Восточно-Сибирское речное пароходство (ВСРП): история, развитие, виды деятельности, руководство
В Восточно-Сибирском регионе России речное пароходство играет огромную роль в плане осуществления пассажирских перевозок и организации транспортировки грузов. Водное сообщение здесь было организовано еще в XVII веке, по рекам сплавляли лес и другие материалы для строительства сибирских городов. До сих пор Восточно-Сибирское речное пароходство остается важным стратегическим объектом инфраструктуры Иркутской и соседних областей.
Деятельность
ОАО ВСРП является частной компанией, которая выполняет пассажирские и грузовые перевозки на территории Иркутской области и республики Бурятия. Длина водных путей составляет несколько тысяч километров и включает такие реки, как верхняя Ангара, ее притоки, Селенга и озеро Байкал. На некоторых участках перевозки с помощью парохода или парома остаются единственным путем сообщения между селами или городами. Организация полностью самодостаточная, имеет свой флот, судоремонтные заводы и собственную систему подготовки кадров.
Виды деятельности ПАО ВСРП:
- внутренние пассажирские перевозки, которые разделяются на местные, транзитные, внутригородские, междугородние и пригородные;
- обслуживание переправ;
- внутренние грузовые перевозки по реке;
- транспортировка древесины и угля;
- сдача во временное пользование судов, территории или иного имущества.
ПАО ВСРП одно из старейших и крупнейших речных пароходств России. Каждый год услугами компании пользуются сотни тысяч человек. Восточно-Сибирское пароходство имеет большие перспективы развития, сегодня активно идет разработка туристического направления по рекам и озерам Сибири.
История пароходства в регионе
В 2015 году организация отпраздновала 130-летний юбилей, именно 17 августа 1885 года было подписано Положение о начале деятельности буксирного пароходства на реке Ангара. Предпосылками для начала речного сообщения посредством паровых машин стала повсеместная тенденция к механизации, охватившая Российскую Империю в XIX веке. Первые паровые суда были запущены в эксплуатацию в реках европейской части страны еще в первой половине столетия. После успешного эксперимента на Волге, сибирские промышленники и купцы также задумались о продвижении подобной перспективы в своём крае.
История Восточно-Сибирского речного пароходства неразрывно связана с именем Н.Ф. Мясникова, которому и принадлежало первое пароходство в регионе. С каждым годом популярность водного способа передвижения возрастала, что было во многом связано с густо лесистой местностью, где трудно проложить автомобильные или железные дороги. В начале XX века на реках Сибири впервые появился теплоход производства Сормовского судостроительного завода. Это событие способствовало увеличению числа пассажирских и грузовых перевозок в несколько раз.
Советский период
В начале 30-х годов Восточно-Сибирское речное пароходство начинает стремительно развиваться. Деятельность нового руководства была направлена на создание мощной и независимой материально-технической базы, которая бы позволила стать организации полным монополистом в регионе. В 30-40-е годы были построены:
- Судоремонтные мастерские в Иркутске и Усольске.
- Судоверфь в пос. Листвянка.
- Были возведены десятки пристаней в Улан-Удэ, Макарьево и на Байкале.
Кроме того, были освоены водные пути по направлению к Монгольской народной республике, за короткие сроки было организовано сообщение по рекам Селенга, Орхон и озеру Косоюл. Дальнейшие преобразования были прерваны Великой Отечественной войной, тысячи людей ушли добровольцами на фронт, многие стали героями и прославили Восточно-Сибирское пароходство.
Новейшая история
После окончания войны в стране еще долго оставался кризис кадров и финансирования. Поэтому работы по расширению и переоборудованию флота шли крайне медленно. Во время строительства Балкано-Амурской магистрали, Восточно-Сибирское речное пароходство сыграло одну из главных ролей. По рекам Сибири ежедневно перевозились тонны грузов и материалов для прокладывания БАМа.
Несмотря на сложные годы перестройки 90-х, организация не потерпела серьезных потерь и продолжала деятельность в полном объеме. В 2001 году большую часть акций пароходства приобретает компания «Истленд», акционером которой был бизнесмен Сергей Ерощенко. Новое руководство Восточно-Сибирского речного пароходства смогло правильно оценить экономический потенциал региона и сделало акцент на туристическое направление. Были переоборудованы и обновлены пассажирские суда, набрана новая команда, а также параллельно шла работа по развитию туристической инфраструктуры в городах и селах Сибири.
