Дедвейт судна - это... Определение, особенности и характеристики

Дедвейт судна - это ключевой показатель его грузоподъемности. В статье подробно рассказывается, что такое дедвейт, как он рассчитывается и от чего зависит. Рассмотрены разные формулы для определения дедвейта, приведены практические примеры. Особое внимание уделено взаимосвязи дедвейта и водоизмещения судна. Также дан обзор факторов, влияющих на величину дедвейта.
Дедвейт судна - один из ключевых показателей, определяющих эффективность морских грузоперевозок. Давайте разберемся, что это такое и почему это важно.
Что такое дедвейт судна простыми словами
Дедвейт судна простыми словами - это его полная грузоподъемность, выраженная в тоннах. Это максимальный вес грузов, которые судно может принять на борт, не теряя остойчивости и маневренности.
В дедвейт входят:
- масса полезного груза
- вес топлива и других судовых запасов
- масса экипажа и пассажиров с багажом
Другими словами, это суммарный вес всего, что находится на борту судна, кроме его конструкции.

Определение дедвейта в нормативных документах
Официальное определение дедвейта судна дано в Кодексе торгового мореплавания РФ:
Дедвейт - вместимость судна, определяемая разницей между водоизмещением судна по грузовую марку и водоизмещением порожнего судна.
Дедвейт относится к максимальному весу, который судно может безопасно перевозить, включая груз, топливо, пресную воду, балласт, припасы, пассажиров и экипаж.

