Двигатель ВАЗ 2111 (8 клапанов, инжектор): устройство, характеристики, тюнинг, отзывы

0
0

Двигатель ВАЗ 2111 - одна из самых массовых моделей российского автопрома. Этот надежный и неприхотливый мотор на протяжении многих лет устанавливался на легковые автомобили ВАЗ. Давайте разберемся в особенностях его конструкции, технических характеристиках и возможностях модернизации.

История создания двигателя ВАЗ 2111

Предпосылкой для создания инжекторного мотора ВАЗ 2111 послужила необходимость перехода автозавода на выпуск современных двигателей с электронным впрыском топлива. К середине 1990-х годов карбюраторные двигатели серии ВАЗ-2108 морально устарели и требовали замены.

Разработка нового мотора началась в 1994 году. За основу был взят двигатель ВАЗ-2108, который доработали под установку системы впрыска топлива. Несмотря на завершение разработки к 1997 году, запустить серийное производство ВАЗ 2111 удалось только в 1999 году.

Первоначально двигатель комплектовался однородным впрыском топлива, но в дальнейшем для экспортных моделей ВАЗ были разработаны модификации 2111-75 и 2111-80 с улучшенной системой питания.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 2111

Двигатель ВАЗ 2111 представляет собой рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель с электронной системой распределенного впрыска топлива.

  • Тип двигателя - бензиновый, 4-тактный, 4-цилиндровый, рядный
  • Рабочий объем - 1,5 л
  • Диаметр цилиндра - 82 мм
  • Ход поршня - 75,6 мм
  • Степень сжатия - 9,8
  • Количество клапанов - 8
  • Мощность - 78 л.с. при 5400 об/мин
  • Макс. крутящий момент - 115,7 Нм при 3000 об/мин
  • Система питания - распределенный впрыск топлива
  • Расход топлива в смешанном цикле - 8-9 л/100 км

От базовой модели 2111 модификации 2111-75 и 2111-80 отличались усовершенствованной системой впрыска и незначительным увеличением мощности.

Механик разбирает двигатель ВАЗ 2111

Устройство и особенности конструкции

Двигатель ваз 2111 8 клапанов инжектор имеет классическую компоновку, характерную для автомобилей ВАЗ.

Блок цилиндров отлит из высокопрочного чугуна и имеет четыре цилиндра диаметром 82 мм, расположенных в один ряд. В блоке цилиндров выполнены два ремонтных размера для расточки при капитальном ремонте.

Коленчатый вал - пятиопорный, с противовесами специальной формы, выполняющими роль демпфера крутильных колебаний. Поршни алюминиевые, литые, с тремя кольцами в двух канавках. Шатуны стальные, длиной 121 мм, с бронзовой втулкой в верхней головке.

Головка блока цилиндров алюминиевая, с двумя распредвалами, приводимыми зубчатым ремнем. Впускные и выпускные клапаны регулируются вручную при помощи регулировочных шайб.

Система питания включает электрический бензонасос, фильтр, форсунки и электронный блок управления. Топливо распыляется форсунками непосредственно во впускные каналы двигателя.

Система зажигания - микропроцессорная, с распределителем и высоковольтными проводами. Свечи зажигания - А17ДВРМ или аналоги с межэлектродным зазором 1-1,15 мм.

Размещение в подкапотном пространстве

Двигатель ВАЗ 2111 в составе с КПП и сцеплением образует единый силовой блок, устанавливаемый на резинометаллические опоры в моторном отсеке.

Слева от блока цилиндров располагается впускной коллектор, термостат и датчик температуры двигателя. Справа находится привод распредвала, водяного насоса и генератора, соединенных общим ремнем.

В передней части под двигателем установлены стартер и модуль зажигания. Сзади расположены топливный модуль, выхлопной коллектор и масляный фильтр.

Такая компоновка обеспечивает оптимальный доступ к основным узлам и агрегатам двигателя ВАЗ 2111 при обслуживании и ремонте.

