Фауст Иоганн Георг - астролог, астроном, алхимик: биография, годы жизни. Образ Фауста в литературе
Доктор Фауст Иоганн Георг был немецким алхимиком, который родился в деревне Квиттлинген, Вюртемберг. Он также известен под именами Иоганн Сабелликус и Георг Фауст. Этой легендарной в своем роде персоне приписывают сделку с дьяволом, которую она якобы совершила.
Слухи и легенды
Имя Иоганна Фауста связано со множеством загадочных историй, слухов и мифов. Так как жил этот талантливый алхимик и неординарный человек несколько веков назад, то доказать или опровергнуть некоторые факты из его биографии представляется довольно проблематичным. Приблизительные годы жизни Иоганна Фауста 1480-1540. Вот некоторые из наиболее популярных слухов из его жизни:
- Говорят, что однажды, когда он читал лекцию по Гомеру в Университете Эрфута в центральной Германии, ему удалось вызвать героев из этого произведения для своих учеников. Алхимик Иоганн Фауст был исключен из Эрфута францисканским монахом Клинге, который был проповедником кафедрального собора в 1520-1556 гг. Доктор Клинг просил о покаянии Фауста, но тот отказался. Иоганн Фауст признал, что подписал пакт с дьяволом, и сказал, что он больше доверяет ему, чем Богу.
- В 1523 году он, как говорят, посетил Таверну Ауэрбаха в Лейпциге, где вызывал вино из-за стола и катался на бочке с вином. Гете, кстати, часто посещал ту же таверну спустя столетия.
- Говорят, что доктор Фауст предсказал, что епископ Мюнстер (Франц фон Вальдек) захватит город Мюнстер, а также он правильно предсказал исход Венесуэльской экспедиции Филиппа фон Хаттена.
- Однажды, когда он был в тюрьме, в обмен на вино он предложил показать капеллану (священнослужителю), как удалить волосы с лица без бритвы. Капеллан предоставил вино, и Фауст дал ему масло мышьяка, которое удалило как волосы, так и плоть.
- Фауст умер в 1540 или 1541 году. Легенда говорит, что он встретил ужасный конец около Виттенберга, где дьявол разорвал его на куски и оставил на куче навоза.
История легенды
В 1587 году была издана книга «Истории фон Иоганна Фаустена» о грехах Фауста и вскоре переведена на английский язык. Именно она вдохновила Кристофера Марлоу на написание пьесы. Образ доктора Фауста в изложении последнего изучался Иоганном Вольфгангом фон Гете (который также мог прочитать немецкую версию), и легенда об алхимике начала пускать свои корни. В ее основе ученый, который продает свою душу дьяволу. Хотя легенда представлена в литературе, здесь речь идет о реальном астрологе и алхимике, который жил в районе северной Германии в пятнадцатом веке.
Хотя он обучается богословию, он обращается к магии и совершает опасную сделку с дьяволом, в которой он насылает на свою душу вечное проклятие в обмен на власть и знание в этой жизни. Но он всего лишь человек, высокомерный и безрассудный. Может ли чернокнижник Иоганн Фауст - или кто-либо еще - владеть силами Бога или сопротивляться искушениям дьявола?
Легенда вдохновила многих великих писателей, музыкантов и художников. Самые ранние известные источники легенды - это рукопись Вольфенбютлера, датированная 1580-1587 годами, и печатная книга (издание «Шписы»), предназначенная для популярной продажи от 1587 года. Два знаменитых литературных произведения по теме Фауста - «Трагическая история» Кристофера Марлоу «Доктор Фаустус», и Иоганн Вольфганг фон Гете «Фауст».
В то время как последний был назван окончательным, далее последовали сотни или тысячи вариаций на эту тему в театре, музыке, кино, поэзии, искусстве и литературе, включая классику: «Портрет Дориана Грея», «Призрак оперы» и многие другие.
Общий сюжет
Астроном Фауст учился годами, но оставался недоволен собой. Он становится колдуном и привлекает внимание демона Мефистофеля, который однажды появляется перед ним. Они заключают пакт, в котором Мефистофель предлагает служить Фаусту в течение определенного периода времени. Цена - вечная душа Фауста. Мефистофель - трудный слуга, и Фауст периодически встречается с его трюками, ложью и соблазнами.
Несмотря на свои приключения, Фауст почти ничего не делает или тратит свою возможность на легкомысленные индульгенции, предлагаемые демоном. Фауст пытается отменить свой пакт под тяжестью растущего позора и проклятия, но остается во власти сатаны и своих собственных сомнений.
«Какая польза для человека, если он приобретет весь мир, но потеряет свою душу?» От Матфея 16: 26-27
Может ли он стать истинным сверхчеловеком, быть решительным и, возможно, спастись, или он докажет свою человеческую слабость и непригодность и будет навеки проклят? Возможно ли спасение? В наше время мы могли бы также спросить о том, можем ли мы оставить защиту Бога и встретиться лицом к лицу с самим собой.
