Пример докладной записки - особенности составления и рекомендации
Докладная записка - важный инструмент оперативного информирования руководства. Правильное составление докладной поможет решить многие проблемы в работе организации. Давайте разберемся, как писать докладную записку, чтобы донести до руководства необходимую информацию.
Что такое докладная записка и зачем она нужна
Докладная записка - это официальный документ, адресованный руководству организации и содержащий информацию о каких-либо фактах, требующих реагирования или принятия решения.
Основная цель докладной записки - оперативно проинформировать руководство о происходящем в организации: о выявленных проблемах, нарушениях, отклонениях от нормы и т.д. На основании докладной руководитель может принять необходимые меры для устранения неполадок, наложить взыскания на нарушителей, поощрить отличившихся сотрудников.
Конкретные задачи, которые решает докладная записка:
- Информировать о нарушении трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка;
- Сообщить о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей;
- Уведомить о перевыполнении плана, отличной работе сотрудников;
- Предложить поощрить наиболее отличившихся работников;
- Поставить в известность о происшествиях в организации;
- Инициировать принятие какого-либо решения;
- Предложить пути решения имеющихся проблем.
Докладную записку составляют при возникновении любой нестандартной ситуации, требующей вмешательства руководства.
Пример докладной записки на сотрудника
Наиболее часто докладные записки составляются в отношении рядовых сотрудников организации. Это может быть связано как с позитивными моментами (перевыполнение плана, проявленная инициатива), так и с негативными:
- Нарушение трудовой дисциплины;
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
- Некорректное поведение по отношению к коллегам или клиентам;
- Несоблюдение правил охраны труда, техники безопасности и т.д.
В таких случаях в докладной указывают все обстоятельства инцидента, данные конкретного сотрудника и обращаются к руководству с просьбой принять меры: сделать выговор, лишить премии, наложить дисциплинарное взыскание.
Пример докладной записки на сотрудника:
Генеральному директору ООО "Ромашка"
Иванову И.И. от менеджера Петрова П.П.Довожу до Вашего сведения, что вчера, 15 марта 2023 года, менеджер отдела продаж Сидоров И.С. допустил грубое нарушение трудовой дисциплины и этики общения с клиентами компании.
В разговоре по телефону Сидоров повысил голос, перешел на крик, использовал ненормативную лексику и угрожал расторжением договора в ответ на претензию клиента. Данный инцидент произошел в присутствии сотрудников отдела, что создало негативную атмосферу в коллективе.
Прошу принять меры дисциплинарного воздействия в отношении Сидорова И.С. и провести служебное расследование инцидента.
С уважением, Петров П.П. 16 марта 2023 г.
Виды и формы докладных записок
Существует несколько видов докладных записок, которые различаются по содержанию и назначению. Рассмотрим основные из них.
Пример докладной записки о нарушении дисциплины
Такой документ составляется для информирования руководства о нарушении сотрудником трудовой дисциплины и для инициации применения дисциплинарного взыскания. В докладной указываются обстоятельства нарушения (опоздание, прогул, появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии и т.д.) и данные конкретного сотрудника.
Пример докладной записки на ученика о плохой успеваемости
В учебных заведениях докладные записки могут составляться на учеников и студентов. Например, классный руководитель или преподаватель информирует руководство школы или вуза о систематической неуспеваемости или прогулах занятий каким-либо обучающимся. В докладной перечисляются факты нарушения учебной дисциплины конкретным учеником или студентом с указанием ФИО.
Образец докладной записки о ненадлежащем исполнении обязанностей
Такая докладная информирует руководство о том, что сотрудник ненадлежащим образом выполняет свои должностные обязанности. В ней перечисляются конкретные нарушения, допущенные работником, со ссылкой на должностную инструкцию. Цель - привлечь нерадивого сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Пример написания докладной записки о перевыполнении плана
Помимо негативных моментов, в докладной можно отразить и положительную информацию. Например, достижение высоких показателей подразделением или отдельными сотрудниками. Цель такой докладной - инициировать поощрение передовиков производства.
Пример оформления докладной записки о конфликте в коллективе
Если в коллективе возник какой-либо конфликт, угрожающий рабочему процессу, об этом тоже можно проинформировать руководство докладной запиской. В ней излагаются обстоятельства конфликта, его участники и последствия. Цель - принятие мер по урегулированию конфликта.
