Станция метро "Войковская" в Москве: история создания, архитектурные особенности, перспективы развития

0
0

Станция метро "Войковская" - одна из самых загадочных и противоречивых станций Московского метрополитена. Открытая в 1964 году, она до сих пор вызывает споры и дискуссии. Но, несмотря на это, "Войковская" остается важным транспортным узлом севера Москвы. Давайте разберемся в ее истории и сегодняшнем дне.

История строительства станции

Первые планы строительства станции в Войковском районе появились еще в 1938 году. Тогда планировалось продление Горьковского радиуса метро от станции "Сокол" еще на 3 остановки. Первой станцией должна была стать "Братцево", названная так по одноименной станции Малого кольца Московской железной дороги. Предполагалось построить ее значительно севернее нынешнего расположения "Войковской".

Впервые под современным названием станция появляется на планах 1957 года. Тогда еще обсуждались разные варианты: "Завод Войкова", "Поселок Войкова". На некоторых схемах "Войковская" даже делилась на две станции - "Окружная" и "Завод Войкова".

Окончательно строительство этого участка метро было утверждено в 1959 году. Работы велись открытым способом в сложных геологических условиях. 31 декабря 1964 года состоялось торжественное открытие станции в составе перегона "Сокол" - "Речной вокзал". Так в Московском метро появилась 72 станция.

Свое название "Войковская" получила по расположению рядом с Московским чугунолитейным заводом имени П.Л. Войкова, революционера и советского дипломата.

В 1960-х годах неоднократно поднимался вопрос о продлении Замоскворецкой линии на север от "Войковской" в район Северное Тушино. Были даже оставлены заделы в тоннелях для будущих ответвлений. Однако в итоге от этих планов отказались.

Архитектура и дизайн станции

"Войковская" построена по типовому проекту станций мелкого заложения. Это колонная трехпролетная станция с двумя рядами по 40 квадратных колонн. Шаг колонн составляет 4 метра, расстояние между рядами - 5,9 метра.

Из-за постановления правительства об устранении излишеств в строительстве 1955 года оформление станции получилось довольно скромным:

  • Путевые стены облицованы керамической плиткой голубого и черного цвета.
  • Колонны отделаны белым мрамором.
  • Пол выложен серым гранитом.

В целом этот участок Замоскворецкой линии строился по типовому проекту, а станции отличаются только цветовой гаммой отделки.

Машинист метро на станции Войковская

Современное использование станции

Сегодня станция метро "Войковская" является ключевым транспортным узлом северной части Москвы. Расстояние от нее до центра города составляет около 10 км.

Со станции можно выйти на Ленинградское шоссе, площадь Ганецкого, к улице Космонавтов и другим крупным магистралям района.

В подземном вестибюле действует буфет. Для пересадки на МЦК "Балтийскую" приходится преодолевать длинный 730-метровый переход через торговый центр "Метрополис". Это самый протяженный пешеходный маршрут на всей Московской кольцевой железной дороге.

Рядом со станцией находятся 3 платформы Рижского направления Московской железной дороги. Через них курсируют электрички с Рижского и Курского вокзалов. Также есть переход на одноименную станцию МЦК. Все это делает "Войковскую" удобной транспортной развязкой для жителей северных районов столицы.

Попытки переименования станции

С конца 1980-х годов периодически поднимается вопрос о переименовании станции "Войковская". Первыми это предложили члены госкомиссии по идентификации останков царской семьи, обнаруженных под Екатеринбургом.

За прошедшие годы было выдвинуто немало идей новых названий: "Северо-Западная", "Петербургская", "Декабрьская", в честь героев обороны Москвы и другие. Однако все голосования и опросы показывали, что большинство москвичей выступают против переименования станции.

Последний раз этот вопрос поднимался в 2015 году в рамках электронного референдума на портале "Активный гражданин". 53% участников проголосовали за сохранение названия "Войковская". Тем не менее, дискуссии вокруг станции не утихают до сих пор.

