 столетии. Сюда переселялись крестьяне, спасаясь от крепостного права, и активная часть казачества, которая хотела держаться подальше от государственного контроля.
Грандиозная стройка в конце 19 века Транссибирской магистрали (Транссиба) осуществлялась с целью усиления безопасности восточных границ Российской империи, а также продвижения товаров и возможностей торговли со странами Китая и Азии. Однако эта дорога прошла по «южному» варианту из-за технических сложностей, ведь идея проложения магистрали к северу от Байкала в те годы не могла быть осуществлена.
В течение 18-19 ст. большое количество исследователей и ученых проводили изыскательные экспедиции на территории Сибири, обнаружив богатые месторождения золота, драгоценных камней, слюды, меди и других полезных и необходимых стране ископаемых.
Природные условия
Дорога БАМа проходит через регионы Сибири и Дальнего Востока России. Практически на всем протяжении Байкало-Амурской магистрали природные условия далеки от идеальных: сильное промерзание почвы (район вечной мерзлоты), высокая сейсмоопасность (зона 8-9 баллов) и экстремально низкие температуры воздуха (среднегодовая +7,8 °С, минимальная -58 °С).
На западе магистраль пересекает горные хребты (Байкальский, Кодарский, Северо-Муйский, Удоканский), а также полноводные сибирские реки - Лену, Чару, Верхнюю Ангару. Очень сложным оказался участок и в геологическом отношении из-за труднопреодолимых кристаллических горных пород.
При проложении дороги на востоке определенную сложность представляли маревые явления (туманы, дымки), искажающие контуры объектов. На всем протяжении магистрали наблюдались камнепады, курумы, осыпания почвы.
На Дальневосточном участке дороги расположены средние и низковысотные горы, а ближе к побережью появляются заболоченные равнины.
История проложения первых участков магистрали
Предложение о проложении дороги через сибирские просторы от Тайшета (Северный Байкал) было выдвинуто в 1888 г. Русским техническим обществом. Изыскательские работы были начаты в 1907-1914 гг., а затем продолжены в 1920-е, уже при советской власти.
Идеи по строительству «Второго Транссиба» выдвигались и в 1930-е годы, тогда же было определено направление Байкало-Амурской магистрали - от Тайшета через Северный Байкал, Тынду, Комсомольск-на-Амуре к Советской Гавани - и ее название.
В 1935-м была проложена первая небольшая ветка железной дороги БАМ - Тында, а на месте ее соединения с Транссибом построен жилой поселок с одноименным названием. Затем, в 1933-м и 1937-м, вышли постановления ЦК ВКПб о проложении ветки до Тынды и от Тайшета до поселка Советская Гавань. Уже после Великой Отечественной войны вводится в эксплуатацию ветка между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью протяженностью 442 км.
За последующие годы построены еще несколько участков БАМа: Известковая - Ургал (1951, 340 км), Тайшет - Лена (1958, 692 км). Всего за 1930-1950-е годы было проложено 2075 км железных дорог.
Полномасштабное строительство
Проектные и плановые работы были возобновлены в 1967 году. Строительству магистрали БАМа правительство СССР придавало большое значение по нескольким причинам:
- выбранное направление Байкало-Амурской магистрали, пролегающее от Тайшета через север Байкала до Тихого океана, позволяло сократить путь на Дальний Восток по сравнению с уже построенным Транссибом;
- дорога проходит через богатые регионы, имеющие большое хозяйственное значение для страны, т. е. БАМ является экономически необходимым объектом;
- проложение БАМа обеспечивало военно-стратегическую защиту восточных границ страны.
В 1970-е годы перед строителями БАМа были поставлены те задачи, которые не смогли выполнить первопроходцы в 1930-1950 годах. По расчетам, планируемая протяженность Байкало-Амурской магистрали должна была составить 3145 км начиная от станции Лена (г. Усть-Кут) и до Комсомольска-на-Амуре. Также было запланировано создание 2-го пути Тайшет - Лена (680 км) и участка БАМ - Тында - Беркакит (400 км).
Строительство проходило в сложных геологических и климатических условиях. Лозунг «БАМ строит вся страна» реализовывался практически: поставками необходимых материалов и комплектующих занимались сотни предприятий промышленности (металлургии, строительной техники и т. д.).
В апреле 1974 года на стройку прибыл первый отряд комсомольцев, и уже через год к празднику Победы была досрочно сдана в эксплуатацию линия БАМ - Тында, по которой стала осуществляться перевозка грузов для строительства главной магистрали, а в 1977-м запущено движение по ветке Тында - Беркакит. За период 1979-1989 гг. железнодорожная магистраль поэтапно вводилась в эксплуатацию.
Новые технические разработки
Сложные климатические и географические условия потребовали от строителей Байкало-Амурской магистрали выполнения и применения новых технических и инженерных разработок.
