Шкворня - что это такое на самом деле?

0
0

Шкворни до сих пор используются в подвесках многих автомобилей. Но мало кто знает, что это такое на самом деле и зачем они нужны. Давайте разберемся!

История возникновения шкворней

Термин "шкворень" берет свое начало от слова "шворень", которым в конных повозках называли стержень или болт, на котором крепилась поворотная ось передних колес. Перейдя на автомобили, шкворни сохранили свое основное назначение - обеспечивать возможность поворота управляемых колес. Первоначально шкворень представлял собой реальную ось в виде закаленного металлического стержня, при помощи которого поворотный кулак крепился к подвеске.

Во времена конных экипажей «шворнем», или «шкворнем» называли стержень или болт, «на коем ходит передок всякой повозки», то есть — через который к повозке крепилась поворотная ось передних колес.

Типы шкворней

Существует несколько основных типов шкворней:

  • Сквозные и раздельные
  • С подшипниками качения или скольжения
  • Сферические шкворни УАЗ
  • Для прицепов
  • "Пальцы" на бамперах
Втулки шкворней на верстаке

Сквозные и раздельные шкворни

Сквозные шкворни проходят сквозь обе точки соединения мостовой балки с поворотным кулаком (сверху и снизу). Они более надежны, но применяются только на заднем ведущем мосту.

Раздельные шкворни короче и крепят балку с кулаком независимо сверху и снизу. Их можно ставить на передний ведущий мост.

Шкворни с подшипниками

Для установки шкворня используются подшипники качения или скольжения. У каждого типа есть свои плюсы и минусы:

  • Подшипники качения: + выше скорость вращения - чаще нужна смазка
  • Подшипники скольжения: + не нуждаются в смазке - больше трение, быстрее изнашиваются
Обслуживание шкворней в автосервисе

Сферические шкворни УАЗ

Особый тип шкворней с двумя шаровыми опорами, широко использовавшийся на автомобилях УАЗ в прошлом. Отличались простотой конструкции и неприхотливостью в эксплуатации.

Материалы для шкворней

Шкворни изготавливаются из различных марок легированных и углеродистых конструкционных сталей. К основным требованиям относятся:

  • Высокая прочность
  • Значительная вязкость
  • Износостойкость

Для повышения свойств применяется цементация - термическая обработка наружных поверхностей детали. Результат - упрочненный поверхностный слой при вязкой сердцевине.

Установка и обслуживание

Установка шкворней требует специальных инструментов и навыков. Рассмотрим основные этапы на примере задней балки внедорожника:

  1. Снять колесо и ослабить болты крепления суппорта тормозного механизма
  2. Отсоединить тормозные трубки от суппорта
  3. Отвернуть гайку крепления нижнего шкворня к мосту

Далее выполняется разборка и замена изношенных деталей. После установки новых шкворней в обратном порядке все резьбовые соединения рекомендуется дополнительно уплотнить герметиком.

Обязательным этапом эксплуатации шкворней является регулярное "шприцевание" - нагнетание смазки под давлением в специальные масленки.

Шкворня это важный узел автомобиля

Шкворня это один из ключевых элементов подвески, влияющий на управляемость и безопасность автомобиля. От правильной установки шкворней зависят такие важные параметры, как:

  • Угол поперечного наклона
  • Угол продольного наклона (кастор)
  • Развал колес
Неисправность шкворней Проявление
Люфт в соединениях Резкий увод при торможении
Износ отверстий Повышенный износ шин

Поэтому важно регулярно проверять состояние шкворней и своевременно обращаться к профессионалам для замены изношенных деталей.

Диагностика шкворней

Для своевременного выявления неисправностей шкворней рекомендуется периодически проводить их диагностику. В частности, полезно будет:

  1. Проверить люфт при покачивании колеса руками
  2. Осмотреть на наличие подтеков смазки
  3. Оценить степень износа защитных чехлов
  4. Прислушаться к посторонним стукам при движении

При выявлении подозрительных сумптомов рекомендуется обратиться в сервис для инструментальной диагностики.

Замена шкворней

Замена шкворней требует специального оборудования и навыков. Рассмотрим основные этапы на примере передней подвески:

  1. Установить автомобиль на подъемник
  2. Демонтировать колесо
  3. Отсоединить рулевые тяги
  4. Выпрессовать старые шкворни и втулки

Установка новых шкворней производится в обратном порядке с использованием специальных ступиц для выпрессовки. После замены требуется обязательная проверка и регулировка углов установки колес.

Производители шкворней

Среди известных производителей качественных шкворней можно выделить такие компании, как:

  • SKF
  • FAG
  • KYB
  • Moog
  • Febi Bilstein

При выборе запчастей важно ориентироваться именно на проверенных производителей, поскольку шкворни китайского производства часто не соответствуют заявленным характеристикам.

Шкворни в спорте

В автоспорте шкворни играют особую роль. Гоночные болиды развивают предельные нагрузки, поэтому конструкция их подвески должна быть особо прочной. Для этого применяют:

  • Шкворни повышенного диаметра
  • Усиленные втулки и подшипники
  • Алюминиевые корпуса

Подвижность шкворня обеспечивается не только качественной сборкой, но и использованием высокотехнологичных смазочных материалов.