Формулы для расчета дедвейта судна
Существует несколько способов расчета дедвейта.
Самый распространенный - на основании водоизмещения судна. Формула такая:
Дедвейт = Полное водоизмещение - Водоизмещение порожнего судна
Где:
- Полное водоизмещение - вес судна с экипажем, пассажирами, запасами и грузом.
- Водоизмещение порожнего судна - вес конструкции судна без грузов и пассажиров.
Например, для танкера дедвейт можно посчитать так:
- Измерить осадку судна по грузовую марку - 5 метров.
- По судовым таблицам определить водоизмещение при этой осадке - 50000 тонн.
- Измерить осадку порожнего судна - 2 метра.
- По таблицам найти водоизмещение для осадки 2 м - 10000 тонн.
- Вычислить дедвейт:
Дедвейт = Полное водоизмещение - Водоизмещение порожнего судна
Дедвейт = 50000 т - 10000 т = 40000 тонн
Таким образом, дедвейт нашего танкера составляет 40 000 тонн.
Влияние вида груза на значение дедвейта
Дедвейт судна во многом зависит от того, какой именно груз оно перевозит. Рассмотрим это на примере дедвейта нефтеналивного судна.
Плотность сырой нефти составляет около 0,8 тонны на кубический метр. Это довольно легкий груз по сравнению, например, с рудой или металлом. Поэтому при одинаковых габаритах танкера его дедвейт будет выше, чем у балкера или сухогруза.
Учет крена и дифферента при расчете дедвейта
Помимо водоизмещения, на значение дедвейта влияет распределение веса на судне. Опасно, когда возникает сильный крен или дифферент.
Поэтому классификационные общества устанавливают допустимые значения:
- Крен - не более 12 градусов
- Дифферент - не более 5% длины корпуса
Превышение этих значений ведет к снижению дедвейта из соображений безопасности.
Осадка судна и ее влияние на дедвейт
Осадка напрямую входит в формулу расчета дедвейта через водоизмещение. Чем больше осадка, тем, при прочих равных условиях, выше водоизмещение и дедвейт.
Однако есть и ограничения. К примеру, глубина порта и подходных каналов к нему не должна быть меньше осадки судна.
Параллельная загрузка как способ увеличения дедвейта
Иногда возникает необходимость загрузки судна свыше его расчетного дедвейта. Тогда используют параллельную загрузку.
Суть ее заключается в заполнении не только грузовых трюмов и танков, но и других помещений, не предназначенных для размещения груза. К примеру, прямо на палубе.
Такой способ позволяет увеличить дедвейт на 10-15%, но требует специального разрешения Регистра.
Влияние возраста судна на дедвейт
Со временем из-за коррозии и естественного износа вес конструкции судна увеличивается. А это приводит к снижению дедвейта.
По данным исследований, после 20 лет эксплуатации дедвейт танкеров падает в среднем на 3-5%.
Проверка соответствия реального дедвейта заявленному
Перед покупкой подержанного судна покупатели обычно проверяют, соответствует ли дедвейт, указанный в документах, реальному положению дел.
Для этого судно ставят в док и производят его взвешивание с помощью специального оборудования в груженом и порожнем состоянии.
Влияние дедвейта на страхование судна
Чем выше дедвейт судна, тем выше риски при его эксплуатации и, соответственно, размер страховых взносов.
Поэтому страховщики всегда учитывают реальное значение дедвейта при оценке степени риска и определении страховой премии.
Дедвейт в расчетах доходности морских перевозок
Один из ключевых показателей рентабельности работы судна - доход в расчете на одну тонну дедвейта в сутки.
Он позволяет объективно оценить эффективность использования грузовместимости судна вне зависимости от его размеров.
Сравнение дедвейта различных типов судов
Как мы видели ранее, дедвейт зависит от многих факторов. Поэтому он может сильно различаться для судов разных типов.
К примеру, у балкеров дедвейт обычно выше, чем у танкеров или контейнеровозов тех же габаритов. Это связано с бóльшей плотностью навалочных грузов по сравнению с нефтью или контейнерами.
Рекорды дедвейта грузовых судов
Абсолютный мировой рекорд дедвейта на данный момент принадлежит супертанкерам класса ULCC длиной более 400 метров - около 550 000 тонн!
Среди контейнеровозов лидируют корабли класса MSC Oscar шириной 59 метров. Их дедвейт - порядка 193 000 тонн.
Проход по каналам и ограничения дедвейта
Одно из главных препятствий для эксплуатации крупнотоннажных судов - проход по каналам и проливам со строго лимитированными габаритами и глубиной.
Панамский канал, например, ограничивает дедвейт судов значением около 80 000 тонн.
Статистика дедвейта торгового флота мира
По данным за 2022 год, общий дедвейт мирового торгового флота приближается к 2 миллиардам тонн.
Лидеры по этому показателю - танкеры, балкеры и контейнеровозы, на которые приходится около 80% суммарного дедвейта.
Прогнозы роста среднего дедвейта морских судов
По прогнозам аналитиков, в ближайшие 10-15 лет средний дедвейт судов мирового флота будет неуклонно расти.
Это связано с тенденцией укрупнения торговых судов и увеличения их производительности для снижения стоимости морских перевозок.
Перспективы использования альтернативных видов топлива
Один из путей увеличения дедвейта в будущем - переход с использования тяжелого бункерного топлива на более легкие виды:
- Сжиженный природный газ
- Водород
- Ядерная энергия
Это позволит высвободить больше весовой вместимости под полезный груз.
Роль человеческого фактора в обеспечении дедвейта
Несмотря на всю автоматизацию управления современными судами, роль экипажа в оптимизации загрузки и использовании дедвейта остается ключевой.
Только опыт и квалификация навигаторов позволяют в полной мере реализовать грузоподъемность судна на практике.
Совершенствование нормативной базы по дедвейту судов
С развитием судостроительных технологий подходы к расчету и регулированию дедвейта тоже совершенствуются.
Разрабатываются новые правила классификационных обществ, стандарты ИМО, национальные нормативные документы по этому вопросу.
Похожие статьи
- Популярные виды спорта для девочек
- Как узнать, где моя накопительная часть пенсии - пошаговая инструкция и рекомендации
- "Виза" или "Мастеркард": что лучше и в чем разница?
- Апартаменты - это что? Апартаменты - это жилое или нежилое помещение?
- Чем заняться дома, чтобы заработать денег? Виды заработка на дому
- Рижский рынок цветов. Время работы, адрес и описание
- Двигатель УД2 - устройство, особенности и техническая характеристика