Замоскворецкая линия метро: история и особенности

0
0

Замоскворецкая линия московского метрополитена является одной из старейших и наиболее загруженных веток столичной подземки. Первый ее участок был запущен 11 сентября 1938 года. За прошедшие десятилетия линия претерпела множество изменений, расширялась и развивалась вместе с городом.

замоскворецкая линия метро

История строительства и развития линии

Первый участок Замоскворецкой линии открылся для пассажиров 11 сентября 1938 года. Он носил название Горьковский радиус и пролегал от станции Сокол до Площади Свердлова (современная Театральная ). Линия прошла вдоль Ленинградского проспекта и разгрузила улицу Горького (ныне Тверская).

Среди первых станций Горьковского радиуса выделялись Сокол , Аэропорт , Динамо , выполненные в стиле ар-деко. Их отличали футуристические очертания, обилие хрома, нержавеющей стали и витражного стекла.

Особенность первых станций - архитектурные решения в стиле ар-деко, прообраз будущих элементов сталинского ампира послевоенных станций.

Вскоре после открытия началось продление линии на юг. Строительство велось в предвоенные годы, а затем было прервано с началом Великой Отечественной войны. Однако уже в 1942 году работы возобновились, и 1 января 1943 года в эксплуатацию запустили новый участок Площадь Свердлова - Завод имени Сталина (2-я очередь метрополитена).

Дальнейшее продление линии:

  • 1964 год - открытие участка до станции Речной вокзал
  • 1969 год - продление через Нагатинскую пойму до Каховской
  • 1979 год - открытие станции Горьковская (ныне Тверская )
  • 1980-е годы - участки до Орехово и Красногвардейской

В 1995 году произошло обособление Каховской линии, а Замоскворецкая продолжила развиваться. В 2000-2010-е годы были открыты новые станции Алма-Атинская , Технопарк и Ховрино .

Основные технические характеристики

По состоянию на 2023 год Замоскворецкая линия имеет следующие основные технические характеристики:

  • Протяженность - 42.8 км
  • Количество станций - 24
  • Среднее время поездки - 62 минуты
  • Средняя скорость движения - 42 км/ч
  • Подвижной состав - 720 вагонов (2010 год)
  • Пассажиропоток - 1.3 млн чел./сутки (2016 год)

Замоскворецкая линия метро имеет ряд особенностей:

  • Линия под Москвой-рекой проходит по Нагатинскому метромосту
  • Используются вагоны серий 81-717/714 и их модификации
  • Применяется автоблокировка с автостопами и защитными участками

По пассажиропотоку Замоскворецкая линия занимает третье место в Московском метро после Сокольнической и Калининской линий. По протяженности она уступает лишь Кольцевой линии.

Замоскворецкая линия метро динамично развивалась на протяжении десятилетий. С 1970 по 2010 год средняя скорость движения выросла с 33 до 42 км/ч. Пассажиропоток увеличился более чем в 2 раза.

Особенности эксплуатации

Замоскворецкая линия отличается высокой интенсивностью движения поездов. В часы пик интервал составляет менее 90 секунд. Для увеличения пропускной способности используются зонные обороты составов.

Особого внимания требуют проблемные участки линии, в частности перегон Царицыно - Кантемировская , подверженный воздействию плывунов. На этом отрезке регулярно проводятся ремонтно-восстановительные работы.

Для повышения безопасности пассажиров в 1994 году все вагоны Замоскворецкой линии были оснащены автоматической системой пожаротушения "Игла".

Несмотря на возраст линии, она активно модернизируется и соответствует современным стандартам качества и надежности.

Планы развития линии

Несмотря на масштабную модернизацию, Замоскворецкая линия метро обладает потенциалом для дальнейшего развития.

В планах - продление линии на север до Химок, а также строительство пересадок на перспективные станции Большой кольцевой линии и Бирюлевской линии.

Подвижной состав

В настоящее время линия метро обслуживается составами 81-717/714, которые проходят капитальный ремонт с 2008 года. Планируется постепенная замена вагонов на новую модель 81-765/766/767 «Москва» или «Москва-2020».

замоскворецкая линия метро

Повышение скорости движения

Средняя скорость поездов по Замоскворецкой линии составляет 42 км/ч. Для ее повышения можно применить следующие технические решения:

  • Увеличение мощности тяговых двигателей вагонов
  • Оптимизация систем управления и сигнализации
  • Реконструкция путей на проблемных участках

Это позволит сократить время поездки и повысить пропускную способность линии метро .

Увеличение пассажиропотока

Максимальная провозная способность Замоскворецкой линии составляет до 40 пар поездов в час. Для увеличения пассажиропотока можно:

  • Укоротить интервалы между поездами
  • Увеличить длину составов до 9-10 вагонов
  • Оптимизировать оборот составов на конечных станциях

Это позволит перевозить на 20-30% больше пассажиров в часы пик.

Повышение безопасности

Для повышения безопасности на линии можно применить:

  • Установку дополнительных камер видеонаблюдения
  • Обновление систем пожаротушения в вагонах
  • Усиление взрывобезопасности вагонов
  • Внедрение цифровых систем сигнализации и управления

Это меры позволят свести к минимуму вероятность чрезвычайных ситуаций и происшествий на линии.