Что такое док: значение термина в универсальном справочнике. Разновидности и история доков

0
0

Док - это важное инженерное сооружение в судостроении и судоремонте. Он позволяет обеспечить доступ к подводной части корпуса судна для осмотра, ремонта, перевозки и спуска на воду. Рассмотрим подробно, что из себя представляет док, его разновидности и основные функции.

Общее определение дока

Док представляет собой стационарное или плавучее гидротехническое сооружение, предназначенное для размещения судов с целью их строительства, ремонта, осмотра подводной части корпуса, а также спуска на воду. Основными функциями дока являются:

  • Постройка новых судов
  • Проведение ремонта и технического осмотра существующих судов
  • Обеспечение доступа к подводной части корпуса
  • Перевозка и временное размещение судов
  • Спуск судов на воду

Конструктивно док представляет собой искусственный бассейн, отделенный от основной акватории специальным затвором. Затвор позволяет при необходимости откачать воду из дока, чтобы обеспечить доступ к подводной части корпуса судна.

По конструкции доки делятся на стационарные и плавучие. А к стационарным докам относятся сухие и наливные доки. Они представляют собой гидротехнические сооружения, стационарно закрепленные на берегу или дне.

Массивные затворы сухого дока

Сухие доки

Сухой док представляет собой бетонный или железобетонный бассейн с затвором, полностью изолированный от акватории. Дно сухого дока расположено ниже уровня воды в акватории. Затвор позволяет при необходимости затопить док, а затем откачать из него воду.

Преимуществом сухих доков является полный доступ к подводной части докованного судна во время ремонта. К недостаткам можно отнести высокую стоимость строительства и длительность операций по затоплению и осушению дока.

Наливные доки

Наливной док отличается двухъярусной конструкцией дна. Верхняя часть дока находится выше уровня воды, нижняя опускается до уровня акватории.

Преимущества наливных доков - быстрота операций по вводу и выводу судов, а также возможность частичного доступа к подводной части корпуса в затопленном состоянии. Недостаток - ограниченный доступ к нижним участкам подводной части судна.

Плавучий док с судном

Плавучие доки

Плавучий док представляет собой понтонное судно прямоугольной формы, оснащенное балластной системой. За счет изменения количества балласта док может изменять осадку и погружаться в воду для приема судна.

К преимуществам плавучих доков относятся мобильность и универсальность. Они могут перемещаться к месту ремонта судна. К недостаткам - зависимость от погодных условий и сложность операций швартовки судна к доку.

История доков

Доки известны человечеству с давних времен. Первые упоминания о гидротехнических сооружениях такого типа относятся еще к античности.

В средние века в Европе стали появляться первые сухие доки, представлявшие собой обвалованные котлованы, отделенные от реки или моря деревянными или каменным затворами. Их осушали вручную или с помощью гидравлических механизмов.

Настоящий технический прорыв в докостроении произошел в XV-XVI веках в Голландии. Голландские инженеры начали строить каменные сухие доки, оснащенные деревянными затворами и механическими насосами для откачки воды. Это позволило существенно ускорить и облегчить эксплуатацию доков.

К XVIII веку сухие доки получили широкое распространение по всей Европе. Особенно интенсивно докостроение развивалось в морских державах, таких как Англия, Франция, Испания. Доки строились при всех крупных верфях и портах.

В России первые доки появились при Петре I, который заложил основы русского флота и судостроительной промышленности. При строительстве Санкт-Петербурга и основании верфей в его окрестностях активно возводились каменные доки по голландским образцам.

Надеемся, теперь вы лучше понимаете, что такое корабельный док.