Проверка привода спидометра - залог безопасности на дороге

0
0

Безопасность на дороге - приоритет номер один для каждого автовладельца. От технического состояния автомобиля напрямую зависят жизни людей. Одним из ключевых компонентов, влияющих на безопасное вождение, является исправный привода спидометра. Давайте разберемся, как устроен этот механизм и почему так важно своевременно проверять его работу.

Конструкция привода спидометра

Привод спидометра может быть двух типов: механический и электрический. Механический привод передает вращение непосредственно от вала коробки передач при помощи пары зубчатых колес - ведущей и ведомой шестерни привода спидометра.

Механический привод спидометра из-за невозможности передавать вращение на расстояние более 3,5 м , а также из-за неравномерности вращения вала и его быстрого изнашивания все чаще уступает место электрическому приводу

Электрический вариант использует датчик на валу, который преобразует скорость вращения в электрические импульсы, передаваемые на приборную панель.

  • Надежность
  • Простота конструкции
  • Не требует электропитания

Шестерни привода спидометра делятся на ведущую (червяк) и ведомую (косозубая). Червяк большего диаметра и меньшего числа зубьев, он устанавливается на вал и передает вращение. Косозубая шестерня преобразует вращение в удобный для измерения вид.

Материал шестерен может быть металлическим или пластиковым в зависимости от типа транспортного средства. На грузовиках чаще применяют металл, на легковых авто - и металл, и пластик.

Изношенные шестерни привода спидометра

Диагностика неисправностей привода спидометра

Основные признаки неисправностей привода спидометра:

  • Погрешности показаний спидометра
  • Посторонние звуки из коробки передач
  • Неравномерность хода стрелки спидометра
  • Износ зубьев шестерен
Причина Решение
Недостаточное давление в шинах Довести давление до нормы
Установлены шины другого размера Вернуть штатные шины

При появлении признаков неисправности нужно проверить состояние шестерни привода спидометра и при необходимости произвести их замену. Рассмотрим этот процесс подробнее.

Замена шестерен привода спидометра

Для замены ведомой шестерни привода спидометра достаточно ее демонтировать, отвернув крепежный болт. Установка новой шестерни производится в обратном порядке с использованием новой прокладки.

Замена ведущей шестерни сложнее, поскольку требуется частичная разборка коробки передач и отсоединение шпонки или стопорного кольца на валу. Установка червяка осуществляется с использованием специальных приспособлений.

Замена шестерни привода спидометра

Выбор запасных частей для замены

При покупке новых шестерен очень важно выбрать такие же, какие стояли на автомобиле изначально. Установка деталей с другим числом зубьев или геометрией приводит к нарушению показаний спидометра.

При покупке запчастей необходимо выбирать те же шестерни, что были установлены на автомобиле ранее, установка шестерен с другим числом зубцов или их геометрией приводит к нарушению показаний спидометра, что совершенно недопустимо

Особенности привод спидометра ВАЗ

Привод спидометра на ВАЗ при схожей конструкции имеет некоторые отличия от других автомобилей. Так, частой неисправностью является износ пластиковых шестерен. Также может выходить из строя трос спидометра ВАЗ, отвечающий за передачу вращения от коробки к приборной панели.

Предупредительная диагностика привода спидометра

Чтобы не допустить серьезных неисправностей, важно периодически осматривать привод спидометра и проверять износ шестерен визуально, а также оценивать люфт ведомой шестерни.

Профилактическое обслуживание

Для увеличения ресурса привода спидометра рекомендуется регулярно проверять затяжку крепежа шестерен, а также смазывать опорные подшипники и точки трения.

Последовательность замены шестерен привода спидометра

Пошаговая инструкция по замене шестерен привода спидометра:

  1. Снять кожух приборной панели и обеспечить доступ к приводу спидометра
  2. Отсоединить разъем датчика скорости (при электроприводе)
  3. Вывернуть крепежный болт ведомой шестерни и снять ее с вала
  4. Установить новую шестерню с прокладкой и затянуть болт
  5. При замене червяка ослабить гайки на картере КПП
  6. Снять червяк со шпонкой или кольцом, установить новый
  7. Установить картер на место и затянуть крепления

Регулировка привода спидометра после ремонта

После замены шестерен нужно проверить работу привода спидометра и отрегулировать взаимное расположение ведущей и ведомой шестерен для обеспечения плавности хода.

Не реже одного раза в год следует проверять износ шестерен привода спидометра визуально или с помощью специальных приборов, чтобы вовремя выявить необходимость ремонта.

Усовершенствование конструкции привода спидометра

Для повышения ресурса и надежности имеет смысл устанавливать шестерни из более износостойких материалов, а также дополнять привод защитными кожухами от попадания пыли и влаги.

Альтернативные системы определения скорости

Помимо классического привода спидометра, скорость автомобиля можно определять при помощи радаров, спутниковых систем GPS или датчиков АБС. У каждого способа есть свои плюсы и минусы.

Проверка привода спидометра перед покупкой подержанного автомобиля

Перед покупкой подержанной машины важно тщательно проверить исправность привода спидометра. Для этого совершите тест-драйв и обратите внимание на:

  • Плавность и равномерность хода стрелки спидометра при разгоне и торможении
  • Совпадение показаний со спидометром пассажира (на смартфоне)
  • Отсутствие люфтов и посторонних звуков со стороны привода

Перед разборкой привода нужно визуально оценить наличие повреждений корпуса, проверить надежность креплений, целостность защитных кожухов и проводки.

Диагностика привода спидометра с помощью сканера

Современные диагностические сканеры позволяют комплексно оценить работу привода спидометра и выявить неисправности на ранней стадии для своевременного ремонта.

Показания к полной замене привода спидометра: износ червяка и ведомой шестерни более 50%, механические повреждения, выработка ресурса подшипников.