Значение
Фауст начался как сказка о морали в протестантской Германии. В то время все верили в существование дьявола на Земле, это была пугающая история, которая предостерегала от безбожия, мирских амбиций и, конечно же, от магии. Сегодня имя Фауст стало привязанным к рассказам о силах, которые предают принципы и ценности ради знания и власти, для достижения своих целей.
Но с амбициями и стремлением людей хотеть больше, чем они могут справиться, предсказуемая обреченность становится более трагичной из-за их неспособности искать прощения. Однако есть также рассказы об искуплении, где Фауст был лучшим человеком, преодолел свою человеческую природу и получил одобрение Бога. Это был Фауст дальновидной, идеалистической Европы.
Возможные сюжетные результаты отражают отношение Европы ко времени. То есть пятьсот лет назад было немыслимо, чтобы Фауст мог быть спасен, а сотни лет спустя это стало необходимым. Европа изменилась, и христианство тоже. Фауст также является частью этого мира, органично меняющегося от религиозного общества и культуры в «темные века» до светской цивилизации через пятьсот лет.
Происхождение и источники
Образ Иоганн Фауста в литературе впервые был описан и появился в печати в 1587 году в виде записной книжки. Хотя более ранние рассказы могут быть источником вдохновения для сказки Фауста, эта книга является первым известным изданием традиционной легенды, которая была по существу повторена Марлоу, а затем модифицирована Гете. Книга была переведена на английский язык еще до 1592 года как «История проклятой жизни» и «Заслуженная смерть доктора Иона Фауста». Кристофер Марлоу, вероятно, использовал эту работу для своей пьесы «Трагическая история доктора Фауста» (опубликована около 1600).
Работу Марлоу прочитал Гете, который также видел марионеточные пьесы по теме Фауста, которые исполнялись на улицах в дни его юности. Вдохновленный этими и другими историями, он написал одну из своих самых знаменитых работ. История Фауста была основана на реальном волшебнике и алхимике, известном как д-р Иоганн Георг Фауст, который жил в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков и, похоже, был родом из северной Германии.
Почему «Фауст»?
Люди задаются вопросом о том, откуда взялось название «Фауст» и что это означает. Поскольку в истории упоминается реально существовавший человек с этим именем, то можно спросить, было ли это естественное семейное имя, существуют ли какие-нибудь подсказки о его происхождении и личности. Конечно, Фауст - это фамилия. Кроме того, немецкое слово означает «кулак», латинское прилагательное означает «благоприятный» или «удачливый».
Иоганн Фауст: биография
Реально существующий Фауст стал известен в роли некроманта и демонолога. Он был рожден приблизительно в 1480 году в Книтлингене (Германия), а умер в 1540 году в Штрауфен-им-Брайсгау. Знаменитый спустя столетия, доктор и чернокнижник жил в первой половине 16 века в Германии. Легендой Фауст стал в эпоху Реформации. Его дальнейшую биографию раскрывали многочисленные произведения европейской литературы.
Странствующий алхимик
Доктор Иоганн Фауст из Германии стал предметом народной легенды спустя много десятилетий после его смерти. Из-за его раннего описания как литературного героя очень сложно установить исторические факты о его жизни с какой-либо определенностью.
Возможным местом возникновения исторического Иоганна Фауста является Квиттлинген, Хельмштадт, близ Гейдельберга или Рода. Сегодня в Квиттлингене есть архив и музей, посвященный Фаусту. Год рождения Фауста дается либо как 1480, либо как 1466. В архиве города Ингольштадт есть письмо от 27 июня 1528 года, в котором упоминается доктор Йорг Фауст фон Хайдельберг. Он был назначен на бакалавриат 12 июля 1484 года и являлся магистром искусства 1 марта 1487 года.
Первые издания были напечатаны в Риме в 1501 году. В течение 1506 года есть запись о Фаусте, появляющемся как исполнитель волшебных трюков и составитель гороскопов в Гельнхаузене. Также он был представлен как врач, доктор философии, алхимик, маг и астролог. Одновременно его имя было связано с обвинениями в мошенничестве, а церковь однажды осудила его как богохульника, который сотрудничает с дьяволом.
Рассказы о Фаусте
23 февраля 1520 года Фауст посетил Бамберг, делая гороскоп для епископа и не только, за что получил сумму в 10 гульденов. Восемь лет спустя он был замечен в Ингольштадте, откуда спустя время его изгнали. Более поздние записи дают положительный вердикт о личности алхимика: "Таким образом, профессор Тюбингена Йоахим Камерариус в 1536 году признает Фауста как респектабельного астролога, а врач Филиппа Бегарди в 1539 году хвалит его медицинские знания". 25 июня 1535 года зафиксировано его присутствие во время восстания анабаптистов.