В период сооружения магистрали использовались:
- новые принципы и конструкции изготовления фундаментов под мостовые опоры;
- новшества при проложении тоннелей;
- оригинальные технологии буровзрывных работ и возведения земляного полотна в условиях вечной мерзлоты;
- усовершенствованные методы борьбы с наледями.
Города и станции
Застройка станций и поселков осуществлялась в соответствии с Генеральной схемой районной планировки зоны БАМа, в которой учитывались множественные факторы хозяйственного освоения прилегающих территорий. При проектировании и возведении зданий использовали архитектурные решения с учетом национальных особенностей республик, чьи представители участвовали в освоении и обустройстве жилых территорий.
Ключевые станции и транспортные узлы Байкало-Амурской магистрали:
- Тайшет — начальная точка, большой ж/д узел (построен в 1897 г. в период строительства Транссиба), здесь жили первые строители БАМа в 1930-1950 годы, в т. ч. японские и немецкие военнопленные.
- Северобайкальск — город с 1980 г., расположенный на берегу Байкала, был основан при строительстве БАМа, первые поселенцы приехали сюда в 1974-м, сейчас население составляет более 23 тыс. человек.
- Лена — станция на 720-м км магистрали, расположенная в г. Усть-Куте.
- Северомуйск — станция на 1385-м км БАМа.
- Тында — так называемое сердце БАМа, от нее ответвляются 2 дороги (на Нерюнгри в северном направлении и на Сковородино в южном).
- Нерюнгри — ж/д станция, город в Республике Якутия, расположенный на склонах и вершинах Станового хребта, с населением около 57 тыс. (2017).
- Комсомольск-на-Амуре — крупный промышленный центр Дальнего Востока, расположенный на территории Хабаровского края (около 250 тыс. жителей), построенный комсомольцами в 1932 г.
- Советская Гавань — конечный пункт, город на берегу Татарского пролива.
В период строительства многие небольшие поселки быстро развивались и получили статус городов на Байкало-Амурской магистрали: Усть-Кут, Тында, Северобайкальск и др.
Судьба строителей магистрали
В 1974 г. БАМ был объявлен постановлением ЦК КПСС всесоюзной комсомольской стройкой. На строительство приезжали рабочие со всех республик, областей и городов СССР, всего было представлено 70 национальностей. За 10 лет было выполнено 570 млн кубометров земляных работ, построено 4200 мостов и трубопроводов через реки и другие водные препятствия. При строительстве железной дороги было уложено 5 тыс. км путей, возведены десятки станций, жилых зданий общей площадью 570 тыс. кв. м, открыто большое количество больниц, школ, детских садиков.
Первые поселенцы Байкало-Амурской магистрали приезжали сюда и сразу получали «подъемные» от государства, им также обещали большую зарплату и длительный ежегодный отпуск. Однако жили они поначалу в палатках и вагончиках, обогреваемых автономными батареями и печками-буржуйками (электричество часто отключалось). Затем стали строить щитовые домики (с удобствами на улице) и «засыпушки», в которых между деревянными стенами из досок засыпался слой опилок.
Проект был интернациональный: приезжали молодые люди и специалисты со всех регионов СССР, жили дружно и сплоченно. Поселки хорошо обеспечивались продовольствием и другими товарами, за свои зарплаты строители имели возможность полноценно отдохнуть в отпуске и даже купить машину.
Однако все изменилось в 1990-е годы, когда стали разваливаться предприятия, появились безработные и резко возросла преступность.
Характеристика Байкало-Амурской магистрали
Построенная дорога БАМа проходит через несколько регионов России: Иркутскую и Амурскую области, Якутию, Бурятию, Забайкальский и Хабаровский край.
Основные технические и эксплуатационные характеристики:
- общая протяженность Байкало-Амурской магистрали на отрезке от Тайшета до Советской Гавани составляет 4300 км;
- по пути дорога пересекает 11 рек, 7 горных хребтов, проходит через 60 поселков, станций и городов;
- проложено путей в регионах с вечной мерзлотой и высокой сейсмичностью — более 1 тыс. км;
- на пути построено 66 ж/д станций и 144 разъезда;
- проложено 8 тоннелей протяженностью в сумме почти 30 км, из которых самый длинный Северо-Муйский тоннель (15 340 м) строился с 1977 по 2003 гг.;
- построено 2230 мостов различной степени сложности.
Интересные факты и тайны
О процессе строительства Байкало-Амурской магистрали было написано множество репортажей в прессе, а также документальных и художественных книг. Однако остается еще много информации, которая была засекречена, а сейчас периодически появляется в прессе.
Одна из легенд, ходивших среди строителей дороги, рассказывала об аномальных явлениях на «призрачном» пути (отрезке между Тайшетом и Советской Гаванью).
