Самый длинный тоннель в Москве: история сооружения и современное использование

0
0

Москва славится не только высотными зданиями и широкими проспектами, но и обширной подземной инфраструктурой. Одним из ярких примеров является самый протяженный автодорожный тоннель в городе. Давайте узнаем историю его создания и особенности использования в наши дни.

История зарождения идеи строительства длинных тоннелей в Москве

Впервые мысль о создании разветвленной сети подземных автомобильных дорог появилась еще в 1930-х годах. Уже тогда в генплане развития Москвы были заложены проекты нескольких тоннелей под историческим центром. Однако в то время реализовать столь масштабные планы не представлялось возможным.

Потребность в тоннелях возникла после стремительного увеличения количества автомобилей в Москве в 1950-60-х годах. Число машин на дорогах города выросло настолько, что транспортные потоки перестали помещаться на поверхностных магистралях. Требовались новые решения для разгрузки улиц.

Первым в СССР автодорожным тоннелем стал Кутузовский, открытый в 1959 году на пересечении Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы.

После ввода в строй Кутузовского тоннеля в Москве на несколько десятилетий воцарилось затишье в области подземного строительства. Лишь в конце 1990-х годов вновь вернулись к реализации давних амбициозных проектов.

Реализация проекта самого длинного тоннеля

Строительство самого протяженного на сегодняшний день автодорожного тоннеля в Москве началось в 1997 году. Он был задуман как часть Третьего транспортного кольца, проходящего под одноименным Лефортовским парком и рекой Яузой.

Возведение тоннеля велось открытым способом. Сначала был вырыт 15-метровый котлован, затем в нем монтировались железобетонные конструкции, после чего котлован засыпали. Инженеры использовали самые современные на то время технологии.

На заключительном этапе возникли сложности из-за высокого уровня грунтовых вод, которые пришлось откачивать. Тем не менее, в 2003 году колоссальная стройка была завершена, и тоннель протяженностью 3246 метров открылся для движения.

Зимний вид Москвы с высоты птичьего полета в сумерках, тоннель Лефортово под замерзшей Москвой-рекой

Особенности конструкции и оснащения тоннеля

Лефортовский тоннель представляет собой двухъярусную конструкцию. Нижний ярус на глубине 30 метров односторонний, верхний ярус частично выполнен как эстакада для движения в обратном направлении.

В тоннеле 7 полос для автомобилей общей шириной 26 метров. Это один из самых широких автодорожных тоннелей в Европе.

Для обеспечения безопасности тоннель оснащен по последнему слову техники того времени:

  • Системы вентиляции и кондиционирования воздуха
  • Водоотвод и дренаж
  • Автоматическая пожаротушение
  • Видеонаблюдение
  • Аварийные выходы и переходы
  • Связь и оповещение

Всеми инженерными системами управляют из подземного диспетчерского пункта. Тоннель по праву считался одним из самых технологичных в мире на момент открытия.

Использование тоннеля после открытия

После торжественного открытия в 2003 году Лефортовский тоннель самый длинный тоннель в Москве начал активно использоваться автомобилистами.

Статистика первых лет эксплуатации показала колоссальную загруженность нового тоннеля. В часы пик по нему проезжало до 9000 автомобилей в час. Это позволило существенно разгрузить соседние улицы.

Режим работы тоннеля круглосуточный. Однако иногда приходится устраивать ночные перерывы для проведения профилактических или ремонтных работ.

К сожалению, интенсивное использование привело и к росту аварийности. Причинами многочисленных ДТП чаще всего становились превышение скорости и невнимательность водителей.

Вид изнутри тоннеля с перспективы водителя

Городские легенды о тоннеле

Из-за глубокого залегания и особенностей местности вокруг Лефортовского тоннеля сложилось немало городских легенд и слухов.

Одна из самых популярных легенд рассказывает о призраках в тоннеле. Якобы некоторые водители видели в салоне автомобиля фигуры людей, одетых в старинную одежду.

Другая легенда повествует о внезапных поломках техники при проезде по тоннелю. Мол, без видимых причин глохнут моторы, отказывает электроника.

По мнению экспертов, все эти истории - плод воображения. Возможно, страхи вызваны сложностями ориентации в замкнутом пространстве под землей.

Перспективы развития тоннеля в будущем

Несмотря на то, что Лефортовский тоннель и сейчас остается одним из самых современных в Москве, разрабатываются планы его дальнейшей модернизации.

В частности, обсуждается установка дополнительных камер, улучшение систем оповещения и пожаротушения, замена отдельных конструкций.

Эксперты прогнозируют, что длинный тоннель в Москве еще долгие годы будет играть ключевую роль в транспортной инфраструктуре города.

Полезные советы для пользователей тоннеля

Чтобы поездка по Лефортовскому тоннелю прошла максимально комфортно и безопасно, рекомендуется:

  • Соблюдать ограничение скорости в 60 км/ч
  • Включать ближний свет фар
  • Не останавливаться в тоннеле без крайней необходимости
  • Знать расположение аварийных выходов
  • При возникновении опасности сообщить диспетчеру по телефону

При соблюдении этих несложных правил поездка по самому длинному тоннелю в Москве пройдет спокойно и не вызовет проблем.