Пунктуационный разбор предложения: легко и просто
Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.
Определение
Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.
Разбор простого предложения
- Прочесть предложенный для разбора текст.
- Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
- Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
- Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.
Примеры анализа
В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:
1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.
Шаг первый. Данное предложение по цели высказывания является повествовательным, по интонации - невосклицательным, поэтому в его конце ставится точка.
Шаг второй. Пронумеровав знаки препинания, можно сказать, что их в предложении два: запятая и точка.
Я могу доверить этот секрет человеку, (1) умеющему держать язык за зубами (2).
Шаг третий. Предложение простое, в качестве подлежащего употреблено личное местоимение я, в качестве сказуемого – могу доверять. Запятая обособляет причастный оборот.
2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?
Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.
Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:
Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?
Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.
Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.
Разбор сложного предложения
Пунктуационный разбор предложения такого рода несколько сложнее.1. Прочесть предложение.
2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.
3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.
4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.
5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.
Примеры анализа
В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:
1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.
Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации – невосклицательным.
Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:
Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).
Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.
Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.
2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.
Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.
Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:
Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).
Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.
Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.
Если обучающийся будет знать, что значит пунктуационный разбор предложения, он не допустит грубых ошибок в расстановке знаков препинания. Тем самым он значительно улучшит свою успеваемость и повысит шансы на получение достойной отметки в ходе выпускных экзаменов. Это важно, поскольку от того, насколько удачно школьник их сдаст, зависит его будущее поступление в вуз. И даже такая мелочь, как ошибочная постановка знака препинания, может лишить его столь необходимых баллов.Похожие статьи
- Дефис или тире: разница между этими знаками
- Как разобрать предложение по составу? Простые и сложные предложения. Члены предложения
- Тире и дефис - в чем разница, когда и какой знак ставится
- Как понять где ставить запятые в предложении?
- Предложения с прямой речью. Примеры. Правила русского языка
- Что изучает пунктуация? Знаки пунктуации в русском языке
- Подлежащее и сказуемое: определение, пунктуация