«Фауст» Гете и извечные вопросы бытия
Такое многоплановое произведение, как «Фауст» Гете, способно развернуть перед своим читателем круг вопросов, так или иначе связанных с глубинным смыслом человеческого бытия. Не нужно даже погружаться в богатейшую символику трагедии, чтобы увидеть значимые для современного человека темы и образы.
Возможна ли гармония между разумом и чувством
Спор о душе Фауста между Господом и злым духом, возможно, кажется жестокой причудой. Поступок Бога, позволившего Мефистофелю искушать Фауста, выглядит бесчеловечно в свете дальнейших событий, произошедших со средневековым врачевателем. И, тем не менее, спор, который происходит в душе каждого человека неоднократно в течение его жизни, разворачивается с не меньшей жестокостью и драматизмом. И оставляет не меньше ран, чем Фауст, Гете вымышленный, получил в ходе трагедии. Этот спор – проявление борьбы между разумом и чувством, попытка сформировать свое личное неповторимое отношение к собственным страстям, увидеть страсть и так называемый чувственный диалог в новом свете. Вневременную суть этой проблемы, непонимание самого себя, от которого способен страдать человек любой эпохи, превосходно иллюстрирует «Фауст» Гете. Цитаты об остановившемся мгновении и ключах мудрости в роднике собственной души давно стали крылатыми, и бессчетное количество раз упоминались в текстах, посвященных философскому осмыслению конечности бытия и его наполненности страданиями.
Смысл преступления и раскаяния
Гете переплел в сюжете множество линий. Но центральное место во всей драме писатель отвел мотиву преступления. К незаконным действиям Фауст, Гете созданный, прибегает неоднократно, после того как увлекается юной Маргаритой. И девушка тоже, потворствуя страсти, становится преступницей. Сперва по недоразумению, случайно убивая сонным зельем свою мать. А затем и осознанно, уже намеренно лишая жизни собственного ребенка. Но только после того как оба любовника, преступившие закон, в последний раз встретятся, повествование достигнет кульминации, и станет ясно, торжество каких истин хотел показать Гете. «Фауст», анализ которого как целостного произведения всегда непрост, не содержит моральных приговоров, лежащих на поверхности, но приглашает читателя к диалогу и размышлению.
Сперва было дело
Пылкий любовник, великий врач, философ, пытающийся проникнуть в тайны бытия – это далеко не все эпитеты, которыми возможно наградить Фауста как героя и реальную личность. Центральной чертой его характера является готовность к действию. В начале произведения читатель застает Фауста за переводом древнего трактата и видит, как философ и врачеватель колеблется, переводя слово «логос».
Герой склоняется к нетрадиционной формулировке «сперва было дело», поскольку она близка его душе. Он всегда готов действовать решительно. Идет ли речь о спасении жизни, соблазнении юной красавицы или сговоре с Дьяволом – Фауст (Гете) всегда находит в себе силы преодолеть сомнения и сделать шаг. Хотя он ни в коей мере не является простаком, свободным от внутренних метаний. Писатель наделил своего героя своеобразным золотым сечением характера: Фауст одновременно способен искренне чувствовать и глубоко задумываться над волнующими его вопросами, не теряя при этом способности к действию и принятию решений.
Похожие статьи
- "Страдания юного Вертера": краткое содержание по главам
- Персонаж Гелла в романе "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова
- Илья Франк: метод чтения. Описание, пример текста. Книги по методу Ильи Франка
- Кто такой некромант? Мистические существа. Белая, черная магия
- Краткое содержание "Моцарта и Сальери" Пушкина . Герои и основной конфликт
- Достопримечательности Лейпцига: фото и описание, что посмотреть обязательно, занимательные факты и отзывы туристов
- Поэт Борис Пастернак: биография, творчество