Подключение фаркопа: схема, особенности, устройство и распиновка розетки

0
0

Подключение фаркопа - важный этап при подготовке автомобиля к буксировке. Правильно выполненные соединения гарантируют безопасность на дороге. В статье мы подробно разберем особенности монтажа различных типов розеток и дадим рекомендации по их установке.

Назначение и виды розеток фаркопа

Основное назначение розетки фаркопа - обеспечить электрические соединения между автомобилем и прицепом. Благодаря этим соединениям сигналы поворотов, стоп-сигналы, габаритные огни и другие элементы освещения прицепа работают синхронно с аналогичными системами автомобиля.

Стандартно используются два типа розеток:

  • 7-контактная - наиболее распространенный вариант;
  • 13-контактная - применяется реже, в основном на прицепах-дачах.

7-контактная розетка вполне достаточна для обеспечения всех необходимых функций на типичных легковых прицепах. 13 контактов нужны для подключения дополнительных систем в кемперах и автодомах - отопления, кондиционирования, бытовой техники.

Требования правил дорожного движения

Согласно правилам дорожного движения, любой буксируемый прицеп обязан быть оборудован исправными световыми сигналами. Это касается габаритных огней, стоп-сигналов, указателей поворота. Неисправная светотехника прицепа влечет за собой такие же штрафные санкции, как и неработающие фонари на автомобиле.

Поэтому после установки фаркопа обязательно требуется распиновка и подключение розетки, чтобы обеспечить передачу сигналов на прицеп. Рекомендуется перед каждой поездкой проверять исправность освещения и световой сигнализации.

Особенности схемы подключения 7-контактной розетки

Схема подключения розетки фаркопа на 7 контактов является наиболее распространенной. Она используется при подсоединении подавляющего большинства прицепов к легковым автомобилям.

Назначение контактов в 7-контактной розетке следующее:

  1. Левый поворот
  2. Противотуманная фара
  3. Масса (корпус)
  4. Правый поворот
  5. Правый габарит, стоп-сигнал
  6. Стоп-сигнал
  7. Левый габарит

Для соединения розетки с бортовой сетью автомобиля можно использовать два способа:

  • Штатный - подключение к готовой проводке фаркопа;
  • Универсальный - самостоятельное соединение с задними фонарями.

В первом случае достаточно приобрести 7-контактную вилку и выполнить соединение в соответствии со схемой из инструкции к фаркопу.

При универсальном подключении необходимо напрямую соединять разъемы розетки с аналогичными цепями в задних фонарях автомобиля. Это более сложный способ, требующий знания особенностей проводки конкретной модели.

Для монтажа рекомендуется использовать медные многожильные провода с двойной изоляцией. Это обеспечит надежность электрических соединений.

Схема распиновки 13-контактной розетки

13-контактная розетка фаркопа обладает расширенными возможностями по сравнению с 7-контактным вариантом. Это связано с наличием дополнительных электрических цепей.

В 13-контактном разъеме присутствуют контакты с полярностью "+" и "-". Это позволяет подавать электропитание непосредственно на бортовые системы прицепа.

Данный тип розетки совместим с европейским стандартом ISO 11446, поэтому может использоваться на импортных автомобилях и прицепах.

Пошаговая инструкция монтажа

Установка и подключение розетки фаркопа включает следующие основные этапы:

  1. Подготовка места размещения розетки, удаление элементов облицовки;
  2. Подключение контактов розетки к проводке фаркопа или напрямую к задним фонарям;
  3. Закрепление розетки и изоляция мест подключения проводов;
  4. Проверка работоспособности с помощью тестера или подключения прицепа.

Рекомендуется использовать специальные защитные компаунды для надежной фиксации и изоляции контактных соединений от внешних воздействий.

Средний план руки человека, подключающего тестер фонарей прицепа к розетке ночью при яркой неоново-синей подсветке

Особенности схемы подключения фаркопа ВАЗ

На автомобилях ВАЗ распространена упрощенная схема подключения 7 к 7. В этом случае контакты розетки соединяются напрямую с задними фонарями без использования штатной проводки фаркопа.

Это может вызвать сложности при определении необходимых точек соединения. Настоятельно рекомендуется предварительно изучить схему бортовой электрики конкретной модели ВАЗ.

Особенности схемы подключения электрики фаркопа

При подключении электрики фаркопа важно учитывать наличие или отсутствие бортового компьютера на автомобиле. Современные иномарки обычно оснащаются электронными системами управления, которые могут выдавать ошибки при подключении дополнительной нагрузки в виде осветительных приборов прицепа.

В таких случаях помимо распиновки розетки необходима установка блока согласования, предотвращающего возможные сбои и неполадки.