Внутренний вид станции Войковская

Район станции "Войковская"

Станция находится на севере Москвы, в районе Войковский. Он получил свое название по фамилии революционера П.Л. Войкова. Здесь много высотных жилых домов, а также крупные промышленные предприятия, оставшиеся еще с советских времен.

Рядом с "Войковской" располагаются такие торговые центры как "РИО", "Квадрат", "Саларис". Жители района могут прогуляться в парках Северного речного вокзала и Дубки. Транспортная доступность Войковского высокая благодаря станции метро, 3 платформам Рижского направления и многочисленным автобусам и троллейбусам.

Войковский по праву считается одним из самых зеленых и экологически чистых районов Москвы с хорошо развитой инфраструктурой.

Перспективы развития станции

У "Войковской" есть потенциал для дальнейшего развития как крупного транспортно-пересадочного узла на севере Москвы. В перспективе возможно продление Замоскворецкой линии метро далее на север от этой станции.

Также планируется организация пересадки на проектируемую линию в Октябрьском поле. Может быть улучшена интеграция станции с платформами МЦК и Рижского направления.

В рамках реконструкции участка предстоит модернизация самой станции "Войковская" - обновление вестибюлей, подземных переходов, инженерных систем. Это позволит улучшить комфорт пассажиров и нарастить пропускную способность станции.

По мере дальнейшего развития Войковского района будет расти пассажиропоток и значение станции метро "Войковская" как важного объекта транспортной инфраструктуры Москвы.

Интересные факты о станции "Войковская"

За долгую историю станции "Войковская" накопилось немало интересных фактов и любопытных историй. В советские годы рядом со станцией по улице Космонавтов жили многие знаменитости - космонавты, артисты, ученые. До сих пор в районе сохранились адреса, где проживали Юрий Гагарин и Алексей Леонов.

На "Войковской" снимались эпизоды таких кинофильмов как "Семнадцать мгновений весны" и "Берегись автомобиля". В романе братьев Стругацких "Трудно быть богом" упоминается вымышленная станция метро "Войтовская", прообразом которой послужила реальная "Войковская".

Ходят легенды, что под станцией расположен тайный бункер для руководства страны на случай ядерной войны. На самом деле подземных сооружений, кроме тоннелей метро, здесь нет. Но эта городская легенда добавляет станции загадочности.

Транспортная доступность станции

"Войковская" отличается высокой транспортной доступностью благодаря развитой инфраструктуре района. До станции можно доехать станции метро войковская на автобусах, троллейбусах, маршрутных такси от ближайших станций метро Тушино, Сокол, а также от Рижского и Ленинградского вокзалов.

От платформы "Стрешнево" Рижского направления ходят частые электрички до Войковской. Проезд от центра Москвы занимает около 20 минут. Удобные подъездные пути позволяют быстро доехать до станции из разных районов города.

Пересадки на наземный транспорт

Со станции метро "Войковская" можно совершить пересадку на следующие виды наземного общественного транспорта:

  • Автобусы No 70, 110, 187, 187к
  • Троллейбусы No 32, 43, 65, 70, 82
  • Маршрутные такси No 327, 454, 655к и другие

Они следуют до ближайших станций метро, железнодорожных платформ, а также в удаленные районы Москвы. Это позволяет быстро пересесть с поезда метро на наземный транспорт и доехать до нужного места.

Инфраструктура и сервисы станции

На самой станции работает небольшой киоск с напитками и снеками. В удобном подземном переходе под Ленинградским проспектом находится продуктовый магазин "Дикси". Есть и другие торговые точки.

Вестибюли оснащены эскалаторами, пандусами и лифтами для маломобильных граждан. Имеются указатели и световое табло для удобства навигации. Регулярно проводится уборка и мойка помещений станции.

В целом "Войковская" обладает развитой инфраструктурой и сервисами для пассажиров. Это делает ее комфортным местом для совершения ежедневных поездок.