Состав флота
Уже несколько лет в стране действует программа по улучшению и усовершенствованию судостроительной отрасли. Каждому региону России поручено обновить или усовершенствовать уже существующий флот. Еще не все проекты выполнены в полном масштабе, но тенденция к созданию современного речного флота имеет место.
На сегодняшний день Восточно-Сибирское речное пароходство имеет следующие суда:
- Круизные суда «Николай Ерощенко», «Империя», «Александр Великий», «Бабушкин»; они рассчитаны на 30–100 человек.
- Паромы: «Дорожник», «Ольхонские ворота», «Листвянка», которая действует на Байкале.
- Скоростные пассажирские суда «Восход», «Баргузин», «Метеор», «Комета», «Аквилон», «Сокол», «Лебедь», «Москва», «Святой лука».
Всего на балансе организации числятся 214 единиц, из которых все успешно эксплуатируются. Самый большой теплоход «Империя» был построен уже по современным технологиям, он совмещает в себе водное судно и отель, на борту которого для пассажиров есть все необходимое для длительного путешествия. Кроме того, на Ангаре функционирует речной трамвайчик для недолгих прогулок.
Крупнейшие порты
Все большие порты Восточно-Сибирского пароходства приспособлены для обслуживания грузовых и пассажирских судов, погрузки и разгрузки угля, дерева и других грузов. Деятельность речного пароходства в Иркутске играет центральную роль в функционировании легкопромышленного и строительного комплекса региона.
На сегодняшний день Восточно-Сибирское пароходство включает следующие крупные порты:
- Иркутский речной.
- Свирский.
- Усольский РЭУ.
- Иркутская РЭБ флота.
- Пристань Култук.
- Порт «Байкал».
- Пристань Усть-Баргузин.
- Нижнеангарск.
Помимо пассажирских и грузовых судов, портов и обслуживающих мастерских, компании «Истлэнд» принадлежат отель, центр отдыха, гостиница, авиакомпания и даже элитный коттеджный поселок.
Маршруты
Ежедневно флот компании осуществляет перевозку грузов и пассажиров на территории несколько тысяч квадратных километров. Для местных жителей передвижение по водным путям является одним из самых быстрых способов добраться из одного пункта в другой. Некоторые села Сибири имеют выход исключительно к рекам.
Наиболее популярными маршрутами являются:
- Иркутск – Листвянка – о. Ольхон – Хужир – Иркутск; этот экскурсионный рейс длится один день и охватывает самые красивые и необычные места озера Байкал; путь составляет 700 км.
- Иркутск – Листвянка – о. Ольхон – маршрут предназначен для местных туристов; действует по средам и субботам, летом еще и в пятницу.
- Иркутск – КБЖД – Иркутск – тур рассчитан на посещение самых популярных мест вокруг Кругобайкальской железной дороги.
- Иркутск – Бухта Песчаная – Иркутск – маршрут пользуется популярностью у туристов и местных жителей; пароход привозит людей на песчаный пляж в пятницу и забирает в воскресенье.
- «Бульвар Гагарина» - о. Бабр – Бульвар Гагарина; теплоход осуществляет экскурсии ежедневно.
- Паромная переправа «Балаганск – Игжей», функционирует круглый год.
- Переправа «Порт Байкал» – причал «Рогатка».
- Прогулочный рейс по Лиственному заливу.
Кроме того, ежедневно речной трамвайчик ежедневно перевозит пассажиров по внутригородским маршрутам Иркутска, что является отличным способом посмотреть все достопримечательности города.
Стоимость билетов
Цена круизов и туристских маршрутов обычно формируется до начала периода навигации, но для уточнения данных можно позвонить по единому номеру службы поддержки. При покупке билетов обязательно иметь при себе паспорт и свидетельство о рождении ребенка. Для детей до 5 лет проезд бесплатный без занятия отдельного места, с 5 до 10 лет действует скидка в 50%.
Стоимость популярных маршрутов:
- Иркутск – Листвянка – о. Ольхон – Хужир – Иркутск; отправление в среду и субботу из Иркутска в 7.00, 8.30 и 17.00; цена – 9900 рублей.
- Иркутск – Листвянка – о. Ольхон; отправление в 7.00, 8.30 и 17.00 по цене за одно место – 3500 рублей.
- Иркутск – Бухта Песчаная – Иркутск: отправление в пятницу и воскресенье в 11.00, 15.00, 16.50 и 17.20, стоимость в одну сторону 2800 рублей.
- Иркутск – мыс Толстый – мыс Половинный – Иркутск, действует в субботу воскресенье в 10.30, 13.15, 14.15 и 17.00; цена билета – от 1800 до 2600.
