Ротор - это важнейший компонент электродвигателя

0
0

Ротор является ключевым элементом любого электродвигателя. Именно благодаря ему происходит преобразование электрической энергии в механическую. Конструкция и технические характеристики ротора во многом определяют работу всего двигателя.

Роботизированная сборка обмотки ротора

Устройство роторов разных типов электродвигателей

В зависимости от типа электродвигателя, ротор может иметь различную конструкцию и принцип действия.

Ротор двигателя постоянного тока

Основными элементами ротора (якоря) двигателя постоянного тока являются:

  • Медная обмотка, намотанная на сердечник
  • Коллектор с пластинчатыми контактами (ламелями)
  • Подшипниковый узел
  • Система вентиляции и охлаждения

При подаче тока на обмотку ротора возникает электромагнитное поле, которое взаимодействует с полем неподвижного статора. В результате этого ротор начинает вращаться.

Поврежденный ротор электродвигателя автомобиля

Ротор асинхронного двигателя

В асинхронных электродвигателях используются два основных типа роторов:

  1. Короткозамкнутый ротор
  2. Ротор с фазной обмоткой

Короткозамкнутый ротор представляет собой пакет стальных пластин со вставленными в них стержнями, замкнутыми на торцах короткозамыкающими кольцами. Фазный ротор отличается наличием трехфазной обмотки, подключенной к контактному кольцу.

Ротор бесщеточного двигателя

В бесщеточных двигателях постоянного тока ротор выполняется с использованием постоянных магнитов вместо обмотки. Это позволяет обойтись без коллекторно-щеточного узла, что упрощает конструкцию и повышает надежность.

Таким образом, в зависимости от типа, роторы электродвигателей могут значительно отличаться по конструкции и принципу передачи движения.

Тип двигателя Конструкция ротора
Постоянного тока Медная обмотка, коллектор, подшипники
Асинхронный короткозамкнутый Стержни, короткозамыкающие кольца
Асинхронный с фазной обмоткой Трехфазная обмотка, контактное кольцо
Бесщеточный постоянного тока Постоянные магниты

Основные характеристики роторов электродвигателей

Несмотря на различия в конструкции, у роторов разных типов электродвигателей есть и общие характеристики.

Скорость вращения

Скорость вращения ротора зависит от его конструктивных особенностей и может варьироваться от нескольких тысяч до десятков тысяч оборотов в минуту.

Например, роторы мощных асинхронных двигателей вращаются с частотой 1500-3000 об/мин. Роторы малогабаритных коллекторных моторов могут развивать скорость порядка 10000 об/мин.

Материалы изготовления

Роторы чаще всего изготавливают из следующих материалов:

  • Электротехническая сталь
  • Алюминий или алюминиевые сплавы
  • Медь

Сталь позволяет создать более сильное магнитное поле и используется в мощных двигателях. Алюминий и медь отличаются меньшим весом.

Система охлаждения

Для отвода тепла от ротора применяют развитую систему вентиляции с оребрением и специальными вентиляторами. В мощных двигателях используется принудительное воздушное или жидкостное охлаждение обмоток ротора.

Принцип работы ротора в электродвигателе

Работа любого электрического двигателя основана на использовании электромагнитной силы для приведения ротора во вращение. Рассмотрим процесс подробнее.

Взаимодействие с магнитным полем статора

При подаче тока на обмотки статора создается вращающееся магнитное поле. Оно вызывает наведение тока в обмотке или стержнях ротора.

Возникающее электромагнитное поле ротора начинает взаимодействовать с полем статора, создавая вращательный момент, приводящий ротор в движение.

Преобразование электроэнергии в механическую

Вращение ротора приводит в действие вал электродвигателя, на котором может быть установлено рабочее оборудование - насос, вентилятор, трансмиссия и так далее.

Таким образом происходит преобразование электрической энергии в механическую посредством электромагнитного поля и ротора двигателя.

Скольжение ротора

Из-за особенностей конструкции асинхронных машин, ротор никогда не вращается с той же скоростью, что и магнитное поле статора. Это явление называется скольжением .

Величина скольжения ротора определяет разницу между синхронной частотой магнитного поля и текущей частотой вращения ротора.

К примеру, при синхронной частоте 1500 об/мин и скольжении 5% фактическая скорость ротора будет составлять 1425 об/мин.