Автобус ГолАЗ: технические характеристики, особенности и отзывы

0
0

Автобусы ГолАЗ занимают важное место в истории отечественного автомобилестроения. Эти машины на протяжении нескольких десятилетий перевозили миллионы пассажиров по всей территории бывшего СССР. Даже сейчас, несмотря на появление более современных моделей, автобусы ГолАЗ по-прежнему популярны благодаря своей надежности, простоте в обслуживании и ремонте.

Рассмотрим подробнее одну из самых известных и массовых моделей - ГолАЗ-525110. Этот городской автобус выпускался Горьковским автозаводом с 1986 по 2013 год. За это время было произведено более 130 000 экземпляров. Давайте выясним, почему ГолАЗ-525110 пользовался таким спросом и остается популярным до сих пор.

Технические характеристики

ГолАЗ-525110 относится к классу средних городских автобусов вместимостью от 100 до 120 человек. Его габариты составляют 11700 х 2500 х 2950 мм, колесная база - 5900 мм. Полная масса автобуса - 16,5 тонны.

Двигатель ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 210 л.с. позволяет развивать максимальную скорость 65 км/ч. Этого вполне достаточно для передвижения по городу. Расход топлива в среднем составляет 30 литров на 100 км.

Подвеска автобуса - зависимая, пневматическая. Такая конструкция обеспечивает плавность хода и комфорт пассажиров. Тормозная система - двухконтурная пневматическая, дополненная моторным тормозом-замедлителем.

Особенности компоновки

Как и многие отечественные автобусы, ГолАЗ-525110 имеет полностью металлический несущий кузов. Он отличается прочностью, надежностью и долговечностью. Кузов опирается на каркас, состоящий из стальных труб и профилей.

Салон автобуса рассчитан на перевозку 117 пассажиров, из которых 45 мест - для сидения. В салоне есть отдельное место для кондуктора и выход на площадку к водителю. Планировка салона продумана с точки зрения удобства посадки и высадки пассажиров.

Кабина водителя отделена от пассажирского салона перегородкой. В ней установлено анатомическое кресло, обеспечивающее комфорт водителю при длительных рабочих сменах.

Достоинства модели

Главное преимущество ГолАЗ-525110 - это его надежность и неприхотливость в эксплуатации. Мотор, трансмиссия и ходовая часть этого автобуса рассчитаны на интенсивную работу в тяжелых дорожных условиях.

Ремонтопригодность также является важной характеристикой. Все узлы легко доступны для обслуживания и замены. Ресурс до капитального ремонта составляет 500-600 тысяч километров.

Еще одним плюсом ГолАЗа является его неприхотливость к качеству дорог. Благодаря высокому дорожному просвету он может преодолевать различные препятствия, не повреждая ходовую часть.

Портрет водителя автобуса ГолАЗ за рулем

Недостатки

Конечно, у ГолАЗ-525110 есть и недостатки, обусловленные возрастом конструкции и устаревшими технологиями производства. К ним можно отнести:

  • Высокий расход топлива по сравнению с современными моделями
  • Устаревшее оборудование салона
  • Отсутствие системы климат-контроля
  • Невысокий уровень пассивной безопасности
  • Повышенный уровень шума в салоне

Тем не менее, даже с учетом этих недостатков, ГолАЗ-525110 остается востребованной и экономически эффективной моделью для многих автопарков.

Отзывы эксплуатантов

Опытные водители и автотранспортные предприятия отмечают надежность и стабильность автобуса ГолАЗ-525110 в работе. За счет простоты конструкции он легко ремонтируется силами обычных автосервисов.

Водители хвалят ГолАЗ за хорошую управляемость, маневренность и комфортное рабочее место. Некоторые эксплуатанты устанавливают на эти автобусы современные двигатели, что повышает их динамику и снижает расход топлива.