Пример докладной записки на сотрудника за оскорбление коллеги
Оскорбительные высказывания или действия в адрес коллег также могут послужить основанием для докладной. В ней указывается, кто из сотрудников оскорбил другого, при каких обстоятельствах это произошло, приводятся цитаты. Цель - наказать виновного и предотвратить повторение.
Таким образом, существует множество разновидностей докладных записок, которые отличаются по своим целям и задачам. Выбор конкретного вида зависит от того, какую информацию требуется донести до руководства организации.
Правила и структура докладной записки
Рассмотрим основные правила оформления докладной записки и ее структуру.
Обязательные реквизиты
Любая докладная записка должна содержать следующие обязательные реквизиты:
- Наименование вида документа - "Докладная записка"
- Дата и место составления
- Адресат - должность, ФИО руководителя
- Автор - должность, ФИО работника
- Заголовок к тексту
- Текст докладной
- Подпись автора
Правила оформления
При оформлении докладной записки рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Использовать бумагу формата А4
- Шрифт - Times New Roman, размер 12-14
- Межстрочный интервал - 1,5
- Поля документа - 20 мм
- Выравнивание текста - по ширине
- Заголовок выделять жирным шрифтом
Структура докладной записки
Текст докладной записки рекомендуется структурировать:
- Введение - 2-3 предложения о цели докладной
- Основная часть - описание сути вопроса, фактов
- Заключение - предложения, просьбы, выводы (1-2 предложения)
Язык изложения
Текст докладной должен быть:
- Лаконичным и четким
- Без эмоциональных выражений
- С использованием официально-делового стиля
Образец оформления
Рассмотрим образец правильного оформления докладной записки:
[Далее приводится вымышленный образец докладной записки]
Порядок составления и согласования докладной записки
Рассмотрим, кто может составлять докладные записки в организации и каков порядок их согласования и подачи руководству.
Кто может составлять докладную записку
Правом составить докладную записку обладает любой сотрудник организации. Однако на практике чаще всего докладные составляют:
- Руководители структурных подразделений;
- Непосредственные руководители сотрудников;
- Сотрудники кадровых служб;
- Ответственные по охране труда и технике безопасности.
Порядок согласования докладной записки
Перед подачей вышестоящему руководству докладная записка должна быть согласована с непосредственным руководителем автора. Он ставит визу, подтверждая изложенные факты.
Регистрация докладной записки
Поданная докладная подлежит обязательной регистрации в журнале учета. Это необходимо для обеспечения контроля исполнения.
Сроки рассмотрения докладной руководством
Срок рассмотрения докладной руководителем, как правило, не должен превышать 10 рабочих дней с момента регистрации.
Резолюция руководителя на докладной записке
По результатам рассмотрения руководитель дает резолюцию - указание о дальнейших действиях по сути докладной. Резолюция служит основанием для исполнения принятого решения.
Ответственность за достоверность сведений в докладной записке
Автор докладной записки несет ответственность за достоверность изложенных в ней сведений. Рассмотрим основные моменты, связанные с обеспечением достоверности информации в докладной записке.
Правовые последствия необоснованной докладной
Если в докладной записке будут обнаружены заведомо ложные факты и измышления, не соответствующие действительности, к автору могут быть применены меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
Как избежать конфликта при подаче докладной
Чтобы исключить конфликтные ситуации, информация в докладной должна излагаться максимально объективно, без эмоциональных оценок и перехода на личности.
Действия при непринятии докладной к рассмотрению
В случае отказа руководителя принять докладную записку, рекомендуется повторно направить ее с регистрацией в канцелярии для обеспечения объективного контроля за исполнением.
Оспаривание фактов, изложенных в докладной
Лицо, в отношении которого составлена докладная записка, имеет право дать письменные объяснения, опровергающие изложенные в докладной факты. Руководителю следует объективно рассмотреть обе позиции.
Виды ответственности за ложные сведения
За предоставление заведомо ложных сведений в докладной записке автор может быть привлечен к дисциплинарной или даже уголовной ответственности.
Похожие статьи
- Челлендж - что такое? Значение слова «челлендж»
- Развод через ЗАГС: пошаговая инструкция. Развод супругов: правила развода через ЗАГС и через суд
- Медянка ядовитая или нет? Медянка обыкновенная: описание, среда обитания
- Розовое озеро в Крыму: описание, где находится и как добраться
- Сколько жен у Рамзана Кадырова? Медни Кадырова и дети
- Пример характеристики для награждения почетной грамотой работника
- Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия