Сальники распредвалов и ГРМ - устройство, замена и особенности

Стоит ли игнорировать небольшие подтеки масла из верхней части двигателя? Категорически нет! Ведь это первые признаки износа важнейших деталей - сальников распредвального вала. Давайте разберемся, как устроен этот узел, почему следует регулярно менять сальники, как это правильно делать и не допускать дорогостоящих поломок.
Назначение и устройство сальников распредвалов
Распределительный вал – важнейшая деталь в конструкции двигателей внутреннего сгорания. Он отвечает за управление работой клапанов, через которые в цилиндры подается топливо и выводятся отработавшие газы.
Вращение от коленвала распределительный вал получает с помощью зубчатой передачи – шестерни и цепи или ремня. А благодаря эксцентрикам и коромыслам приводит в действие клапаны в нужной последовательности.
Распределительный вал приводится в движение коленчатым валом за передней крышкой двигателя.
Чтобы моторное масло, смазывающее распредвальный вал, не вытекало наружу, в конструкции двигателя предусмотрены специальные уплотнители – сальники распредвалов. Они закрывают зазор в отверстии, через которое проходит вал.
- Сальники изготавливаются из резины или тефлона.
- Внутри сальника располагается металлическое кольцо, придающее ему дополнительную жесткость.
- Тонкая пружина по внутреннему диаметру создает необходимое прижатие сальника к поверхности вращающегося вала.
Благодаря такой конструкции достигается герметичное уплотнение подвижного соединения между распределительным валом и неподвижным блоком цилиндров. Это позволяет сохранить масло внутри двигателя.

Признаки неисправности сальников распредвалов
Со временем под воздействием трения, высокой температуры и агрессивных продуктов сгорания происходит естественный износ сальников. Резина трескается и разрушается, ослабляется прижим пружины.
В таком состоянии сальники распредвалов уже не могут качественно выполнять свои функции по уплотнению зазоров. Начинаются подтеки масла. Это первый и главный внешний признак неисправности.
Еще одним характерным признаком является масляные пятна в районе переднего ремня или цепи газораспределительного механизма. Они также указывают на износ или повреждения сальников.
При длительной эксплуатации изношенных сальников уровень масла в поддоне картера может постепенно снижаться. Это свидетельствует об интенсивной утечке.
Внешние признаки неисправности | Подтеки масла из верхней части двигателя |
Внутренние признаки | Снижение уровня и давления масла |
Сопутствующие неисправности | Пропитанный маслом ремень ГРМ |
Двигатель с изношенными сальниками эксплуатировать категорически нельзя. Помимо банальных материальных потерь на масло, это чревато куда более серьезными последствиями.
Ремень может проскальзывать, нарушая работу ГРМ, или вовсе порваться. В лучшем случае потребуется досрочный ремонт двигателя. А в худшем - полная замена из-за гидроудара и выхода из строя клапанной группы.
Порядок замены сальников распредвалов
Как только были замечены первые признаки износа сальников распредвалов, следует без промедления приступить к их замене. Это позволит минимизировать негативные последствия и избежать крупного ремонта.
Порядок замены в общих чертах выглядит следующим образом:
- Демонтируются детали, закрывающие доступ к распределительному валу – крышки, ремень/цепь, шкивы.
- С помощью съемника выпрессовываются изношенные сальники из посадочных мест.
- Устанавливаются новые сальники с предварительной смазкой рабочей кромки свежим моторным маслом.
- Производится сборка узла в обратном порядке и проверка работы двигателя.
На практике, конечно, все немного сложнее. Конструкции автомобилей отличаются, поэтому особенности замены сальников могут варьироваться.
Например, в двигателе ВАЗ-2112 необходимо при замене одного из сальников частично разбирать головку блока. А в моторе ВАЗ-1111 достаточно снять переднюю крышку и ремень, после чего оба сальника легко доступны.
При выборе новых сальников также важно учитывать особенности конкретной модели. Например, сальник распредвала ВАЗ для классики и для «десятки» – «одиннадцатки» будут отличаться.

Рекомендации по выбору сальников распредвалов
На авторынке представлено огромное количество разнообразных сальников распределительных валов. Они различаются как по цене, так и по основным характеристикам.
Условно все сальники можно разделить на два вида:
- Оригинальные – произведены тем же заводом-изготовителем двигателя;
- Неоригинальные – выпущены сторонними фирмами.
У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки. Например, на ВАЗовские автомобили часто устанавливают сальники производства Hepu, Ajusa, Elring.
Главными критериями выбора являются:
- Соответствие размерам и посадочным местам в вашем двигателе;
- Качество материалов и точность изготовления;
- Герметичность, стойкость к высоким температурам и вибрациям.
Чтобы подобрать нужный вариант, достаточно указать марку, модель и год выпуска автомобиля при покупке. Хороший продавец сам предложит вам несколько подходящих позиций на любой бюджет и вкус.
Особенности замены сальников на бензиновых двигателях
Бензиновые двигатели имеют свои конструктивные особенности, которые влияют на сложность замены сальников распределительного вала.
К примеру, на классических вазовских «двигателях семейства» замена обоих сальников не представляет особого труда. Нужно демонтировать клапанную крышку, снять цепь привода ГРМ, выпрессовать старые сальники и аккуратно посадить новые.
А вот на более современных инжекторных моторах ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 потребуется частичная разборка головки блока цилиндров со стороны выпускного коллектора для замены одного из сальников распредвала.
Сложности при замене сальников на дизелях
Дизельные двигатели зачастую имеют установку двух распределительных валов в разных плоскостях – для управления впускными и выпускными клапанами.
Соответственно и сальников в таких моторах гораздо больше. К примеру, Cummins ISBe5 250 30 имеет аж 8 штук. При этом снятие клапанной крышки и разборка привода клапанов на дизеле значительно более трудоемки.
Поэтому замена сальников распредвалов на подобных агрегатах требует высочайшей квалификации и занимает немало времени. Лучше доверить это автосервису, чем пытаться сделать самостоятельно.
Часто задаваемые вопросы по теме
В процессе подготовки и проведения замены сальников распределительного вала возникает множество вопросов от автовладельцев. Давайте разберем самые популярные.
Нужно ли менять оба сальника или можно ограничиться одним?
Рекомендуется заменять сразу оба сальника распредвала. Ведь если один из них уже пришел в негодность, со вторым может произойти та же история в самое ближайшее время.
Обязательно ли снимать головку при замене сальников?
Все зависит от конструкции конкретного двигателя. На многих модификациях ВАЗ и иномарок головку блока демонтировать необязательно. Но в ряде случаев без этого не обойтись.
Профилактические меры и рекомендации
Чтобы продлить срок службы сальников распределительного вала, следует:
- Соблюдать периодичность замены масла;
- Использовать высококачественные моторные масла от проверенных производителей;
- При появлении течей применять уплотнительные составы для временной ликвидации проблемы.
Также важно вовремя заметить характерные признаки близкого износа резиновых уплотнителей и спланировать их замену, пока не случился серьезный отказ.
Похожие статьи
- Что такое ММС и как ими пользоваться? Настройки ММС
- Признак неисправности датчика массового расхода воздуха. Как определить неисправность датчика
- Какой тип матрицы монитора лучше? Тип матрицы монитора AH-IPS
- Машина не заводится: возможные причины и методы их устранения
- Как найти телефон, если он выключен? Как находят телефон по IMEI
- Права на погрузчик: какая категория, где и как получить. Обучение на водителя погрузчика
- Как восстановить диалог в "ВК": действенные способы