Завод ЗИЛ в Москве: фото, адрес, продукция, история основания

0
0

Завод ЗИЛ в Москве - это живая легенда советского автопрома и целая эпоха в истории страны. Его продукция покоряла дороги от Арктики до Африки, а имя гремело на весь мир. Почти 100 лет завод ЗИЛ ковал металл и судьбы миллионов людей.

История создания завода ЗИЛ

Завод ЗИЛ берет свое начало от основания в 1916 году акционерного общества «Автомобильное Московское Общество», или сокращенно АМО. Это произошло в рамках правительственной программы по созданию автомобильной промышленности в России.

27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К ̊» заключили договор на поставку 1500 машин.

Согласно этому договору, АМО должно было наладить производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15 Ter. Для строительства завода был выделен участок в Тюфелевой роще, где 2 августа 1916 года состоялась торжественная закладка будущего гиганта отечественного автопрома.

  • Первым директором завода был назначен Дмитрий Дмитриевич Бондарев.
  • Строительство велось под руководством инженеров А.В. Кузнецова и А.Ф. Лолейта.
  • Фасады некоторых корпусов спроектировал известный архитектор К.С. Мельников.

Однако из-за революционных событий 1917 года и последовавшего экономического кризиса строительство завода затянулось. К концу 1917 года его готовность оценивалась от 2/3 до 3/4. Тем не менее, уже в декабре 1916 года с конвейера сошли первые собранные из итальянских комплектов грузовики FIAT.

15 августа 1918 года завод АМО был национализирован и передан в ведение ВСНХ. В 1919 году он вошел в состав образованного Автотреста, а в 1921 году стал частью ЦУГАЗа (Центрального управления государственных автомобильных заводов).

В 1925 году предприятие было переименовано в 1-й Государственный автомобильный завод. А в 1927 году его директором стал человек, чье имя впоследствии навсегда вписало завод в историю страны, — Иван Алексеевич Лихачев.

Выпуск первых советских грузовиков АМО-Ф-15

После окончания Гражданской войны, в 1922-1923 гг. завод приступил к разработке собственной модели грузового автомобиля. За основу был взят все тот же надежный ФИАТ 15 Ter, хорошо зарекомендовавший себя в фронтовых условиях.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 сошел с конвейера 1 ноября 1924 года. А уже 7 ноября 10 таких машин приняли участие в параде на Красной площади. После чего три грузовика отправились в испытательный пробег по маршруту Москва – Ленинград – Москва, подтвердивший высокое качество новой советской техники.

1925 Выпущено 113 машин АМО-Ф-15
1926 342 экземпляра
1931 Выпуск достиг 6971 шт.

Однако высокая себестоимость модели, обусловленная большим содержанием дорогостоящих материалов, а также кустарные методы производства сильно сдерживали масштабирование выпуска. К 1928 году назрела необходимость коренной реконструкции завода и перехода на принципиально новую модель грузовика.

Завод ЗИЛ переходит на выпуск грузовиков АМО-2/3

В 1930 году для модернизации производства была куплена лицензия на выпуск американского 5-тонного грузовика "Autocar". Первые машины, собранные из импортных комплектов, получили обозначение АМО-2.

Портрет Ивана Алексеевича Лихачева

Локализация производства АМО-3

После налаживания производства в СССР большинства узлов и агрегатов, модель была переименована в АМО-3. Также была увеличена мощность ее двигателя с 54 до 72 л.с.

В 1933 году модернизированный грузовик получил новое название - ЗИС-5. А после завершения в 1934 году полной реконструкции завода до проектной мощности в 100 000 автомобилей в год, этот легендарный впоследствии грузовик пошел в массовое производство. Суточный выпуск достиг 60 единиц.

Развитие модельного ряда на базе ЗИС-5

На базе надежной и неприхотливой "пятерки" конструкторы завода ЗИЛ создали 25 моделей и модификаций грузовиков, 19 из которых были запущены в серийное производство. Это позволило максимально расширить линейку выпускаемых грузовиков без перенастройки технологических процессов.

Производственный цех завода АМО ЗИЛ

Начало производства легковых ЗИС-101

В 1936 году инженеры предприятия приступили к разработке первого отечественного представительского лимузина. Ровно через год сошла с конвейера первая партия роскошных черных ЗИС-101 с индивидуальным кузовом.

Машина оснащалась рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 90 л.с., что позволяло разгоняться до 125 км/ч. В салоне имелось отопление и вентиляция, а со второй партии еще и авторадиоприемник.

