Втягивающее реле стартера: назначение, устройство и проверка

Втягивающее реле - небольшой, но важный элемент системы запуска двигателя. От его исправной работы зависит, сможет ли автомобиль завестись в мороз утром. Давайте разберемся, как устроено это реле, зачем оно нужно, как проверить исправность и отремонтировать при поломке.
Назначение втягивающего реле в системе электропуска двигателя
Втягивающее реле выполняет в автомобиле важную функцию - обеспечивает включение и выключение стартера при запуске двигателя. Без этого реле стартер не сможет начать вращение и раскрутить коленвал для запуска мотора.
Когда водитель поворачивает ключ зажигания в положение "Старт", срабатывает реле включения стартера, подающее напряжение на втягивающую обмотку втягивающего реле. Оно включается и замыкает силовую цепь между аккумулятором и стартером. После запуска двигателя втягивающее реле отключается.
Втягивающее реле стартера необходимо для кратковременного включения стартера точно в момент запуска двигателя, предотвращая перегрев и повреждение стартера при длительном вращении.
Отличие втягивающего реле от обычного реле включения стартера в том, что оно рассчитано на кратковременную работу и большие пусковые токи. Конструкция втягивающего реле более надежна и долговечна.
Таким образом, втягивающее реле стартера выполняет следующие функции:
- Замыкание силовой цепи стартера при запуске двигателя
- Размыкание цепи стартера после запуска двигателя
- Предотвращение перегрева и повреждения стартера
От исправности этого реле напрямую зависит работа стартера и возможность завести двигатель автомобиля.
Устройство и принцип работы втягивающего реле
Конструкция втягивающего реле довольно проста, но в то же время надежна и долговечна. Рассмотрим основные элементы реле и принцип их работы при запуске двигателя.

Основные детали втягивающего реле
Втягивающее реле состоит из следующих основных частей:
- Электромагнит с двумя катушками (обмотками)
- Подвижный якорь
- Набор контактов
- Возвратная пружина
- Корпус
В электромагните установлены две катушки:
- Втягивающая обмотка
- Удерживающая обмотка
При подаче напряжения на катушки создается магнитное поле, притягивающее якорь внутрь катушек. Якорь через систему рычагов перемещает подвижные контакты, замыкая или размыкая цепь стартера.
Принцип работы втягивающего реле
Последовательность работы втягивающего реле при запуске двигателя выглядит следующим образом:
- При повороте ключа зажигания в положение "Старт" срабатывает реле включения стартера, подавая напряжение на втягивающую обмотку втягивающего реле.
- Втягивающая катушка создает магнитное поле, притягивающее якорь вовнутрь катушки.
- Якорь перемещает подвижные контакты, замыкая цепь питания стартера от аккумулятора.
- Стартер начинает вращение и прокручивает коленвал двигателя для запуска.
- После запуска двигателя втягивающая обмотка обесточивается, и якорь возвращается в исходное положение пружиной, размыкая цепь стартера.
Таким образом происходит кратковременное включение стартера строго на время запуска двигателя.

