Правильное название "лежачего полицейского" и все, что нужно о нем знать
Знаете ли вы, что на самом деле "лежачие полицейские" называются искусственными дорожными неровностями? Эти препятствия на дороге играют важную роль в организации дорожного движения. Давайте разберемся с их правильным названием, назначением, правилами установки и проезда.
История возникновения "лежачих полицейских"
"Лежачие полицейские" появились не так давно, хотя история их создания насчитывает уже более 100 лет. Впервые подобные конструкции стали использовать в США в начале XX века. Изобретателями считаются фермеры, которые перегораживали дороги бревнами, чтобы защитить свой скот от автомобилей. Позже городские власти решили устанавливать постоянные препятствия на опасных участках для снижения скорости.
Название "лежачий полицейский" пришло из Англии, где такие преграды называли "sleeping policeman" ("спящий полицейский"). Это связано с тем, что их основное предназначение - контролировать скоростной режим, как полицейский.
Первые "лежачие полицейские" представляли собой бревна, положенные поперек дороги. Современные конструкции значительно отличаются, но принцип действия остался прежним.
В России массовое применение ИДН началось с 2000-х годов. До этого использовали в основном монолитные бетонные неровности, которые не всегда соответствовали требованиям безопасности.
Официальное название
Согласно российским ГОСТам правильное название "лежачего полицейского" - искусственная дорожная неровность или сокращенно ИДН. Такое наименование более точно отражает функциональное назначение конструкции.
Неофициальное название "лежачий полицейский" прижилось в народе из-за внешнего вида (выступ на дороге) и выполняемой функции (ограничение скорости).
В английском языке используются разные термины для обозначения ИДН: speed bump, speed hump, speed cushion и другие. Все они переводятся как "неровность для снижения скорости".
Назначение и принцип действия
Основные цели применения искусственных неровностей:
- Принудительное замедление скорости движения транспорта
- Повышение безопасности дорожного движения
- Защита пешеходов
Искусственные дорожные неровности представляют собой возвышения на проезжей части. Их устанавливают перпендикулярно движению транспорта. При наезде на ИДН на высокой скорости происходит резкое вертикальное перемещение кузова автомобиля. Это вынуждает водителя сбросить скорость, чтобы избежать поломок подвески и других систем.
Таким образом, физическое воздействие лежачего полицейского на автомобиль принуждает соблюдать ограничение скорости на данном участке дороги. Это повышает безопасность движения и снижает риск наезда на пешеходов.
Основные преимущества ИДН:
- Эффективное снижение скорости без установки камер или дорогостоящих комплексов
- Простота и надежность конструкции
- Относительно низкая стоимость
К недостаткам можно отнести:
- Негативное воздействие на автомобили при проезде на высокой скорости
- Необходимость содержания и ремонта конструкций
Тем не менее, при правильной установке и разумном использовании искусственные неровности - эффективное решение для успокоения транспортных потоков.
Виды и конструкция
Существует два основных типа искусственных дорожных неровностей:
- Монолитные
- Сборные
Монолитные ИДН изготавливаются из асфальтобетона или бетона на месте установки. Их форма может быть волнообразной или трапецеидальной.
Сборные конструкции состоят из отдельных сегментов, которые соединяются между собой. Их преимущество в том, что при необходимости можно заменить отдельные поврежденные элементы.
Материалы для ИДН
Наиболее распространены три вида материалов:
- Резина
- Полимеры
- Композиты
Резиновые искусственные неровности обладают повышенной износостойкостью и эластичностью. Их минус - достаточно высокая стоимость.
Полимерные и композитные (песчано-полимерные) ИДН дешевле резиновых, но менее долговечны и более хрупкие.
Маркировка
Стандартными размерами искусственных дорожных неровностей в России являются:
- ИДН-300
- ИДН-500
- ИДН-900
Цифры в маркировке обозначают ширину конструкции в сантиметрах. Выбор размера зависит от ширины проезжей части и скоростного режима.
Знак лежачий полицейский - правила установки
Согласно ГОСТ Р 52605-2006 при установке искусственной неровности обязательно размещение предупреждающих знаков и дорожной разметки.
Знак 1.17 "Искусственная неровность" устанавливается за 150-300 м до лежачего полицейского. Непосредственно перед ИДН размещается знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости".
Горизонтальная разметка 1.25 наносится на полосу движения за 5 м до искусственной неровности.
Такое оформление позволяет заблаговременно предупредить водителей и избежать проезда ИДН на высокой скорости.
Правила проезда искусственной неровности
Чтобы обеспечить безопасность движения и избежать повреждений автомобиля, при проезде искусственной дорожной неровности необходимо соблюдать следующие правила:
- Заблаговременно снизить скорость до 20-30 км/ч
- Переехать препятствие плавно, без рывков
- Избегать резких маневров и поворотов руля
Превышение скорости может привести к поломке подвески, выходу из строя шаровых опор и другим серьезным последствиям. Кроме того, это чревато штрафом.
Из-за большой массы грузовики и автобусы должны снижать скорость на искусственных неровностях до 10-15 км/ч. В противном случае возрастает вероятность опрокидывания или заноса при проезде ИДН.
Ответственность за нарушение правил проезда ИДН
Согласно КоАП РФ, превышение установленной скорости движения на 5-10 км/ч влечет предупреждение или штраф 300 рублей. Превышение на 10-20 км/ч - штраф 500 рублей.
Если скорость при проезде лежачего полицейского была выше установленной более чем на 20 км/ч, штраф составит от 1000 до 1500 рублей.
Эксплуатация и ремонт искусственных неровностей
Средний срок службы ИДН составляет около 2 лет. Фактический период эксплуатации зависит от интенсивности движения, климатических условий и качества содержания.
Для поддержания искусственных неровностей в рабочем состоянии необходимо:
- Периодически осматривать на предмет повреждений
- Своевременно ремонтировать или заменять поврежденные элементы
- Контролировать крепления к покрытию
Будущее искусственных дорожных неровностей
С каждым годом ИДН находят все более широкое применение для организации дорожного движения. Ожидается появление новых технологичных решений, таких как:
- "Умные" неровности, меняющие высоту в зависимости от скорости
- ИДН с подогревом для работы в зимний период
- Интеграция с системами видеофиксации нарушений
Похожие статьи
- Автобиография: пример написания при приеме на работу
- Профессиональные достижения: примеры в резюме
- Самый богатый человек в России. Список самых богатых людей России
- Самое большое насекомое в мире: фото и описание
- Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия
- Челлендж - что такое? Значение слова «челлендж»
- Крупное насекомое, похожее на колибри: описание и фото