Регулятор оборотов электродвигателя: особенности, схема и устройство

0
0

Электродвигатели широко используются в промышленности и быту. Контролировать скорость вращения вала позволяет регулятор оборотов. Давайте разберемся, как устроен этот полезный механизм.

Назначение регулятора оборотов электродвигателя

Регулятор оборотов предназначен для изменения и стабилизации частоты вращения вала электродвигателя. Он позволяет получить оптимальный режим работы механизма при изменении нагрузки.

Основные функции регулятора оборотов:

  • Плавное увеличение или уменьшение скорости вращения вала двигателя
  • Поддержание постоянной скорости при колебаниях нагрузки
  • Защита электродвигателя и механизмов от перегрузок

Благодаря этому достигается эффективная и безаварийная работа оборудования. Регуляторы оборотов используются в станках, насосах, вентиляторах, компрессорах и других устройствах.

Плата электронного регулятора оборотов

Типы регуляторов оборотов

Существует два основных типа регуляторов оборотов:

  1. Механические
  2. Электронные

Механические регуляторы оборотов

В механических регуляторах используется центробежный механизм, воздействующий на рейку топливного насоса двигателя. При увеличении оборотов растет центробежная сила, которая перемещает рейку, уменьшая подачу топлива. Так стабилизируется частота вращения вала.

Электронные регуляторы оборотов

В электронных регуляторах оборотов используются полупроводниковые приборы для управления питанием электродвигателя. Регулировка происходит за счет изменения напряжения или силы тока. Электронные регуляторы точнее поддерживают заданные параметры.

Настройка регулятора оборотов

Принцип работы

Рассмотрим подробнее принцип работы электронного регулятора оборотов. Он основан на методе широтно-импульсной модуляции (ШИМ). Суть его заключается в следующем:

  1. На вход регулятора подается напряжение питания от источника электроэнергии
  2. С помощью датчиков контролируются параметры работы двигателя и механизмов
  3. Электронные ключи регулятора прерывают подачу напряжения на обмотки двигателя с определенной частотой
  4. Изменяя длительность импульсов, регулятор варьирует среднее напряжение на двигателе
  5. При повышении нагрузки и снижении оборотов автоматика увеличивает напряжение, компенсируя изменения

Таким образом обеспечивается требуемая скорость вращения вала в широком диапазоне нагрузок.

Регулятор оборотов: схема и компоненты

Рассмотрим типовую схему регулятора оборотов и ее компоненты.

Основные функциональные узлы:

  • Блок питания преобразует напряжение сети в постоянное стабилизированное
  • Управляющая схема формирует импульсы определенной длительности
  • Коммутационное устройство включает и отключает напряжение на двигатель
  • Датчики контролируют параметры и передают данные в управляющую схему

Также в состав входят:

  • Сглаживающие фильтры
  • Защитные блокировки
  • Система охлаждения
  • Панель или пульт управления

Выбор комплектующих определяется требованиями к регулятору по мощности, диапазону регулирования, точности и другим параметрам.

Монтаж и настройка регулятора оборотов

Перед монтажом регулятора оборотов необходимо:

  1. Выбрать место для установки в соответствии с габаритами
  2. Выполнить разметку и крепление кронштейнов
  3. Подвести провода питания и заземления

Далее производят подсоединение регулятора к двигателю и питающей сети, соблюдая маркировку клемм и полярность.

После монтажа нужно провести проверку и настройку параметров согласно инструкции. Настраивают:

  • Предельные значения выходного напряжения и тока
  • Заданную скорость вращения вала
  • Регулировочные характеристики (законы регулирования)
  • Уставки защиты от перегрева, превышения тока и др.

Регулятор оборотов двигателя: особенности выбора

При выборе регулятора оборотов для конкретного электродвигателя необходимо учитывать:

  • Тип двигателя (коллекторный, асинхронный, взрывозащищенный и т.д.)
  • Мощность и рабочее напряжение
  • Диапазон регулирования скорости
  • Допустимые отклонения по скорости от заданного значения
  • Условия окружающей среды (температура, влажность, запыленность)

Также определяют требования по коммутационной аппаратуре, системам защиты и охлаждения.

Регулятор оборотов болгарки: подбор и установка

Для болгарки чаще всего используют регулятор оборотов однофазного коллекторного двигателя мощностью 500-1000 Вт. Рекомендуется ставить электронный регулятор со стабилизацией скорости для равномерной работы диска.

Установка выполняется по схеме:

  1. Отсоединить шнур электропитания болгарки
  2. Закрепить регулятор в удобном месте
  3. Подключить провода от двигателя болгарки к регулятору
  4. Проверить направление вращения диска
  5. Отрегулировать предельную скорость вращения

При неправильной установке возможен выход из строя регулятора или болгарки!

Регулятор оборотов своими руками: варианты изготовления

Существует несколько вариантов изготовления регуляторов своими руками:

  • На основе переменного резистора для реостатного регулирования
  • С использованием тиристора или транзистора
  • На микросхеме таймера NE555

Простой вариант — диммер на основе высоковольтного полевого транзистора IRF840 и микросхемы UC3842.

Преимущества самодельного регулятора оборотов:

  • Низкая стоимость
  • Возможность модернизации
  • Обучение электронике

Правила эксплуатации и техника безопасности

Для надежной и безопасной эксплуатации регуляторов оборотов необходимо соблюдать следующие правила:

Перед первым запуском регулятора оборотов и периодически в процессе эксплуатации необходимо измерять сопротивление изоляции. Оно должно быть не менее 0,5 МОм.

Зануление корпуса

Корпус регулятора и корпус двигателя нужно надежно заземлить. Это позволит избежать поражения электрическим током при появлении утечки тока.

Перед запуском проверить срабатывание защитных блокировок регулятора: при отключении датчиков, перегреве, перегрузке и т.д. должна срабатывать аварийная сигнализация.

Контроль температурного режима

Во время работы контролировать температуру регулятора и двигателя, не допуская перегрева оборудования выше максимальных значений, указанных производителем.

Повышенные вибрация или шум могут указывать на проблемы с балансировкой ротора двигателя или неисправность подшипников. В этом случае необходимо остановить регулятор и устранить неполадки.

Ревизия оборудования

Проводить периодические плановые осмотры, ревизии регулятора оборотов и подключенного к нему электрооборудования для предотвращения аварий и выхода его из строя.

При выходе из строя отдельных компонентов регулятора оборотов необходима их своевременная замена. Работы должен выполнять квалифицированный специалист.

Модернизация регулятора

Для расширения функционала или улучшения характеристик можно провести модернизацию регулятора оборотов путем замены электронных плат, программного обеспечения, элементов управления.

При обнаружении неисправностей, которые нельзя устранить на месте, регулятор оборотов направляют в специализированную мастерскую для проведения диагностики и ремонта.

При невозможности или нецелесообразности ремонта, регулятор оборотов подлежит утилизации в специально отведенных местах как электронное оборудование.

Заключение

В статье рассматривается устройство регуляторов оборотов, предназначенных для изменения и стабилизации частоты вращения вала электродвигателей. Описываются механические и электронные типы, принцип работы, типовая схема и компоненты, правила монтажа, настройки и эксплуатации регуляторов оборотов, неисправности и методы их устранения. Практическая информация подкреплена примерами и пошаговыми инструкциями по выбору и установке регуляторов оборотов.