Погиб загадочный чернокнижник в 1540 или 1541 году. Он якобы умер во время взрыва алхимического эксперимента. Гговорят, что останки были обнаружены в «ужасно изуродованном» состоянии, которое было истолковано так, что дьявол пришел, чтобы забрать его лично. В 1548 году богослов Иоганн Гаст в своих проповедях утверждает, что Фауст страдал от ужасной смерти. В своей учетной записи 1548 года Гаст также упоминает личную встречу с Фаустом в Базелево. Согласно ему, Иоганн отправлялся в путешествие с собакой и лошадью, и ходят слухи, что собака иногда превращалась в слугу, отдаленно напоминающего человека.
Другой посмертный рассказ - это повествование Йоханнеса Манлия, написанный Меланхтоном в его сборнике, датированном 1562 годом. Согласно ему, Фауст был лично знаком с Меланхтоном и учился в Кракове. Манлий уже ранее включал легендарные моменты в свои рассказы и не может быть использован в качестве исторического источника. Он рассказывает, что Фауст хвастался, что победы немецкого императора в Италии были вызваны его магическим вмешательством. В Венеции он якобы пытался летать, но был брошен на землю дьяволом.
Йоханнес Вирус рассказывает, что Фауст был арестован в Бабенбурге, потому что он рекомендовал местному капеллану по имени Дорстениус использовать мышьяк, чтобы избавиться от его щетины. Дорстениус размазал яд на лице и потерял не только свою бороду, но и большую часть кожи. Филипп Камерарий в 1602 году утверждал, что слышал рассказы о Фаусте непосредственно от людей, которые встречались с ним лично, но из всех публикаций конца 16 века невозможно понять, были ли это реальные исторические анекдоты ли обычные слухи и легенды.
Интерпретация Марлоу
Кристофер Марлоу в своей "Трагической истории доктора Фауста" 1589 года изображает Фауста в качестве архетипического адепта магии эпохи Возрождения. В 17 веке его работа была вновь представлена в Германии в виде популярных пьес, изображающих главного героя уже в самых разных смыслах, в том числе и в комическом.
Трактовка Гете
"Фауст" Гете - это рассказ молодого человека по имени Иоганн Фауст, сына крестьянина, который изучает теологию в Виттенберге, помимо медицины, астрологии и «других магических искусств». Его безграничное стремление к знаниям приводит его к вызову дьявола в лесу возле Виттенберга, который появляется и называет себя Мефистофелем. Фауст заключает пакт с дьяволом, закладывая душу в обмен на 24 года службы. Дьявол сопровождает Фауста в его приключении. Он посещает папу в Риме, султана в Константинополе и кайзера в Инсбруке.
После 16 лет он начинает сожалеть о своем пакте и хочет уйти, но дьявол убеждает его не нарушать соглашение, вызвав Елену Троянскую, с которой Фауст воспитывает сына по имени Юстус. По прошествии 24 лет сатана появляется и объявляет смерть Фауста в наступающую ночь. Тот во время последней вечеринки в Римлихе уходит от своих друзей и увещевает их покаяться. В полночь в комнате Фауста слышен большой шум, и утром его стены и полы находят забрызганными кровью и мозгами, с глазами Фауста, лежащими на полу, и его мертвым телом во дворе.
Фауст является главным героем классической немецкой легенды, которая описывает пакт с дьяволом. Архетипическая сказка является основой для многих литературных, художественных, кинематографических и музыкальных произведений, созданных в течение нескольких сотен лет и на протяжении всего двадцатого века. Историческое происхождение имени и персоны алхимика Фауста остается неясным, хотя широко предполагается, что оно основано на фигуре немецкого доктора Йоганна Георга Фауста, сомнительного мага и алхимика, который, вероятно, получил степень в богословии от Гейдельбергского университета в 1509 году.
Контрастные теории
В свете записей о деятельности, охватывающей более 30 лет, было высказано предположение о том, что существовали два странствующих мага, называющих себя Фаустом, один - Георг, который был активен в 1505-1515, и еще один Иоганн, но уже во временных рамках 1530-х годов. Это предположение трудно опровергнуть, но нет никаких веских оснований также и для его принятия. Даже если предположить более раннюю дату рождения, астроном Иоганн Фауст умер бы в среднем, но не невероятно высоком для того времени возрасте около 75 лет.
Похожие статьи
- Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди
- Специальность "государственное и муниципальное управление": кем потом работать?
- Зачем нужна география в жизни? Зачем нужно изучать географию?
- Чем отличается университет от института? Институт и университет: в чем разница
- Примеры текстов разговорного стиля речи. Понятие и признаки разговорной речи
- Речь: классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь
- Характеристика Льва-женщины. Знак Зодиака Лев: описание