- Иркутск – Тальцы – Большие коты – Иркутск; рейсы в среду и пятницу, цена от 1000 до 2000 рублей, в стоимость входит посещения музея; существует тот же маршрут для местных жителей, действующий ежедневно, его стоимость от 450 рублей за человека.
- Балаганск – Брянск; стоимость рейсов зависит от времени отправления и остановочных пунктов, можно найти билет от 340 рублей.
- Пригородные линии по Ангаре действуют с 5 мая по 17 сентября, продолжительность рейса от 30 минут, а стоимость от 100 до 200 рублей.
Заказать билет можно на официальном сайте компании, заполнив и отослав бланк, оплата осуществляется безналичным расчетом. В случае опоздания или невозможности осуществить поездку пассажир имеет право отказаться от билета, причем от первоначальной стоимости будет вычтено 25% комиссии. Сдать билет можно в течение часа после отправления судна.
Дополнительные услуги
Помимо основной деятельности, компания «Истленд» прилагает услуги по строительству, ремонту и обслуживанию различных видов техники. Например, существует коммерческое предложение по эксплуатации портальных кранов, которые находятся на пристани «Усть-Баргузин». В компетенции компании осуществлять ремонт судов любой сложности и в любое время года. Кроме того, с 2001 года в аренду сдаются десятки помещений по всей территории Иркутской области.
Грузовые перевозки осуществляются по Ангаре, озеру Байкал, Братскому и Усть-Илимскому водохранилищу. Компания располагает всей необходимой инфраструктурой для транспортировки грузов разных габаритов и любого характера. Каждый крупный порт оснащен системой разгрузки и погрузки товаров.
Контактные данные
На данный момент руководство группой компаний ОАО «Истлэнд» осуществляет генеральный директор Летунова Елена Сергеевна, а руководителем непосредственно ПАЛ «Восточно-Сибирское» пароходства является Безматерных Павел Федорович. В случае возникновения конфликтных ситуаций, а также вопросов, касающихся организации перевозок, можно обратиться к ним с помощью обратной связи сайта или прийти в офис компании по адресу г. Иркутск, ул. Чкалова, д 37.
Развитие туризма на Байкале
В последние годы наблюдается новое направление государственной политики в плане туризма. Компании, которые занимаются освоением российских территорий для создания туристических зон, всячески поощряются из бюджета, охотно финансируются известными спонсорами. В этом плане Восточно-Сибирский регион сегодня является одним из самых перспективных в нашей стране.
Успешное функционирование речного пароходства в Иркутске не в последнюю очередь связано с развитием туризма на Байкале. За 16 лет здесь был построен удобный порт, налажено паромное сообщение. Сегодня по озеру курсируют несколько пароходов и прогулочных катеров, которые доставляют туристов в разные уголки этого удивительного места. Нередки индивидуальные или специализированные туры, заказываемые на свадьбы, юбилеи и другие праздники.
Существуют и проблемные моменты, с каждым годом увеличивается поток желающих посетить «жемчужину» России, возросло и количество туристических судов, а вот портов новых построено не было. Кроме того, требуется разработка новых маршрутов передвижения, что способствовало бы значительному увеличению притока туристов не только из России, но и других стран.
Планы на будущее
В 2016 году на собрании акционеров были озвучены перспективы развития Восточно-Сибирского речного пароходства. Туризм на Байкале становится центральным направлением в регионе. Здесь планируется построить дополнительные зоны отдыха и соответствующую инфраструктуру.
Также планируется увеличить объем пассажирских и грузовых перевозок за счет введения в эксплуатацию новых судов. Одно из направлений деятельности руководства – подготовка квалифицированных кадров, осуществление поиск молодых перспективных специалистов. Также в 2017 году планируется завершить строительство грузопассажирского парома на переправе «МРС-о. Ольхон». Новая платформа позволит перевозить одновременно 16 легковых, 8 грузовых автомобилей и более 90 пассажиров.
При всем благоприятном развитии Восточно-Сибирское речное пароходство еще требует вложений и дотаций. В целом экономические перспективы края безграничны, необходим только правильный и последовательный подход к рациональному использованию ресурсов региона.
Похожие статьи
- Восточно-Сибирское море: описание, ресурсы и проблемы
- Река Ангара: где протекает и какие имеет особенности
- Профессиональный праздник - День речного флота
- Ярославский судостроительный завод - обзор, особенности, производство
- Кран портальный: виды и характеристики
- История Красноярска. В какой федеральный округ он входит?
- Сибирская река Хатанга: описание, география, история освоения