Несмотря на солидный возраст конструкции, отремонтированные ГолАЗы могут прослужить еще не один десяток лет. Это обеспечивает быструю окупаемость затрат на их приобретение и эксплуатацию.

Таким образом, несмотря на появление более современных моделей, автобус ГолАЗ-525110 по-прежнему остается надежным помощником для многих пассажирских автопредприятий. Его технические характеристики, особенности конструкции и отзывы эксплуатантов позволяют считать этот автобус одним из лучших отечественных городских автобусов.

Автобус ГолАЗ

Модификации автобуса ГолАЗ-525110

За время производства автобус ГолАЗ-525110 выпускался в нескольких модификациях, отличающихся типом кузова, двигателем и оборудованием салона.

Наиболее распространенными были модификации 525110-10 с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 и 525110-20 с более мощным двигателем ЯМЗ-238НД3. Также выпускались модели 525110-11 с дизельным двигателем Д-245 и 525110-22 с автоматической КПП фирмы Allison.

По типу кузова различали варианты с сочлененным (525110-32) и двухсекционным (525110-42) кузовами, имевшие увеличенную пассажировместимость.

Модернизация автобусов ГолАЗ

Многие эксплуатанты проводят модернизацию автобусов ГолАЗ-525110 с целью повышения потребительских свойств и продления срока службы.

Так, часто ставятся новые, более экономичные двигатели - ММЗ Д-245, КамАЗ-740, Cummins и другие. Это позволяет снизить расход топлива.

Для улучшения плавности хода выполняется замена подвески на пневматическую или гидравлическую с автоматическим уровнем. Устанавливается гидроусилитель руля.

Салон модернизируется путем установки новых сидений, обшивки, светильников. Добавляется оборудование - кондиционер, аудиосистема, бортовой компьютер.

Все эти усовершенствования позволяют продлить срок службы автобусов ГолАЗ еще на 5-7 лет.

Запасные части для автобусов ГолАЗ

Несмотря на снятие с производства, автобусы ГолАЗ до сих пор используются во многих городах. Соответственно, актуальным остается вопрос обеспечения запчастями.

Запасные части для ГолАЗов выпускаются на Горьковском и Ликинском автозаводах, а также многими сторонними предприятиями. В продаже можно найти все основные узлы - двигатели, КПП, мосты, рулевые механизмы.

Ремонтные предприятия также освоили выпуск отдельных деталей для автобусов ГолАЗ - коленвалов, поршней, подшипников. Это позволяет своевременно проводить ремонт и поддерживать парк в работоспособном состоянии.

Особенности управления автобусом ГолАЗ

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, управление автобусом ГолАЗ требует определенных навыков от водителя.

Из-за больших габаритов и массы такой автобус менее маневрен по сравнению с легковым транспортом. При движении в плотном потоке нужно быть особенно внимательным, чтобы избежать наездов при торможении.

Высокий центр тяжести сказывается на устойчивости автобуса на поворотах. Здесь требуется плавное прохождение поворотов без резких движений рулем.

Типичные неисправности ГолАЗов

За долгие годы эксплуатации накопился опыт устранения типичных неисправностей автобусов ГолАЗ 525110.

К ним относятся: износ тормозных накладок и дисков, течь воздуха в пневмосистеме, неисправности топливной аппаратуры двигателя, износ сальников коленвала и мостов.

Периодически требуется регулировка зазоров в клапанном механизме, замена стоек передней подвески, ремонт рулевого механизма.

Зная типичные слабые места, можно своевременно предотвратить поломки и продлить жизнь автобуса.

Современные аналоги ГолАЗа

В настоящее время функции городского автобуса среднего класса выполняют более современные модели отечественных и зарубежных производителей.

К прямым аналогам ГолАЗа можно отнести МАЗ-203, ЛиАЗ-5256, НефАЗ-5299. Они отличаются улучшенными техническими характеристиками и более комфортабельным салоном.

Из зарубежных автобусов этого класса популярны модели Mercedes-Benz O305, MAN NL223, Scania OmniCity.