Диагностика неисправностей втягивающего реле
Признаки неисправного втягивающего реле:
- Двигатель не запускается при включении стартера
- Стартер вращается медленно или не вращается вообще
- При включении стартера слышен характерный щелчок, но мотор не запускается
- Стартер вращается, но двигатель не запускается
Чтобы понять, в чем проблема, нужно проверить втягивающее реле. Это можно сделать несколькими способами.
Проверка омметром
Измерить сопротивление обмоток втягивающего реле. У исправного реле сопротивление должно быть:
- Втягивающей обмотки - 0,5-0,6 Ом
- Удерживающей обмотки - 0,7-0,8 Ом
Отклонения от нормы говорят о неисправности: обрыве, замыкании, окислении контактов.
Проверка лампой или тестером
Подключить лампу к выводам втягивающей обмотки реле. Включить зажигание, не заводя двигатель. Лампа должна загореться на несколько секунд и погаснуть. Если этого не произошло - реле неисправно.
Также можно использовать тестер или мультиметр для проверки сигнала управления на обмотке реле при включении стартера.
Визуальная проверка
Снять втягивающее реле и осмотреть его. Признаки неисправности:
- Подгорание или разрушение контактов
- Механические повреждения катушек
- Деформация или поломка пружины
- Загрязнение контактов
При обнаружении дефектов реле подлежит замене или ремонту.
Таким образом, диагностика втягивающего реле не представляет сложности и позволяет определить неисправность и способ ее устранения.
Возможные причины отказа втягивающего реле
Поломка втягивающего реле может произойти по разным причинам. Рассмотрим основные из них.
Износ и коррозия контактов
Самая распространенная неисправность. При работе реле происходит электроэрозия контактов, приводящая к их подгоранию и разрушению. Также контакты подвержены окислению.
Обрыв катушки якоря
Часто происходит из-за большого числа циклов срабатываний реле или при попадании влаги на катушки. Приводит к потере магнитного поля и отказу реле.
Замыкание обмотки на корпус
Может возникнуть при нарушении изоляции катушек из-за перегрева или механических повреждений.
Нарушение регулировки контактов
В результате длительной эксплуатации происходит износ деталей и нарушается регулировка хода подвижных контактов, что приводит к потере контакта в цепи.
Попадание грязи и влаги
Загрязнение контактов и попадание влаги на катушки также является распространенной причиной отказа втягивающего реле.
Таким образом, знание возможных причин неисправности помогает правильно диагностировать реле и устранить дефект.
Ремонт втягивающего реле своими руками
Нередко втягивающее реле удается отремонтировать самостоятельно, без покупки нового. Рассмотрим основные этапы ремонта.
Разборка втягивающего реле
Если конструкция реле разборная, то выполняем следующее:
- Отсоединить разъемы от реле
- Вывернуть крепежные винты или гайки и снять крышку
- Извлечь якорь, отсоединить все провода от катушек
- Демонтировать контактную группу
- При необходимости разобрать электромагнит
Неразборные реле придется распаивать, аккуратно разрезая корпус.
Замена дефектных деталей
Осмотреть все детали реле, определить неисправные элементы. При необходимости заменить:
- Контакты и контактные пружины
- Обмотку якоря
- Возвратную пружину
- Сердечник электромагнита
Лучше устанавливать оригинальные запчасти от реле.
Регулировка и сборка
После замены деталей нужно выполнить регулировку зазоров в контактной группе и силы нажатия контактов. Собрать реле в обратном порядке и проверить работоспособность.
При сборке обеспечить надежное соединение всех проводов, не допуская ослабления контактов. крепежные винты при сборке корпуса, обеспечив герметичность реле.
После сборки обязательно проверить работу отремонтированного втягивающего реле. Для этого подключить реле по схеме и имитировать запуск двигателя, контролируя его срабатывание тестером или лампой.
При ремонте реле разных производителей могут быть свои особенности.
Ремонт втягивающего реле ВАЗ
В AZM-323, устанавливаемом на автомобили ВАЗ, имеются дополнительные регулировочные прокладки для настройки хода якоря. После замены деталей нужно подобрать прокладки требуемой толщины.
Ремонт безразборных реле
Если втягивающее реле неразборное, придется аккуратно распилить пластмассовый корпус, стараясь не повредить внутренние детали. После замены вышедших из строя элементов корпус можно склеить или залить компаундом.
При правильном подходе и наличии необходимых запчастей ремонт втягивающего реле не составит труда. Главное - точно определить причину неисправности и устранить ее при разборке реле.
Замена втягивающего реле на новое
Если втягивающее реле вышло из строя и не подлежит ремонту, придется ставить новое. Рассмотрим основные моменты при его выборе.
Критерии выбора втягивающего реле
Главное при подборе - точно выбрать реле, совместимое со стартером данного автомобиля. Определяющими критериями являются:
- Тип стартера и его параметры
- Напряжение втягивающей катушки
- Сила тока удерживающей катушки
- Количество и тип контактов
- Габариты и крепеж реле
Лучший вариант - подбирать втягивающее реле от того же производителя, что и стартер.
Популярные производители
Надежные втягивающие реле выпускают такие известные компании, как Bosch, Valeo, Denso, Hitachi, Magneti Marelli. Можно также использовать реле фирм-аналогов с хорошим соотношением цены и качества.
Где купить втягивающее реле
Приобрести втягивающее реле рекомендуется в специализированных автомагазинах, где можно подобрать запчасть точно под модель автомобиля. Можно заказать реле и на автозапчастях в интернете после указания полных данных авто.
При покупке обращать внимание на упаковку, наличие маркировки от производителя, внешний вид реле. Лучше отдавать предпочтение проверенным брендам.
Правильный подбор и установка нового втягивающего реле позволит надолго забыть о проблемах с запуском двигателя.
Похожие статьи
- Что такое ММС и как ими пользоваться? Настройки ММС
- Машина не заводится: возможные причины и методы их устранения
- Как освободить внутреннюю память на "Андроиде": пошаговая инструкция
- "Синий экран смерти": что делать? Windows 7 - коды ошибок, решение проблем. Переустановка Windows 7
- Какой тип матрицы монитора лучше? Тип матрицы монитора AH-IPS
- Смартфон "Самсунг А5": отзывы и характеристики. Samsung Galaxy A5
- Как прочесть чужую переписку в WhatsApp? Способы взлома WhatsApp