Некоторые очевидцы рассказывали о появлении бесшумного поезда-призрака, история которого началась еще в 1940 г. Тогда заключенные, участвующие в строительстве, подняли бунт и захватили поезд с грузом, который затем разбомбила авиация. Все беглецы погибли, а ж/д полотно было разрушено. Спустя 30 лет приехавшие строители обнаружили совершенно целую дорогу с накатанными рельсами. Позднее выяснилось, что ею пользовались военные.
Самый высокогорный туннель Байкало-Амурской магистрали — Кодарский. Здесь рабочие якобы встречали привидение Белого Шамана, которое обычно появлялось перед началом природных катаклизмов (землетрясений и др.).
Самым таинственным считается Северо-Муйский тоннель, который строился более 25 лет из-за поочередно возникающих технических проблем и мистических сюрпризов. Однажды при прорыве плывуна погибло 30 человек, когда обвалился уже проложенный участок, а перед этим многие рабочие слышали из глубины горы таинственные звуки отбойных молотков.
Самый известный мост на БАМе — Чертов, расположенный на крутом повороте и стоящий на высоких опорах высотой 35 м, — строился для объезда Северо-Муйского хребта до окончания строительства туннеля. Разрешенная скорость движения состава здесь — не более 20 км/ч, а иногда его вовсе приходится толкать. Машинисты, въезжая на этот сложный участок пути, всегда крестятся и утверждают, что впереди паровоза «пляшут черти».
Строительство БАМа в современной России
В 1992 г. правительство России приняло постановление о разработке дальнейших мероприятий по завершению строительства БАМа и строительстве линии Беркакит – Томмот – Якутск, однако спустя 2 года работы были остановлены из-за недостаточного финансового обеспечения.
К 1997 г. грузооборот магистрали сократился вдвое по сравнению с максимальным в 1990-м, тогда же было ликвидировано самоуправление БАМа, а участки административно разделили между Восточно-Сибирской и Дальневосточной железными дорогами. В 2004, 2009 и 2011 гг. были введены в эксплуатацию новые участки дорог. В 2007-м было принято решение о строительстве подводного туннеля к Сахалину, однако работы не были завершены. Начиная с 2009 г., проводится реконструкция участка между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью.
Роль БАМа и его значение для России
Значение Байкало-Амурской магистрали для страны трудно переоценить. Состоит оно в решении множества задач общероссийского масштаба:
- свободный доступ к природным ресурсам, которые были разведаны на прилегающих территориях;
- транспортное обеспечение работы новых производственных комплексов по добыче и обработке золота, нефти, угля, титана, меди и т. д., а также предприятий горной металлургии, лесопереработки, судостроения и угольной промышленности;
- обеспечение помощи в освоении огромных территорий, богатых природными ресурсами и полезными ископаемыми (1,5 млн кв. км).
- обеспечение транзита грузов по более короткому пути (меньше на 500 км по сравнению с Транссибом) между Западом и Востоком;
- поддержка и переброска грузов при сбоях в работе Транссиба.
Перспективы
В 1970-е годы при проложении ж/д путей БАМа предполагалось строительство более 10 территориально-промышленных комплексов, из которых на сегодня построен только один — угольный Южно-Якутский. Сейчас трасса работает с убытком, что обусловлено ее недостаточной загруженностью.
По утверждениям специалистов и экономистов, рентабельность магистрали можно поднять только путем интенсификации промышленности и хозяйственной деятельности на прилегающих территориях, при массовом вложении финансовых инвестиций в добывающие и перерабатывающие предприятия на пути следования дороги.
Перспективы Байкало-Амурской магистрали связаны с принятием Стратегии развития ж/д транспорта в России, названной «Стратегией-2030», по которой объем инвестиций в ее строительство и реконструкцию должен составить 400 млн руб. Планируется проложить еще 13 новых ж/д линий.
Заключение
Экономический потенциал региона является огромным, однако из-за недостатка средств практически неиспользованным. Здесь располагаются угольные и железорудные месторождения, запасы апатитов, меди, газа и нефти. Разработка их требует дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, проложения новых веток магистрали.
Это дает надежду, что в ближайшие годы ресурсы БАМа будут использоваться с большей эффективностью и труд тысяч первопроходцев и комсомольцев не будет забыт, а количество поездов и перевозимых грузов возрастет.
Похожие статьи
- Транссибирская магистраль. Строительство Транссибирской магистрали. Перспективы Транссибирской магистрали
- Гордеев Алексей Васильевич: фото, биография и личная жизнь государственного деятеля
- Реки, вытекающие из Байкала. Притоки и сток Байкала. Река Ангара
- Советский промышленный гусеничный трактор Т-100: технические характеристики, производитель
- Восточно-Сибирское речное пароходство (ВСРП): история, развитие, виды деятельности, руководство
- Актриса Галина Безрук: биография, личная жизнь. Лучшие фильмы
- Владимир Лисин: биография, семья, карьера