Дробные числительные: определение, структура, особенности

0
0

Дробные числительные - это особая группа числительных в русском языке, которые обозначают количество не в целых, а в дробных числах. Рассмотрим подробно, что представляют собой дробные числительные, особенности их употребления и склонения.

Девочка-шестиклассница задумчиво решает задачу с дробями

Понятие дробных числительных

Дробные числительные указывают на количественную характеристику предметов, явлений и т.д. не целыми единицами, а частями какой-либо единицы. Например:

  • три пятых
  • две трети
  • семь десятых

Как видно из примеров, дробные числительные состоят из двух компонентов:

  1. Числитель дроби - количественное числительное, например "три", "две", "семь" в приведенных выше примерах.
  2. Знаменатель дроби - порядковое числительное во множественном числе, например "пятых", "трети", "десятых".

Таким образом, одна часть дробного числительного указывает на само числовое значение дроби, а вторая - на то, какая часть единицы имеется в виду.

Учитель объясняет теорию дробных числительных у доски

Особенности дробных числительных

Дробные числительные отличаются рядом особенностей.

Во-первых, к ним относятся составные слова полтора , полторы , полтораста . Эти дробные числительные записываются как одно слово.

Во-вторых, в состав дробных числительных могут входить слова "ноль" и "целое". Такие дробные числительные называются смешанными. Примеры смешанных дробных числительных:

  • две целых пять десятых
  • ноль целых три четверти

В-третьих, при склонении дробных числительных изменяются обе составные части:

  1. Числитель дроби склоняется как обычное количественное числительное
  2. Знаменатель дроби склоняется как имя прилагательное во множественном числе

Например:

И.п. две пятых
Р.п. двух пятых
Д.п. двум пятым
В.п. две пятых
Т.п. двумя пятыми
П.п. о двух пятых

В-четвертых, дробное числительное вместе с существительным, к которому оно относится, образует один член предложения.

"Дробные числительные": особенности изучения в 6 классе

Дробные числительные начинают изучаться в курсе русского языка в 6 классе. Эта тема входит в раздел "Числительное" в рамках изучения частей речи.

При рассмотрении дробных числительных в 6 классе учащиеся знакомятся с их структурой, особенностями употребления в речи и склонения. Большое внимание уделяется отработке правильного склонения как числителя, так и знаменателя дробного числительного. Учащиеся тренируются в определении падежа, в котором должно стоять дробное числительное при сочетании с различными существительными.

Кроме того, в 6 классе рассматриваются такие особые дробные числительные, как полтора, полторы, полтораста. Ученики знакомятся с нестандартными формами склонения этих слов.

Усвоение темы "Дробные числительные" важно для дальнейшего корректного использования таких числительных в устной и письменной речи, а также при решении математических задач, где часто встречаются дроби.

Употребление дробных числительных

Рассмотрим основные случаи употребления дробных числительных в русском языке.

  1. Для обозначения количества чего-либо в дробях при измерении, подсчете:
      0,5 кг муки 2/3 объема емкости
  2. При указании результатов экспериментов, исследований:
      3/4 испытуемых отметили улучшение состояния
  3. В математических вычислениях, текстовых задачах:

    К 5/6 метра ткани прибавили 3/4 метра ткани. Сколько получилось метров ткани?

  4. Для выражения приблизительного количества, "с хвостиком":
      Детей в лагере отдыхало человек сто пятьдесят пять.

Как видно из примеров, дробные числительные чаще всего используются в официально-деловых текстах - отчетах, протоколах, научных статьях, а также при решении задач по математике, физике, химии.

В художественной литературе и разговорной речи дробные числительные встречаются довольно редко. Чаще используются приблизительные обороты "несколько", "около", приблизительные количественные числительные ("сто с чем-то", "тысяча с хвостиком") и т.д.