Тем не менее, несмотря на появление новых моделей, ГолАЗ-525110 по-прежнему остается одним из самых массовых автобусов в городах СНГ.

Рабочее место водителя

Рабочее место водителя играет важную роль для удобства и безопасности управления автобусом. В ГолАЗе-525110 оно отличается продуманной эргономикой.

Кресло водителя имеет регулировки по росту и весу для установки оптимального положения. Рулевое колесо регулируется по углу наклона и вылету.

В зоне прямой видимости расположены все основные приборы - спидометр, тахометр, указатели. Контрольные лампы сгруппированы по функциональному назначению.

Для удобства использования органы управления двигателем, тормозами, освещением и другими системами рационально расположены на приборной панели и в зоне досягаемости руки.

Особенности диагностики

При эксплуатации автобусов ГолАЗ важную роль играет регулярная диагностика технического состояния.

Для выявления неисправностей используются как штатные контрольно-измерительные приборы, так и дополнительное диагностическое оборудование.

Проверяются параметры работы двигателя, герметичность пневмосистемы, состояние тормозных механизмов, люфты в рулевом управлении, другие показатели.

Своевременная диагностика и устранение выявленных отклонений является залогом безопасности и продления срока службы автобусов.

Особенности обслуживания

Автобус ГолАЗ-525110 отличается достаточной простотой в обслуживании благодаря грамотной компоновке агрегатов.

Доступ к двигателю обеспечивается за счет большого откидного люка в задней части кузова. Технические отсеки в салоне также удобны для обслуживания электрооборудования и систем отопления.

Регламентные работы как правило не требуют демонтажа крупных узлов. Это сокращает трудозатраты на ТО и ремонт.

Благодаря этому, автобусы ГолАЗ могут обслуживаться силами небольших автопредприятий без использования сложного оборудования.

Перспективы дальнейшего использования

Несмотря на сохраняющийся спрос, ресурсы большинства автобусов ГолАЗ-525110 bla-bla-bla

Требования к водителям автобусов

Управление автобусом предъявляет повышенные требования к профессиональным навыкам водителя.

Помимо наличия соответствующей категории, от водителей автобусов требуется опыт вождения крупногабаритного транспорта.

Также необходимы навыки работы с пассажирами, соблюдения расписания движения, ориентации в городских условиях.

Особое внимание уделяется психологической устойчивости водителя, умению сохранять концентрацию в напряженных ситуациях.

Обучение водителей

Подготовка водителей автобусов ГолАЗ осуществляется в специализированных автошколах.

Программа включает теоретическое и практическое обучение, сдачу экзаменов на право управления транспортным средством категории D.

Отрабатываются навыки управления автобусом в различных дорожных ситуациях, посадки и высадки пассажиров, действий в нештатных ситуациях.

По окончании обучения выдается водительское удостоверение, дающее право работы на автобусе.

Требования к состоянию здоровья

К водителям автобусов предъявляются повышенные медицинские требования.

Обязательным является наличие хорошего зрения, слуха, реакции, выносливости. Допустимы незначительные ограничения функций опорно-двигательной системы.

Водители автобусов проходят углубленное медицинское освидетельствование перед получением прав и регулярные медосмотры в процессе работы.

Это необходимо для подтверждения их пригодности к безопасному управлению транспортным средством данной категории.

Требования к режиму труда и отдыха

Режим труда и отдыха водителей автобусов регламентирован нормативными актами.

Установлены предельно допустимая продолжительность рабочей смены (не более 10 часов), время непрерывного управления (не более 4 часов), обязательные перерывы и др.

Соблюдение режима необходимо для предотвращения усталости водителя и связанного с этим риска ДТП.

Контроль возлагается на работодателя. Нарушения режима влекут административную ответственность. В интернете вы легко найдете схему автобуса ГолАЗ и схему скания КПП автобуса ГолАЗ.