Особенности схемы подключения фаркопа на автомобиле Lada Niva

На Lada Niva часто встречается установка фаркопа вместе с багажными системами. В этом случае изготовителем могла быть предусмотрена штатная проводка для подключения розетки.

Для определения наличия такой проводки необходимо изучить инструкцию по эксплуатации конкретной модели багажника на Niva. При ее отсутствии придется использовать универсальную схему подключения напрямую к задним фонарям автомобиля.

Подробный крупный план 13-контактной розетки и вилки прицепа, разъединенных на деревянном верстаке при мягком естественном освещении от окна

Типичные ошибки новичков при подключении фаркопа

Самостоятельная установка и подключение фаркопа часто сопряжены с типичными ошибками, особенно если человек делает это в первый раз. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Неправильный выбор типа розетки

Нередко новички покупают 13-контактную розетку в надежде расширить функциональность, хотя на их автомобиле и прицепе используется стандарт 7-контактных разъемов. Это приводит к проблемам совместимости.

Ошибки в распиновке

Еще одна распространенная ошибка - неправильное соединение контактов при самостоятельном подключении "по цветам проводов". Лучше предварительно изучить схему распиновки в инструкции к фаркопу или автомобилю.

Неучет особенностей бортового компьютера

Подключение дополнительной нагрузки от фонарей прицепа может вызвать ошибки в работе бортового компьютера современных иномарок. Необходимо использовать блок согласования, иначе могут возникнуть сбои.

Переходники: варианты и особенности

Для совместной работы 7-контактной розетки фаркопа и 13-контактного разъема на прицепе используются специальные переходники. Существуют переходники двух типов:

  • с 13 на 7 контактов;
  • с 7 на 13 контактов.

Главный минус такого решения - невозможность задействовать дополнительные функции, которые обеспечивают контакты в 13-контактном разъеме. Поэтому переходники чаще применяют для подключения 7-контактного разъема прицепа к 13-контактной розетке на автомобиле.

Алгоритм проверки после установки фаркопа

После завершения монтажа розетки фаркопа рекомендуется выполнить проверку для подтверждения правильности всех электрических соединений и отсутствия возможных неисправностей.

Для этого потребуются: тестер, запасные лампы сигналов, предохранители. Необходимо последовательно проверить все цепи в розетке и убедиться в передаче сигналов на контакты разъема.

Особенности схемы подключения фаркопа на автомобиле Lada Niva

При установке фаркопа на Lada Niva с багажной системой стоит обратить внимание на возможность использования штатных электрических цепей. Их наличие можно проверить по инструкции на конкретную модель.

При отсутствии заводской проводки придется применять самостоятельную схему подключения розетки фаркопа непосредственно к задним фонарям Niva.

Правила безопасности при эксплуатации фаркопа

Для предотвращения возможных неполадок и аварийных ситуаций при использовании фаркопа необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

Контроль нагрузки на электрические цепи

Перегрузка проводки может привести к перегреву и воспламенению изоляции. Не подключайте через розетку фаркопа мощные потребители тока, это может вызвать короткое замыкание.

Защита контактных соединений от влаги

Попадание воды на контакты разъемов чревато окислением и образованием ненадежного электрического соединения. Регулярно обрабатывайте контакты в розетке водоотталкивающим аэрозолем.

Проверка целостности проводки и изоляции

Перед каждой поездкой осматривайте проводку на наличие повреждений. При обнаружении дефектов изоляции немедленно устраняйте их во избежание коротких замыканий.

Использование стабилизирующих устройств для прицепа

Движение с большой скоростью или по пересеченной местности повышает нагрузку на ТСУ. Установите стабилизатор покачивания, чтобы снизить динамические нагрузки на фаркоп.

Соблюдение мер предосторожности при нештатных ситуациях

В случае обнаружения дыма или запаха горелой изоляции немедленно остановитесь и отключите аккумулятор. Ни в коем случае не пытайтесь запустить двигатель до выяснения и устранения причин неисправности.

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию фаркопа

Для обеспечения длительного срока службы фаркопа и безопасной эксплуатации прицепа необходимо выполнять следующие рекомендации:

Периодически осматривайте крепления фаркопа к кузову или раме автомобиля, при необходимости подтягивайте резьбовые соединения.

Замена контактных колодок при износе

Со временем материал в розетке фаркопа подвергается износу. Меняйте контактные колодки при появлении расшатанности или сильного подгорания.

Регулярно очищайте контакты розетки от грязи и протирайте салфеткой, смоченной в спирте. Для предотвращения окисления используйте специальные аэрозоли.

Плановая замена стояночных тормозных колодок

Из-за увеличения веса автомобиля при буксировке прицепа повышается износ тормозных колодок. Своевременно меняйте их во избежание аварий.

Для предотвращения самопроизвольного расцепления при ТО или стоянке используйте приспособления, блокирующие шар в сцепном устройстве прицепа.