В общей сложности с 1936 по 2000 год завод ЗИЛ выпустил 12 148 представительских автомобилей ЗИС-101 и его модификаций.

ЗИЛ в годы Великой Отечественной войны

С началом войны руководством страны было принято решение об эвакуации завода в глубокий тыл. Производственные мощности ЗИЛа были перебазированы в Ульяновск, Челябинск, Миасс и другие города.

На их базе возникли такие крупные предприятия как Ульяновский (УАЗ), Уральский (УралАЗ) и Шадринский автомобильные заводы, внесшие неоценимый вклад в Победу, выпуская военную технику для фронта.

Возобновление производства после войны

После завершения боевых действий завод ЗИЛ приступил к восстановлению и наращиванию мощностей. Уже в 1946 году начался выпуск обновленного ЗИС-150 с улучшенными характеристиками.

Этот надежный трудяга выпускался вплоть до 1959 года общим количеством почти 800 000 штук. На его базе было создано 14 модификаций для армии, хозяйственных и специальных нужд.

Модернизация ЗИС-150 в ЗИЛ-164

К концу 1950-х годов конструкция ЗИС-150 уже практически исчерпала потенциал для дальнейшего совершенствования. Поэтому в 1957 году завод ЗИЛ перешел на выпуск модернизированного ЗИЛ-164.

Новая модель получила более мощный двигатель, усиленные рессоры и рулевой механизм, улучшенную кабину и ряд других изменений. В таком виде надежный "ЗИЛок" простоял на конвейере до 1963 года, пока не пришло время для радикальной смены модельного ряда.

Выпуск принципиально нового ЗИЛ-130

В 1963 году в серию пошел полностью новый грузовик ЗИЛ-130 с ярко выраженными передними крыльями по последней американской моде. Он оснащался 150-сильным двигателем, 5-ступенчатой КПП, гидроусилителем руля и другими новшествами.

Однако мощности конвейера ЗИЛа позволяли наращивать выпуск этой модели. Поэтому параллельно велись разработки бескапотных грузовиков ЗИЛ-170, которые в 1968 году решено было передать на вновь строящийся КамАЗ.

Первые опыты с дизельными двигателями

Не имея возможности выпускать современные бескапотные грузовики, ЗИЛ сосредоточил усилия на освоении новых технологий. В частности, в 1970-е годы велись разработки дизельных моделей ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169.

Однако из-за сложностей с отработкой новых агрегатов их серийный выпуск затянулся на многие годы. В итоге модель ЗИЛ-4331 с собственным дизельным двигателем появилась на конвейере только к 1985 году.

Адрес завода ЗИЛ в Москве

Завод располагался в московском районе ЗИЛ по адресу: Восточная промзона, владение 1. Его территория занимала площадь в 300 гектаров.

Координаты проходной завода ЗИЛ: 55°43′00′′ с. ш. 37°39′45′′ в. д. Рядом находится платформа ЗИЛ Московской железной дороги.

Масштабная реконструкция завода ЗИЛ в 1970-80-е

Чтобы нарастить выпуск современных грузовых автомобилей, в 1970-80-х годах проводилась масштабная модернизация производства на заводе ЗИЛ. Были установлены новые станки и технологические линии, освоен выпуск узлов и агрегатов собственной разработки.

Это позволило в 1975-1989 гг. ежегодно собирать по 195-210 тысяч грузовиков ЗИЛ. Предприятие являлось крупнейшим производителем большегрузной техники в СССР и одним из самых передовых в мире по уровню автоматизации.

Усиление кооперации с другими заводами

Развивалась и кооперация завода ЗИЛ с другими отечественными автопроизводителями. В частности, кабины для грузовиков стали поставлять Ульяновский и Кременчугский автозаводы. Это позволяло более рационально использовать производственные мощности в масштабах всей страны.

Отказ от выпуска ряда моделей ЗИЛ

Вместе с тем в погоне за количеством выпускаемой продукции приходилось идти на компромиссы по качеству. Из-за нехватки мощностей завод ЗИЛ был вынужден отказаться от производства ряда перспективных разработок своего СКБ.

В частности, не пошли в серию бескапотные грузовики ЗИЛ-170, техническая документация по которым в 1968 году была передана на КамАЗ. Это не могло не сказаться на конкурентоспособности выпускаемых заводом моделей.

Кризис производства после 1991 года

Распад СССР и переход к рыночной экономике больно ударил по заводу ЗИЛ. Если в 1990 году было выпущено 203 тыс. грузовиков, то в 1996-м - всего 7,2 тыс. Предприятие быстро приходило в упадок и теряло свой производственный потенциал.