Датчик спидометра: описание, особенности, устройство и отзывы

0
0

Датчик спидометра - важный элемент системы, отвечающий за безопасность водителя. В статье рассмотрим его устройство, особенности работы, возможные неисправности и способы их устранения. Узнаем, как правильно выбрать и заменить датчик спидометра самостоятельно.

Назначение датчика спидометра

Основное назначение датчика спидометра - измерять текущую скорость автомобиля и передавать полученные данные на спидометр. Благодаря показаниям спидометра, водитель контролирует скоростной режим и выбирает безопасный стиль вождения.

Кроме того, датчик спидометра выполняет следующие функции:

  • Обеспечивает работу ABS - антиблокировочной системы тормозов
  • Участвует в работе круиз-контроля и ограничителя скорости
  • Передает информацию о скорости в бортовой компьютер
  • Используется антипробуксовочной системой (ASR)

Как устроен датчик спидометра

По принципу работы датчики спидометра бывают механическими и электронными. Современные автомобили оснащаются электронными датчиками, которые точнее измеряют скорость и надежнее в работе.

Микросхема датчика скорости подсвечена синим светом.

Типы датчиков спидометра

Электронные датчики скорости спидометра делятся на контактные и бесконтактные:

  • Контактные - содержат подвижные части, соединенные механической передачей с валом коробки передач
  • Бесконтактные - не имеют движущихся элементов, используют эффект Холла или магниторезистивный эффект для генерации сигнала

Внутреннее устройство

Датчик спидометра представляет собой электронный блок в пластиковом или металлическом корпусе. Внутри расположен чувствительный элемент и схема обработки сигнала. Чувствительный элемент бывает индуктивным, холловским или оптическим. Он генерирует электрические импульсы, частота следования которых пропорциональна скорости вращения входного вала датчика.

Лето. Замена датчика скорости на автомобиле.

Где находится датчик спидометра

Датчик скорости спидометра обычно монтируется на коробке передач и соединяется гибким валом со спидометром. Также может устанавливаться на раздаточной коробке или ведущем мосту. На автомобилях с АКПП часто ставят 2 датчика - на входном и выходном валах.

Виды датчиков спидометра

Конструктивно датчики спидометра могут отличаться:

  • По типу выходного сигнала - напряжения или тока
  • По виду выходных импульсов - частотные или импульсные
  • По типу чувствительного элемента - индуктивные, холловские, оптические или на основе эффекта Виганда

Рассмотрим особенности разных типов подробнее:

Индуктивный датчик спидометра

В индуктивном датчике спидометра чувствительным элементом является катушка индуктивности, а сигнал формируется благодаря электромагнитной индукции при изменении магнитного поля от вращающегося зубчатого диска или кольца.

Холловский датчик спидометра

Холловские датчики используют эффект Холла - появление электрического напряжения на проводнике, находящемся в магнитном поле. При вращении магнита меняется магнитный поток через чувствительный элемент, что и формирует выходной сигнал.

В основе оптического датчика лежит оптопара - светодиод и фототранзистор. Между ними вращается диск с прорезями, который прерывает световой поток. Частота прерываний пропорциональна угловой скорости вращения диска.

Датчик на эффекте Виганда

Такие датчики используют эффект Виганда - изменение магнитного потока от вращающегося постоянного магнита. При вращении магнита меняется магнитное поле в магниточувствительном элементе, что и формирует электрический сигнал.

Основные неисправности датчика спидометра

К типичным неисправностям датчика спидометра относятся:

  • Некорректные показания спидометра
  • Периодический сбой показаний скорости
  • Отсутствие показаний спидометра
  • Посторонние шумы при движении
  • Загорание контрольной лампы ABS или других систем

Причины неисправностей датчика спидометра

К основным причинам отказов датчика спидометра относятся:

  • Окисление контактов разъема датчика
  • Обрыв или замыкание проводки
  • Механические повреждения подвижных частей контактных датчиков
  • Выход из строя чувствительного элемента
  • Нарушения в цепях питания или обработки сигнала

Диагностика неисправностей датчика спидометра

Для диагностики датчика спидометра рекомендуется:

  1. Визуально осмотреть датчик, разъем, проводку на наличие механических повреждений
  2. Проверить контакты разъема на окисление
  3. Измерить значения выходного напряжения или силу тока в цепи датчика
  4. Сравнить полученные значения с данными из инструкции по ремонту

При обнаружении дефектов датчик либо ремонтируется, либо заменяется на новый.

Как выбрать датчик спидометра

При выборе датчика спидометра необходимо обращать внимание на следующие параметры:

  • Тип датчика. Тип датчика должен соответствовать установленному на автомобиле: контактный или бесконтактный. Также важно выбрать датчик того же принципа действия - индуктивный, холловский, оптический.
  • Электрические параметры. Параметры выходного сигнала - напряжение, вид выходных импульсов (частотный или импульсный) должны соответствовать характеристикам оригинального датчика.
  • Габаритные размеры. Размеры корпуса и расположение крепежных отверстий должны позволять установить датчик на штатное место, иначе потребуется дополнительная доработка креплений.
  • Климатическое исполнение. Датчик должен соответствовать климатическим условиям эксплуатации автомобиля и обладать достаточным температурным диапазоном.

Замена датчика спидометра

Замену датчика спидометра рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Снять старый датчик и отсоединить разъем
  2. Установить и закрепить новый датчик на штатное место
  3. Подсоединить разъем датчика
  4. Проверить работоспособность и отсутствие ошибок

Инструменты для замены датчика спидометра

Для замены потребуются:

  • Ключ для датчика скорости
  • Отвертка крестовая или torx
  • Бокорезы или плоскогубцы
  • Монтажный скотч, хомуты

Рекомендации по самостоятельной замене датчика спидометра

  • Перед демонтажом отсоедините клемму от аккумулятора, чтобы избежать короткого замыкания
  • Снимая контактный датчик, аккуратно отсоедините гибкий вал от спидометра во избежание поломки
  • Сравните крепеж старого и нового датчика, при необходимости замените болты и гайки
  • Проверьте целостность защитного резинового чехла разъема и состояние контактов
  • После установки обязательно затяните все крепежные болты и гайки
  • При установке бесконтактного датчика сохраняйте зазор между чувствительным элементом и ротором

Эксплуатация и обслуживание датчика спидометра

Для обеспечения работоспособности датчика спидометра рекомендуется:

  • Избегать мойки струей высокого давления в зоне установки датчика
  • Не допускать механических повреждений разъемов и корпуса датчика
  • Периодически проверять качество контактов в разъеме датчика
  • Своевременно заменять резиновый чехол разъема при трещинках и разрывах
  • При загрязнении протирать корпус датчика влажной салфеткой без использования растворителей

Отзывы автовладельцев о датчиках спидометра

В целом, отзывы автолюбителей о датчиках спидометра Bosch положительные. Отмечается надежность, долговечность, точность измерений. К недостаткам можно отнести высокую стоимость. Датчики производства NGK, Denso, Valeo также зарекомендовали себя с положительной стороны, при этом стоимость их ниже.