Электронный блок управления двигателя ВАЗ 2111

Эксплуатация и техническое обслуживание

Для обеспечения долговечности и надежности двигателя ВАЗ 2111 необходимо соблюдать регламент технического обслуживания:

  • Проверка уровня масла в двигателе - 1 раз в 500 км пробега
  • Замена масла в двигателе - каждые 5000 км или 1 раз в год
  • Замена масляного фильтра - каждые 10000 км пробега
  • Проверка и регулировка зазоров в клапанах - каждые 15000 км
  • Замена ремня ГРМ - каждые 45000 км пробега
  • Замена свечей зажигания - каждые 20000 км или 1 раз в год
  • Очистка форсунок - каждые 30000 км

Рекомендуемые масла для двигателя ВАЗ 2111 - М10ДМ или М8ДМ. Тосол нужно менять каждые 30000 км или 2 года эксплуатации. Оптимальный диапазон температуры двигателя - 85-95 градусов.

При появлении посторонних шумов в двигателе, падении мощности, увеличении расхода топлива следует провести диагностику на СТО для выявления неисправностей.

Ремонт двигателя ВАЗ 2111 своими силами

Многие автовладельцы предпочитают ремонтировать двигатель ВАЗ 2111 8 клапанов инжектор самостоятельно. Для этого потребуются:

  • Набор ключей
  • Отвертки, плоскогубцы, щипцы
  • Насадки, приспособления для снятия-установки поршней
  • Набор щупов для замера зазоров
  • Емкости для слива масла и охлаждающей жидкости

Последовательность разборки:

  1. Слить масло и охлаждающую жидкость
  2. Отсоединить аккумулятор
  3. Снять впускной коллектор, выпускной коллектор, поддон картера
  4. Отсоединить топливную рампу и форсунки
  5. Снять головку блока цилиндров
  6. Вынуть поршни в сборе с шатунами
  7. Снять маховик, разобрать привод ГРМ

При сборке обратить внимание на моменты затяжки резьбовых соединений, регулировки зазоров в клапанах и приводе ГРМ.

Форсирование и тюнинг двигателя ВАЗ 2111

Тюнинг ВАЗ 2111 позволяет значительно увеличить мощность и крутящий момент двигателя. Возможные варианты:

  • Установка компрессора или турбокомпрессора
  • Доработка поршней, шатунов, коленвалов
  • Установка спортивных распредвалов и форсунок
  • Модернизация системы выпуска
  • Чип-тюнинг электронного блока управления

С помощью такого тюнинга можно увеличить мощность восьмиклапанного двигателя ВАЗ 2111 до 150-180 л.с., а крутящий момент - до 190 Нм.

Цена на двигатель ВАЗ 2111 на вторичном рынке

Стоимость б/у двигателя ВАЗ 2111 варьируется от 20000 до 40000 рублей в зависимости от состояния, пробега и комплектации. На цену влияют:

  • Наличие форсунок, инжектора, ЭБУ
  • Наличие стартера, генератора, других узлов
  • Техническое состояние внутренних деталей
  • Внешний вид, степень загрязнения

Двигатели после капремонта или с небольшим пробегом стоят дороже - от 35000 рублей.

Отзывы автовладельцев

Мнения автолюбителей о двигателе ВАЗ 2111 разделились. Одни отмечают его надежность и неприхотливость в эксплуатации. Другие указывают на частые поломки отдельных узлов.

Положительные отзывы сводятся к тому, что при своевременном ТО двигатель способен пробежать без ремонта более 300 тыс. км. Отрицательные - к проблемам с электроникой, течям масла, ненадежному стартеру.

Тем не менее, большинство водителей сходятся во мнении, что ВАЗ 2111 - достаточно неприхотливый и ремонтопригодный двигатель. А с помощью тюнинга из него можно "выжать" неплохие мощностные характеристики.